logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Какого цвета ноты.

Какого цвета нота ДО?

Ей больше всех идет бордо.

В бордовом платьице она

Всем больше во сто крат слышна.

У нотки РЕ наряд речной,

Он синевато-голубой.

Журчит она, как ручеек,

То низок тон, а то высок.

У ноты МИ вуаль полей.

Зеленый цвет сверкает в ней.

Мы как волшебная волна,

Несет всем людям мир она.

ФА обожает фиолет,

Заката солнечного цвет.

Жаль только, фа слегка грустна,

Но любит погрустить она.

СОЛЬ словно солнца яркий луч,

Который светит из-за туч.

В наряде желто-золотом

Приносит нотка радость в дом.

 

Вопросы и задания:

  • Нарисуйте нотки в нарядах, описанных в стихотворении.
  • С какими цветами у вас ассоциируется звучание разных нот?
  • Знаете ли вы художников, которые рисовали музыкальные картины?
  • Педагог включает музыку. Дети должны нарисовать эту музыку теми красками, с которыми эта музыка у них ассоциируется.

 

 

Сказка о музыкальных звуках

 

Первый солнечный луч заглянул в окошко и прыгнул на пушистые ресницы спящего мальчика. Другие солнечные лучи влетели в комнату вслед за первым и рассыпались повсюду. Мальчик открыл глаза и сказал: «Ой! Ой, это что?!»

В комнате кружились, сверкали и звенели золотые искорки. Мальчик попытался поймать ладошками звенящие искорки. Они тут же растаяли в солнечном луче, но в ладошках у мальчика шевельнулось что-то горячее. Он осторожно открыл ладошки и увидел одну золотую искорку.

— Спой мне золотую песенку, искорка, — попросил мальчик.

— Я могу спеть только один звук, — пропела искорка звонким голоском. — Остальные звуки унесли мои сестрицы искорки. Отпусти меня к ним, мальчик.

— Хорошо, лети, — мальчик подбросил искорку в воздух. Она сверкнула и исчезла в солнечном свете. Дверь открылась, и в комнату вошла мама.

— Мама, здесь звенели и пели золотые искорки, но потом они улетели, — сказал мальчик.

— Это была музыка — песенка солнышка. Она всегда летает вместе с солнечными лучами, — засмеялась мама и поцеловала сына.

Днем мальчик побежал гулять на поляну за домом. По краю поляны тек прозрачный ручей. Мальчик присел на корточки и смотрел, как прозрачные струи журчат и обтекают разноцветные камушки. Некоторые журчащие хрустальные капельки выпрыгивали из бегущей воды и кружились над ручьем.

Мальчик протянул ладошки, чтобы поймать их. Все капельки нырнули в ручей, а в ладошках мальчика осталась только одна маленькая капелька.

— Спой мне журчащую песенку, капелька, — попросил мальчик.

— Я могу спеть только один звук, — пропела капелька журчащим голоском. — Остальные звуки унесли мои сестрицы капельки. Отпусти меня к ним мальчик.

Мальчик наклонил ладошку, капелька скатилась в ручей и исчезла.

Мальчик побежал домой и пожаловался маме:

- Мама, над ручьем прыгали журчащие капельки, но потом они уплыли вместе с ручьем.

- Это была музыка - песенка ручья. Она всегда бежит вместе с ручьем, — объяснила мама.

Пошел дождик, а потом выглянуло солнышко, и над поляной повисла красавица радуга. Её разноцветные дуги гудели и вибрировали. Мальчик побежал к радуге. Он хотел взять маленький кусочек поющей радуги, но радуга быстро погасла. Мальчик чуть не заплакал от огорчения, но тут увидел, что кусочек разноцветной радуги лежит на цветке.

Малшик быстро накрыл этот кусочек ладошкой и попросил: — Спой мне песню радуги, радужный кусочек. -Жжж, — зажжужало под ладошкой. - Я не радужный кусочек, а жук. Радуга подарила мне только капельку сверкающей краски для спинки и один свой жужжащий звук.

- А где остальные звуки радужной песни? - спросил мальчик.

- Добрая радуга подарила се кусочки бабочкам, жукам, цветам, птицам - всем, кто украшает Землю. Отпусти меня, пожалуйста. Мальчик убрал ладошку, и жук улетел.

