ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА:
- Выставка книг.
- Творческие папки учителя.
- Творческие работы (тетради, сочинения, конверты - "проба пера")
- Маршрутные указатели
- Толковый словарь Ожегова.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
- "Чудо чтения"
- "Бывало ли такое с тобой?"
- Цитата немецкого педагога Дистервега.
- "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".
- Ключевые слова к тексту: клокот, плот, спугнул, рокочет.
Звучит музыка (детская, веселая).
Учителя в роли учеников до звонка стоят в коридоре. Заходят под музыку парами. Учитель их встречает словами: "Здравствуйте, дети! Сегодня мы встретились с вами на площади "Чтения и улыбок в "Книжном мире". Следуйте за мной. Давайте повернем на право и окажемся на улице Радости, погуляем по переулку Творчества и Фантазии, перейдем через дорогу и окажемся на бульваре "Важных мелочей". Остановимся на площади "Чтения", выберем понравившуюся книгу и займем свои места в читальном зале".
С каким настроением вы вошли в этот замечательный зал? Что этому способствовало?
Как же нужно учиться, чтобы все получилось в школе. "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".
Прочитайте это выражение так, что вам действительно весело. Придайте голосу интонацию восторга и прочитайте фразу еще раз. А теперь выделите то слово, на которое я укажу. Пусть эти слова станут девизом нашего урока. Прочитайте про себя вопрос с доски. Бывало ли такое с тобой? Чтение вслух этого вопроса. Бывало ли такое с тобой, что учиться было действительно не весело? А бывало ли такое с тобой, что чтение захватывало тебя так, что ты забывал окружающий мир (отвечают учителя в роли учеников). О чем мы поведем разговор на уроке (о чтении, о пользе чтения, о работе над текстом - наши предположения).Значит в "Книжном мире", на площади чтения, в читальном зале сегодня мы не случайно.
Хочу обратить ваше внимание на то, что описанную технологию работы с текстом, можно использовать (применять) уже в период обучения грамоте по учебнику "Моя любимая Азбука", как только на левой странице (для не читающих детей) появляется первый текст и сразу со страницы 43 для читающих детей. Для этого на страницах азбуки есть все необходимое: сами тексты, иллюстрации к ним (до текста) и группы ключевых слов (на левых страницах в столбиках для чтения).
Давайте рассмотрим на примере одного из текстов, как строится 11 этап работы на уроке обучения грамоте по учебнику "Моя любимая Азбука".
II этап работы над текстом.
Работа с текстом во время чтения
(читаю фрагмент урока, Азбука стр.100, Тема урока: Звук [Ш])
Дети прочитали текст про себя самостоятельно, затем вслух по предложениям, вопросы по ходу чтения вслух.
- Кто же Паша? (Паша-клоун) (показать иллюстрацию)
Кто такой клоун? (Клоун - это артист цирка, веселит народ )
- Значит, какой Паша, раз он шутник? (веселый, остроумный)
- Можно ли сварить суп - окрошку из ромашек? (нет, это Паша шутит)
Вывод: На II этапе работы над текстом задаются уточняющие вопросы на понимание содержания по ходу повторного чтения, словарная работа по ходу чтения.
А теперь мы побываем в роли учеников 1 класса, А пока - (звучит сигнал "Внимание")
У: А ну-ка дети встаньте в ряд,
Я - командир!
Д: (хором) Мы ваш отряд! (Учителя в роли учеников стоят)
Парадоксальное дыхание
При вдохе через нос живот втягивается, при выдохе через рот живот выпячивается.
Артикуляционная гимнастика
1) Протяните звук [О] следующим образом: прсвые пять секунд тихо, затем еще
пять секунд увеличивая громкость, заключительные 5-10 секунд выдох
активизируется и позволяет получить звук наибольшей громкости.
2) "Надоедливый комар" (отрабатывает "опору дыхания")
Мы подготовили себя к чтению. Работаем по Азбуке (по учебнику). Откроем стр.90, текст "Кто кого испугал?"
Найдите и прочитайте выделенные слова в столбиках (лексическое значение) Объясните значение каждого слова (обратимся к словарю). поток (стремительно текущая вода); клокотал (шумно бурлил); рокотал (издавал однообразный звук); толкал (двигал от себя) приплыл (от слова "плыть") спугнул (от слова "пугать")
Чтение выделенных слов вторично. Это ключевые слова к тексту, который предстоит прочитать. Попробуйте предположить по этим словам, о чем будет текст.
- Прогнозирование по заглавию.
- Прогнозирование содержания по иллюстрации.
(Работа до чтения)
- Про кого будем читать? (про двух мальчиков)
На чем плывут мальчики? (па плоту)
- Быстро ли бежит поток? (да, очень)
- Кто же испугался? А кто же испугал? (предположения детей)
Чтобы ответить и все понять, прочитаем текст. Учителя-Дети читают текст про себя, самостоятельно.
Чтение текста вслух по предложениям.
Вопросы по ходу чтения.
После первого предложения: (чтение вслух)
- Как же зовут мальчиков? (Роман и Тарас)
- Откуда же взялся плот? (Они сами его построили)
После второго предложения: (чтение вслух)
- Быстро ли плыл плот? Какие слова это подтверждают? (поток клокотал, толкал)
- Было ли страшно мальчикам? Может быть, это их испугал поток? (об этом в предложении ничего не говориться)
После четвертого предложения: (чтение вслух)
- Кто спугнул плот? (утки)
- Что сделали утки?
- Почему они испугались?
После пятого предложения: (чтение вслух)
- "Ну и утки!" - кто так подумал? (наверное, мальчики или рассказчик)
- Как надо прочитать это предложение? (с улыбкой и с укором: утки напрасно испугались!)
Чтение текста вслух с соответствующей интонацией
(Работа после чтения вслух)
Вопросы ко всему тексту:
- Этот рассказ грустный или веселый?
- Почему вы так думаете? Кто же кого испугал?
(Еще раз обращаю внимание учителей - детей на иллюстрацию).
- К какой части текста нарисована иллюстрация?
- Какое выражение на лицах мальчиков?
Работа с текстом после чтения:
Составление диафильма по тексту.
Каждое предложение - это кадр к фильму. Давайте составим диафильм. Камера! Мотор! Какой кадр по вашему будет первым? Озвучим!
Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент урока чтения в З-А классе. Тема: К. Паустовский "Кот - ворюга". Понаблюдайте за построением I этапа работы над текстом. С удовольствием ли ребята работают на данном этапе? (просмотр видеофрагмента - 10 минут) учебник.
Вывод после просмотра
I этап - антиципация (предвосхищение) основьшается:
1) на заглавии
2) на иллюстрации
3) на группе ключевых слов.
Продолжим просмотр видеофрагментов.
Та же тема урока: К. Паустовский "Кот - ворюга", но в ЗБ классе, и наблюдаем за II этапом работы над текстом.
- Проверили ли свои предположения, ребята? (просмотр фрагмента урока - 10 минут).
Вывод после просмотра
На этом этапе (на II) по ходу чтения задаются уточняющие вопросы. Словарная работа по ходу всего чтения.
Как же преобразуется технология работы с текстом на уроках чтения в 3-м и 4-м классе?
Как я уже говорила выше, дети постепенно осваивают предлагаемую технологию работы с текстом, потому что понимают ее смысл и еще потому, что такая работа показывает суть самого процесса чтения, делает уроки чтения мотивированными, увлекательными, личностно-ориентированными. И если исходить из этого "фундаментального" тезиса- "все, что ребенок на уроке может сделать сам, он должен сделать сам", - становиться понятно, по какому пути пойдет изменение технологии. Конечно, по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста.
Давайте рассмотрим с этих позиций каждый из этапов работы с текстом еще раз.