- Я не смог поймать радужную песенку. Она разделилась на много тысяч кусочков и разлетелась по всей Земле, — сказал расстроенный мальчик маме.

- Не горюй, сынок. Пусть ты не поймал песенку, но тебе дан великий дар - слышать Музыку, — успокоила мама сына.

- Откуда берется Музыка, мама? - спросил мальчик.

- Наверное, она спускается с небес, чтобы подарить людям свои мелодии, - задумчиво произнесла мама.

Я все-таки поймаю эти мелодии, - упрямо сказан мальчик.

Вопросы и задания:

Представьте, что солнышко спело вам свою песенку. Запишите, о чем пело солнышко.

Нарисуйте солнышко с музыкальными лучиками. В какое время года и как поет солнышко? Чем утренняя песенка солнышка отличается от дневной и вечерней?

Как вы думаете, о чем журчат капельки дождя, росы, ручья, морские капельки?

Придумайте сказку о том, как радуга дарила всему вокруг свои

разноцветные песенки.

Каким талантом обладал мальчик?

Как человек может открыть в себе талант слышать музыку в окружающем его мире?

Как вы думаете, откуда берется музыка и для чего она дана людям?

Песня нотки позвала

Песня над землей звучала

Без конца и без начала.

«Принимайтесь за дела!»

— Потки песня позвала.

Принялись послушно ноты

За волшебную работу.

Стали песенку писать

Быстро в нотную тетрадь.

Песня в ноты превратилась.

Рассмеялась, оживилась,

И пропела звонко нотам:

«Всем спасибо за работу!»

 

Вопросы и задания:

  • Где живут нотки? Нарисуйте домик для ноток.
  • Нарисуйте нотки в виде забавных человечков, которые карандашами записывают песню в нотную тетрадь.
  • Почему у ноток волшебная работа?
  • Нарисуйте песню в виде красивой девушки в одежде из ноток.
  • Как выдумаете, что песня подарила ноткам в благодарность за работу?
  • Придумайте сказку о том, как однажды нотки потерялись и не вышли на работу.
  • Дети получают карточки с разными нотами и под музыку танцуют. Затем музыка останавливается, и педагог говорит: «Ну-ка, ноты, принимайтесь за работу!» Дети, у которых карточки с одноименными нотками, должны объединиться в группы. Побеждает группа, которая быстрее всех выполнит эту работу.
  • Дети делятся на группы. Каждая группа встает на скамейку. Все члены групп получают карточки с нотами. По команде дети должны перестроиться по нотам в нотном ряду. Побеждает группа, которая быстрее перестроится и в которой ни одна «нотка» не упадет со скамейки.

 

 

Заботливые нотки

У нотки ДО забот полно.

Ей дело важное дано.

Она основа звукоряда,

Ей быть всегда на месте надо.

РЕ радость всем вокруг несет

И для подруг ромашки рвет.

Как ручеек, звенит она,

И всем издалека слышна.

МИ обожает мир, покой.

Волшебный месяц золотой.

О красоте она мечтает

И ей напевы посвящает.

ФА — фантазерка и поэт.

Есть у нес велосипед,

Крылатый с ярким фонарем,

По небу мчится Фа на нем.

СОЛЬ любит солнца яркий свет,

Светлей и чище нотки нет.

В саду она фасоль растит,

Вас непременно угостит

Дом нотки ЛЯ из лепестков.

Она большой знаток цветов

Лесных, садовых, луговых.

Сама похожа Ля на них.

А нота СИ у нас скромна.

Последняя в ряду она.

СИ обожает сны и сказки

И голубые деток глазки.

У каждой нотки жизнь своя.

По вместе все они семья.

В ней семь волшебных «я» живут

И звонко песенки поют.

 

Вопросы и задания:

  • Нарисуйте, как нотки из этого стихотворения выполняют разные дела.
  • Дети делятся на группы. Каждая группа—семь нот. Ноты должны придумать какое-либо общее дело и рассказать о нем.
  • Каждая группа — семья нот. Дети должны рассказать, кто в этой семье родители, кто — дети, кто — бабушка с дедушкой, и объяснить почему.
  • Каждая нотная группа придумывают сценку из жизни нотной семьи.
  • Нарисуйте домики для разных нот.
  • На какие цветы похожи разные ноты? Нарисуйте музыкальный букет, в котором каждый цветок будет символизировать какую-либо ноту.