I. Работа с текстом до чтения (Здесь возможны варианты).
1. Этот этап становиться частью домашнего задания. Прежде чем познакомиться дома с новым текстом, ребенок выполняет привычные для него действия: рассматривает иллюстрацию перед текстом, читает заглавие, имя и фамилию автора, мысленно высказывает предположения. На уроке учитель начинает работу с новым текстом с того, что выясняет, какие предположения дети
высказывали до начала чтения. Важным этапом работы с текстом до чтения является знакомство с ключевыми словами. Если в 1-ом и во 2-ом классе ключевые слова текста предлагал учитель, то в 3-м классе постепенно можно начинать "доверять" эту работу детям.
Предлагаю вам вариант этой работы.
Каждый ученик по очереди получает задание дома самостоятельно познакомиться с новым текстом (или фрагментом), выписать ключевые слова.
Перед началом 1-ого урока по новому произведению ученик, выполнявший это задание, записывает ключевые слова, и проанализировать, осмыслить ее "с высоты достигнутого понимания" текста.
2. Если знакомство с новым текстом происходит на уроке, этот этап работы с текстом до чтения, естественно сохраняется, но "сворачивается", так как учителю уже достаточно просто произвести: "Мы начинаем читать новый текст. Наши действия? или Перед вами новый текст, незнакомый текст. Ваши предположения?
II. Работа с текстом во время чтения (преобразование технологий)
1. Самостоятельное чтение текста про себя. Этот "шаг" в работе с текстом постепенно переносится: дети получают задание дома подумать над текстом до чтения и прочитать про себя весь текст или фрагмент. Таким образом, в классе работа начинается с краткой беседы, а затем следует второй "шаг".
2. Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, задавание вопросов автору по ходу чтения. Этот шаг в работе с текстом также можно постепенно "доверять" детям. После чтения фрагмента можно не задавать вопросы учителю самому, а обратиться к детям: "Какой вопрос возникает? О чем хочется спросить автора текста?"
Предлагаю другой вариант: дети получают задание прочитать дома новый текст про себя, задавая вопросы к автору по ходу чтения, а на уроке в ходе чтения вслух дети озвучивают эти вопросы. Чтобы увидеть, насколько, дети овладели этим приемом осмысления текста, можно предложить запись в тетради или на листочках те вопросы, которые возникли у них в ходе чтения текста. Приведу пример подробной работы. Для этого нужно открыть учебники по чтению для 4 класса "В океане света".
Путешествие 14. Н. Носов "Федина задача". Урок проведен мною в 4А классе. Понаблюдайте за преобразованием технологии работы с текстом.
Вводная беседа.
Какое по счету путешествие вы должны совершить. (14). И это путешествие было самостоятельным. Почему самостоятельное? Мы много провели путешествий по литературному чтению и многому уже научились.
Назовите тему сегодняшнего урока. (Отвечают учителя в роли учеников). Дома вы должны были прочитать произведение Н. Носова "Федина задача" и самостоятельно провести I этап работы над текстом.
- Как вы действовали? (Отвечают учителя - ученики)
- Какие шаги выполняли?
- Какие предположения о главном герое произведения возникли до чтения?
- На какие мысли о произведении навела вас фамилия автора?
- К какому жанру относится произведение? (это рассказ, небольшое по объему, мало сюжетов, героев)
- Какие предположения ваши оправдались, а какие были совсем не верны?
Чтобы разобраться лучше в идейном замысле автора, перечитаем его еще раз. (Завершен 1 этап работы)
Работа с текстом во время чтения. (преобразование)
На этом этапе я провела веселый математический диктант. И так как путешествие называлось "Тайны юмора и сатиры", я решила пошутить и попросила ребят, открыть тетради по математике, (дети рассмеялись)
Итак, вопросы: (мат.диктант)
- Сколько мелодий прослушал Федя? (5)
- Сколько задач прослушал Федя? (2)
- Сколько мелодий исполнялось со словами "колокольчик?
Что вы делали, читая рассказ, решали или наслаждались концертом?
- Какими для вас показались эти вопросы? (смешные, шутливые)
На этом же этапе работы задаю ребятам вопрос. Столкнулись ли вы с непонятными словами, как сумели их истолковать? Назовите эти слова.
Выразительное чтение отрывков (по ролям) - найти отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение. Прочитать и придать голосу окраску радости, довольства.
Найдите отрывок, где настроение Феди очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.
Дифференцированная работа: на стр. 188 учебника выбери один вопрос для ответа, обоснуй свой выбор, (выбрал, потому что этот вопрос сложный, я люблю на такие отвечать).
Сюрпризный момент:
Держу в руках учебник по алгебре за 10-11 класс. Вот почему Федя Рыбкин не решил задачу? (не по возрасту задача). Дайте совет Феде Рыбкину: Чему учит рассказ? (не делать сразу 2-3 дела).
Работа с текстом после чтения.
- Проблемный вопрос - вопрос №5.
- Рассказ юмористический или сатирический? (Это мягкая сатира, не едкая, добрая).
- Каким же надо быть человеком, чтобы сочинять юмористические, сатирические рассказы.
- Каким вы представляете Н. Носова?
- Посмотрите на портрет, совпали ли ваши представления, таким ли вы представляли Н. Носова.
Рассказываю детям о писателе. Заранее подготовленный учебник рассказывает (продолжает) о Носове.
Д/з: Написать юмореску в местную газету.
Рефлексия.
- Что нового открыли для себя в Н. Носове - писателе и человеке?
- Было ли тебе интересно на уроке?
- Ты был активен на уроке?
- Все ли ты успел сделать, ответить, заметить на уроке?
- Что было для тебя трудным?
- С удовольствием ли ты будешь выполнять домашнее задание?
Хочу отметить, что уроки чтения постепенно становятся все больше похожи на уроки литературы, поскольку наряду с совершенствованием техники чтения, отработкой системы приемов понимания много внимания уделяется анализу текста.
В ряду творческих заданий, которые предлагаются детям после чтения, в 3-м и 4-м классах все больше места занимают письменные творческие работы -сочинения. Если в 3-м классе - это сочинения на свободную тему, то в учебнике "В океане света" детям предлагаются сочинения на литературные темы. Вот совсем "свежее" сочинение ученица Арсентьевой Ксении, вот наша первая попытка сочинять нравоучительную статью "Безделье" - так назвала свою статью Гурова Галина, учились сочинять полезные советы: (цитирую) "Не будь глуп, так как глупые люди смешны", "Не будь хитрым, так как хитрость всегда раскрывается" - пишет Юнусов Руслан.
В номинации лучшее сочинение года - победители сочинения - подражание К.Д. Ушинскому "Жалобы зайки":
1 место - Николаева Наташа "Фантазия Лисицы"
2 место - Нехорошков Дмитрий "Пир снегирей"
3 место - Ортина Мария "Хвоставство лисицы"
Во 2-м классе после завершения чтения произведения "Маленький принц" А. де Сент. - Экюпери ребята написали и "отправили" письма Лису, и написали сочинения на тему "Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь".
По мере того, как у детей развивается воображение, фантазия, практически все они переходят к сочинительству. В сочинениях дети делятся своими переживаниями, мыслями. Согласитесь это действительно творческая и интеллектуальная работа для маленького ученика - рассказать о каком-то событии по своему, передав свое настроение, чувства. Я не стараюсь критиковать,
поправлять их творения, а только хвалю - даже самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие.
На каждом уроке чтения стараюсь проводить "Минуты поэзии", где дети читают стихи ими поэтов, "Творческие пятиминутки", на которых дети читают свои стихи, сказки, сочинения, ими самими придуманные. Все эти "пробы пера" вы можете найти на нашей выставке. Не судите нас строго, художественные достоинства приведенных творений не столь уж велики, видна и подражательность и скованность, но нельзя не отметить искренности, увлеченности детей, их стремления выразить чувства. Моя важная задача -создание атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, атмосферы творчества, в которой дети "купаются и радостно творят"
Особенно полно раскрывают свой творческий потенциал мои ученики в игре. У каждого из вас (учителей) есть свои "копилки", где собраны множество игр направленных на читательское развитие. Поделюсь своей игрой, названной "Путешествие вглубь строки", которую переняла у Ираиды Ивановны Тихомировой - канд. пед. наук доцента кафедры дет. литературы Государственной Академии Культуры г. Санкт-Петербурга. Эта игра активизирует творческие способности читателя, способствует более глубокому ощущению себя в мире и мира в себе.