 

 

Как нотки научились петь

Мальчик спал, но ноткам в нотной тетради не спалось, и они попросили:

— Маэстро Скрипичный ключ, слышите, как красиво поет соловей в лесу. Отпустите нас в лес. Мы выучим песенку соловья и принесем ее в подарок мальчику.

— Ладно, летите, непоседы, только утром возвращайтесь, — велел Скрипичный ключ.

Нотки выпорхнули из тетради и полетели в лес. Песенка соловья переливалась и взвивалась под небеса, и нотки летали вместе с ней. Так прекрасна была эта песенка, что лесные звери и птицы слушали ее всю ночь. Утром соловушка поклонился слушателям, почистил горлышко и полетел отдыхать.

— Не улетай, соловушка, научи нас своей песенке, — стали просить звери и птицы.

— Не могу, я очень устал. Пусть нотки вас научат, — показал соловей на нотки, сидящие на ветках, и добавил:

— Они дочки феи Музыки и хорошо запомнили мою песенку.

Нотки обрадовались, что им поручили такое важное дело, и спрыгнули на землю.

Ноту До забрал медведь. Он уселся возле дерева и начал петь: «До-до-до».

— Это песня совсем не соловьиная, — пробурчал медведь и закинул нотку До на дерево.

Ноту Ре взяла волчица. Она завыла монотонно «Ре-ре-ре».

— Эта нота не выучила песню соловья, — решила волчица и бросила нотку Ре в ручей.

Лиса унесла ноту Ми и затявкала: «Ми-ми-ми».

— Это совсем не соловьиная песенка, — засмеялись лисята.

— Видно, мне досталась неправильная нотка, — протявкала лиса и спрятала ноту Ми в мох.

— Послушай, ежиха, песню соловья «Фа-фа-фа», — зафыркал ежик, который взял ноту Фа.

— Какие глупости, вместо фырканья лучше подари мне фиалки, — сказала ежиха.

Пристыженный ежик отправился за фиалками и засунул ноту Фа в одну из фиалок.

Ноту Соль унесла белка, чтобы спеть бельчатам песню соловья. К сожалению, у нее тоже ничего не получилась. Тогда белка наколола ноту Соль на сучок, как грибок.

Нота Ля досталась мышке. «Ля-ля-ля, песня соловья», — пищала мышка, но другие мышки стали смеяться над ней. Положила мышка нотку Ля на листик и забыла про нее.

Нотку Си подхватила синичка и защебетала: «Си-си-си». Песенка получилась веселая, но у соловья она звучала переливчато, а у синички — однотонно.

Утром мальчик открыл свою нотную тетрадь и обнаружил, что все нотки пропали.

— Это я виноват, — признался маэстро Скрипичный ключ. — Я отпустил нотки в лес до утра учить соловьиную песенку. Но они почему-то не вернулись.

— Наверное, нотки попали в беду, — воскликнул мальчик и побежал в лес.

Ноту До мальчик снял с дерева, нотку Ре выловил из ручья, ноту Ми нашел во мху, ноту Фа достал из фиалки, ноту Соль снял с сосны, ноту Ля поднял с листика, а ноту Си ему сама синичка принесла. Сели нотки на свои линеечки нотного стана и загрустили.

— Вы что, нотки, не рады, что домой вернулись? — удивился Скрипичный ключ.

— Мы грустим, потому что не смогли спеть песенку соловья. Видно, эта песенка нам не подходит, — запищали нотки.

— Постойте, что вы говорите, — вмешался в разговор соловушка. Он отдыхал на дереве за окном и все слышал. — Ну-ка, повторяйте за мной. И соловей засвистел: «Фьють-фьють-фьють». Все нотки хором запели вместе с ним, но получился такой писк и визг, что мальчик закрыл уши руками.

— Все понятно, — сказал Скрипичный ключ. — Вы, нотки, пока не знаете законов Музыкальной гармонии. Запомните первый закон. Все ноты должны петь звуки разной высоты. Когда соловушка запоет свою песенку, пусть каждая из вас подхватывает только тот звук, который подходит ей по высоте.

Снова запел соловей, а нотки запели вместе с ним, но каждая теперь пела только тот звук, который подходил ей по высоте. Получилась чудесная соловьиная мелодия.

Маэстро Скрипичный ключ записал эту мелодию на первой странице нотной тетради.