Деятельность детей организована в виде мысленного путешествия по маршруту, проходящему через текст произведения к самому читателю. На пути следования моих ребят, ждут следующие маршруты и варианты заданий. Эту игру я чаще всего провожу на III этапе работы над текстом, где есть место творчеству и фантазии. Итак, последуем за ребятами (обратить внимание на указатели маршрутов, они находятся по углам кабинета).
УЛИЦА РАДОСТИ - проявление способности к эмоциональному резонансу. - Какой эпизод произведения показался вам наиболее радостным? Что вызвало улыбку и смех.
ПЕРЕУЛОК ТВОРЧЕСТВА И ФАНТАЗИИ - проектное мышление по структурированию дальнейших событий. - Каким вы представляете себе будущее героев? Как по вашему мнению сложится их судьба?
БУЛЬВАР ВАЖНЫХ МЕЛОЧЕЙ - способность к истолкованию отдельных слов и деталей произведения.
Обратили ли вы внимание на такое слово (словосочетание). Что оно означает? Как вы его понимаете? О чем оно говорит? (работа со словарем) Какое отношение имеет к герою и к произведению в целом?
Маршруты вы можете составить разные: подойдите к этому творчески. Пусть вас выручит ваша фантазия. Пробудите интерес к чтению в своих детях. Давайте научим наших детей делать запас мыслей, как советует нам сделать Дистерверг, немецкий ученый и педагог, этому совету следовали многие выдающиеся люди (читаю таблицу с доски).
"Очень полезно читать книги с пером в руках... и делать из них выписки и выдержки, и создавать себе таким образом Запас мыслей"
Физ. пауза (гимнастика под музыку)
"Учимся говорить чисто"
На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук. Шум ветра - звук [в] -приближается и удаляется: В-В-В-В-В - приближается (громко)
В-В-В-В-В - удаляется (тихо, и тише)
С-С-С-С-С - шум ветра (тихо) С-С-С-С-С - (громче)
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш - приближается (громко) Ш-Ш-Ш-Ш-Ш - удаляется (тихо)
Покажите движением как падают листья (все тихо садятся)
Прочитайте отрывок (на листочке) про себя. Чтение вслух. Чтение хором медленное. Чтение хором быстрое. Чтение в темпе скороговорки. Прочитаем еще раз, но соблюдая при этом заданный мною темп (я дережирую рукой, убыстряя и замедляя темп)
В лесу лиса под сосенкой
Стелила постель лисенку
Из листьев постель для сына
А листья стелила с осины.
Прочитайте две последние строчки так, чтоб лисенок не проснулся (в конце все тише и тише).
- Любой ли человек может услышать шорох листьев, музыку падающих листьев? ( это может увидеть только внимательный, чуткий, наблюдательный, поэтичный видит необычное в обычном)
- Бывало ли такое с тобой? Идешь по осеннему лесу, под ногами шуршат листья, будто о чем - то хотят сказать тебе, хотят заговорить с тобой и ты не замечая ничего вокруг начинаешь с ними разговаривать. Так рождаются стихи.
Сюрпризный момент, музыкальный фон, учитель подкидывает осенние листья вверх. Листья шепчут нам, что пора читать стихи.
Технология работы со стихотворным текстом, та же, что и с прозаическим, тот же трехступенчатый процесс, важно прочувствовать текст.
1. До начала чтения.
- заглавие, иллюстрация.
О чем будем читать? С каким настроением написано? Так ли это, мы узнаем
прочитав стихотворение.
Чтение про себя.
Каким настроением проникнуто это стихотворение? О чем это стихотворение?
2. Медленное чтение вслух с комментированием.
Помочь представить картину детям. Увидеть какими словами создано настроение. Выразительное чтение в диалоге с автором.
Подобрать несколько стихотворений по теме и прочитать их на уроке. "Чтение стихов должно быть постоянным, чтобы душа не засохла" А.И. Герцен. Просмотр видеофрагмента. 3 класс Урок Чтения. Тема: Б. Заходер "Что красивей всего"
3. Этап работы.
Выразительное чтение. Чтение по ролям. Игра в театр. (инсценирование, реквизит)
Бывало ли такое с тобой?
После чтения стихотворения сочинить подобное? Или продолжить его? (отвечают учителя).
Бывало ли такое с тобой, что после прочитанного тобой стихотворения хотелось нарисовать что-то к тексту, или сочинить музыку к стихам (отвечают учителя).
Д/з Перед вами текст, поработайте дома, применив 3 этапа работы над текстом (текст читает учитель).
Дарю вам на память Древнюю Рукописную Книгу (показываю иллюстрацию)
Рефликсия.
Было ли интересно тебе на уроке? Что особенно запомнилось? Чему научились? (выслушать ответ учителей)
Дорогие собеседники, мне было приятно с вами общаться, вы были лучшей аудиторией. На мой взгляд это важно, чтобы то, что "бывало", не угасало со временем, а развивалось и из прошлого переходило бы в настоящее, а из настоящего - в будущее. Кто знает, может быть как раз здесь и таится ключ к Чудо Чтению.
Хочу подарить вам мое любимое высказывание, совет академика Д.С. Лихачева: "Не будьте суетны, когда открываете книгу; читайте с удовольствием, не торопясь.
Урок окончен. До новых встреч!!!
Сейчас, когда детское чтение в России кричит 808, перед учителями начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус.
Каждый день я ставлю перед собой задачу - сделать каждый свой предмет, каждый урок, а особенно уроки чтения максимально интересными, а в условиях модернизации образования - еще и современными. Сегодняшние школьники привыкли к видео, компьютеру. Чем же может удивить их простой школьный урок? Урок чтения? Я заинтересована в том, чтобы урок чтения стал для каждого любимым. Чтобы каждый школьник открыл в себе Чудо Чтения. Работая по образовательной системе развивающего обучения "Школа 2100", я убедилась в правоте основного правила этой системы, ребенок хорошо запоминает только то, что пережил сердцем, что заставило его задуматься, потрясло и удивило. Положительное отношение к чтению по моему мнению, начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником событий, которые отображены писателем, когда ребенок откроет личный смысл в читаемом. Подтверждение этой мысли я обнаружила у немецкой писательницы Кристы Волф "У каждого ребенка, как бы мал он ни был, есть запас жизненных впечатлений, представлений, переживаний". Книга как бы выманивает из этого запаса те или иные образы, воскрешает их, актуализирует, по-новому структурирует, соотносит с читаемым. Тут и начинается влияние книги. Наши современные дети хотят изучать и читать то, что им интересно. Принимая это во внимание, ставлю сверхзадачу, которую я должна помочь решить ребенку: "Удивляться на каждом уроке". И тогда я приглашаю ребят в страну "Вообразилия", именно в этой стране они открывают для себя чудо чтения. С развития воображения начинается читатель, считаю я. Перед тем, как отправиться в Вообразилию читаю детям эти строки:
Где царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Где все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения.
А в эту Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
"Бывало ли такое с тобой?"
Вызывала ли тебя книга желание помечтать, пофантазировать? (отвечают учителя в роли детей).
К теме, а именно к технологии работы с текстом на уроках чтения мне приходилось возвращаться неоднократно. Учителям, работающим по книгам серии "Свободный ум", она знакома и используема в своей работе.
Что же подтолкнуло меня еще раз обратиться к данной проблеме? Во-первых, желание познакомить с эти подходом к уроку чтения тех учителей, которые только начинают работать по книгам для чтения серии "Свободный ум". Во-вторых, заново вместе с вами осмыслить технологию работы с текстом на уроке чтения, сформулировать основные положения, касающиеся преобразования технологии на различных этапах обучения.