Вопросы и задания:

  • Какие нотки каким зверям больше всего подходят?
  • Какая нотка больше всего подходит вам по характеру?
  • Придумайте сказку о том, как лесные обитатели устроили для ноток лесной концерт.
  • Нарисуйте приключения ноток в лесу.
  • Почему мальчик сразу же пришел ноткам на помощь?
  • Почему нотки не смогли спеть слаженно соловьиную сенку?
  • Что такое музыкальная гармония и для чего она нужна?

 

 

 

Дружные нотки

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Мчатся быстро на такси.

Ждут их в музыкальной школе,

Ждут в оркестре их и в хоре.

Если нотки опоздают.

Все мелодии растают.

Скрипки и виолончели

Не исполнят свои трели.

Перестанет контрабас

Всем показывать свой бас.

Даже барабан замрет —

Ужас, что произойдет.

Поскорей, подружки ноты.

Принимайтесь за работу.

Мы вас очень, очень ждем,

Мы без музыки умрем!

 

Вопросы и задания:

  • Почему нотки опаздывали на свою работу? Что их задержало?
  • Придумайте сказку о том, как нотки заболели и не вышли на работу.
  • Придумайте волшебное музыкальное лекарство для нот.
  • Педагог приносит в класс разные музыкальные инструменты, например: барабан, скрипку, дудочку и т.д. Затем на этих инструментах проигрываются одноименные нотки. Дети должны рассказать, чем отличается звучание одной и той же ноты на разных инструментах.
  • Если бы вы были нотками, в каких музыкальных инструментах вы бы хотели звучать?
  • Нарисуйте для ноток быстрый музыкальный транспорт, чтобы они не опаздывали на работу.

 

 

Тайна длительности звуков

— Мама, маэстро Скрипичный ключ записал в нотную тетрадь песню соловья, а потом он запишет все другие мелодии тоже, — радостно сказал мальчик маме.

— Сегодня можно записать только мелодию дождя, — улыбнулась мама и показала на серые тучи за окном.

Тут же хлынул ливень. Мальчик слушал, как капли барабанят по крыше и как журчат струйки, стекающие по оконному стеклу. Непоседливые нотки тут же подхватили эту песенку Капельки стучали быстро и часто: кап-кап-кап. У ноток, которые пели вместе с ними, вырастали палочки с двумя хвостиками, а у ноток, которые пели журчащую песенку струек, палочки были с одним хвостиком.

— Маэстро Скрипичный Ключ, почему у разных ноток разные хвостики? Почему одни нотки беленькие, а другие черненькие? — спросил мальчик.

— Это великий закон длительности звуков! — важно от-встил маэстро. — 11отки должны сами открыть этот закон.

— Как, как, как нам открыть закон длительности звуков? — запищали нотки.

— Это очень трудно, — предупредил Скрипичный ключ. — Нужно отправиться в опасное путешествие: вместе с капельками дождя и струйками воды спуститься в ручей и по нему доплыть до речки, а потом попасть в морс.

— Как страшно, река глубокая, а морс еще глубже. Если наши хвостики намокнут, мы утонем. Мы не умеем плавать под водой, как рыбки, — заплакали нотки.

— Не плачьте, нотки, хотите, я подарю вам свой кораблик? — предложил мальчик.

— Ура! Ура! Ура! — засмеялись нотки. — Мы поплывем на корабле, как настоящие матросы!

— Вот непоседы, то смеются, то плачут, — укоризненно сказал Скрипичный ключ.

Мальчик усадил нотки на кораблик, вышел под дождь и пустил кораблик с нотками в плаванье.

— Возвращайтесь скорее, — крикнул мальчик и помахал вслед ноткам рукой.

Целый день мальчик беспокоился:

— Бедные нотки, как они там? Я промок до нитки, пока их провожал, а они целый день под дождем среди волн.

К счастью, вечером нотки вернулись. Они прыгнули в нотную тетрадь и сказали:

— Как хорошо дома, в тепле и уюте. Быть матросами нелегко. В ручейке кораблик только слегка качался. Па реке волны качали кораблик гораздо сильнее, чем в ручье. По в морс огромные волны гудели и бросали кораблик, то вверх на гребень волны, то вниз в морскую глубину. Мы испугались, взлетели в небо и вернулись домой на тучке.