Учить читать - такую задачу ставят перед учителем авторы учебников серии "Свободный ум" Рустэм Н Бунеев и Екатерина Бунеева.
Какова же методика работы с текстом на уроках чтения? Прежде чем говорить об этом, ответим на вопрос: какому чтению мы учим?
В начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста, ученик должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать. Мы, учителя, должны понимать, что мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а для самого себя.
А значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. И конечно же, необходимо уделять равное внимание и чтению вслух и чтению про себя.
Что значит учить читать?
Формировать у детей тип правильной читательской деятельности, который представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).
Методика формирования у детей типа правильной читательской деятельности разработана и подробно описана профессором Н.Н.Светловской. Эта методика составлена не сегодня и применима не только к урокам внеклассного чтения. "Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем".
Итак, этапов работы с текстом будет три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения, (обратить внимание слушателей на таблицу)
Во время чтения
Внутри каждого этапа существует определенная последовательность "шагов".
Три этапа работы с текстом.
Рассмотрим технологию работы с прозаическим текстом (работу со стихотворным тексом мы рассмотрим ниже).
I этап.
Работа с текстом до начала чтения.
Цель этапа: развитие важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.
Последовательные шаги:
1) Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая высказывает свои предположения о героях, теме, содержании.
2) Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.
Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.
Детям на уроках нужно показать, что чтение - это общение не непосредственно, а через текст, созданный автором.
II этап.
Работа с текстом во время чтения.
Цель этапа: достижение понимания текста на уровне содержания.
Последовательные шаги:
1) Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
2) Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения, а не после учитель
задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить.
Например: Что подтвердилось? В чем мы не правы?
Словарная работа.
Объяснение и уточнение значений слов ведется по ходу чтения. В этом случае работа становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании.
Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, - это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или в уже прочитанной части текста, или в той, которую еще нужно прочитать. Таким образом, дети видят суть процесса "вчитывания" в текст и сами участвуют в нем: идут по тексту вслед
за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как "разворачиваются" перед ними характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор.
3) Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Рез у л ь татом понимания может быть
озаглавливание этой части текста.
4) Такая же работа (шаги 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом текста, и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.
Если текст большой по объему и за один урок до конца не прочитан, то можно предложить детям дома прочитать про себя следующий фрагмент (главу), а на уроке начать сразу с чтения вслух.
Здесь возможны варианты. Главное, нужно систематически следовать описанной технологии на этапе работы с текстом. Я убеждалась в этом и не раз, что дети понимают ее и осваивают, т.е. начинают действовать также, когда читают самостоятельно вне уроков.
Зарезюмируем: II этап работы, работа с текстом во время чтения - это обучение вдумчивому чтению.
Именно на этом этапе чаще всего я испытывала затруднения. Давайте запомним, что вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, - это вопросы к автору, ответы на них нужно искать в прочитанной части текста, или в той которую еще нужно прочитать. Происходит процесс вчитывания, постепенное накопление смысла этого текста.
Настоятельно советую задавать уточняющие вопросы на понимание, по ходу (повторного) чтения, а не после, регулярно возвращать детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить. Результатом понимания является озаглавливание частей. В чем совпали наши мысли с автором? (обобщающие вопросы ко II этапу). Итак, текст прочитан. Завершена самая сложная часть работы. И вы хорошо понимаете, что существуют несколько вариантов вдумчивого чтения конкретного текста и осознаете, что можно по-разному расставить акценты, переформулировать вопросы к тексту. Желаю вам удачи и творчества в этом.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста - "чтение между строк") Последовательные шаги:
1) Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Следую! ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, "спрятанного между строк".
Проблемный вопрос: Для чего автор написал? Для кого?
2) Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения, а не до.
Например: Как вы думаете, какой это человек?
3) Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? Может быть, эта иллюстрация ко всему тексту в целом? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?
4) Выполнение творческих заданий.
Игра в театр
Сочинение
Придумывание загадок, закличек, песенок
Придумывание стихов.
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/