— Надеюсь, вы открыли закон длительности звуков? — спросил маэстро Скрипичный ключ.

— Конечно, открыли. Слушайте, — гордо сказали нотки и застучали быстро и часто, как дождик. Потом нотки зажурчали, как струйки, в которые собирались капельки. Затем песенка струек превратилась в журчащие всплески ручья, они были громче и длиннее. Плеск воды в реке был еще длиннее. Под конец нотки запели длинно и громко, как настоящие морские волны.

— Я слушал вас и словно сам плыл вместе с вами! Как красиво! — воскликнул мальчик.

— Во время путешествия мы поняли, что звуки бывают разные по длительности. Это очень красиво, когда они чередуются и меняют свою длительность, — объяснили нотки.

— Да, правильно, — согласился Скрипичный ключ. — Музыканты называют это ритмическим рисунком. Они записывают целые нотки белым кружком, половинные— белым кружком с палочкой, четвертинки — черным кружком с палочкой; в одной восьмой к черному кружку и палочке добавляется хвостик, а у одной шестнадцатой вырастают сразу два хвостика.

Тут маэстро замолчал, потому что усталые нотки крепко спали. Мальчик тоже пошел спать, а маэстро Скрипичный ключ записал песенку воды в нотную тетрадь.

 

Вопросы и задания:

  • Как вы думаете, о чем поют капельки дождя?
  • Нарисуйте капельки дождя в виде ноток.
  • Почему у разных ноток разные хвостики и что они обозначают?
  • Почему одни нотки беленькие, а другие — черненькие?
  • Для чего нужен закон длительности звуков?
  • Нарисуйте путешествие ноток на кораблике.

 

 

Мажор и минор

Жил да был один синьор.

Имя он носил Мажор.

Улыбался, хохотал,

Никогда не тосковал.

Рядом жил другой синьор.

Назывался он Минор,

Часто плакал он, грустил.

Не смеялся, не шутил.

Два соседа дружно жили.

Оба музыке служили,

Только каждый — как умел,

У обоих — куча дел.

 

Вопросы и задания:

  • Нарисуйте забавные портреты двух синьоров.
  • Какие музыкальные инструменты больше всего ассоциируются у вас с минором или мажором?
  • Что в жизни может быть мажорным или минорным? (Настроение, день, погода, цвет.)
  • Вам по характеру ближе минорное или мажорное настроение?
  • Дети делятся на пары. Один в паре — мажор, другой — минор. В сценке-диалоге дети рассказывают друг другу, какие у мажора и у минора самые важные дела.
  • Придумайте сказку о том, как однажды мажор и минор решили сделать для людей музыкальные подарки.

 

 

Два голубка — Мажор и Минор

Па следующий день мальчик заболел. Доктор прописал ему лечение и велел лежать.

— Где же ты простыл, сынок? — расстроилась мама.

— Я провожал нотки в плаванье и промок под дождиком, — объяснил мальчик.

Мама вздохнула, но не стала сердиться. Она напоила сына целебным отваром и спела ему тихо колыбельную песенку. Глазки мальчика закрылись.

— Спи, сынок. Сон — лучшее лекарство, — ласково сказала мама и вышла из комнаты.

Потки притихли на своих местах.

— Надо помочь мальчику быстрее выздороветь, — сказала нота До.

— Вы слышали, мама сказала, что сон — лучшее лекарство, — добавила нота Ре.

— Чтобы мальчик уснул, мама спела ему колыбельную песенку, — напомнила нота Ми.

— Значит, нужно спеть ему колыбельную, когда он проснется, — предложила нота Фа.

— Тогда он снова уснет и быстро выздоровеет, — добавила нота Си.

Потки стали ждать. Как только мальчик приоткрыл свои пушистые ресницы, они громко и весело запели мамину колыбельную.

Мальчик сначала вздрогнул от неожиданности, а потом засмеялся.

— Я даже не узнал мамину колыбельную в вашем исполнении, — хохотал мальчик.

— Мы что-то спели не так и тебе не хочется спать? — удивились нотки.

— Наоборот, от такой громкой колыбельной весь сон улетел. Мама пела эту колыбельную совсем с другим настроением, — с улыбкой объяснил

мальчик. —Это грустная песенка о том, что у мамы болеет сынок и она просит сон вылечить своего сына.

— Что такое настроение? — удивились нотки. — Почему твоя мама грустит?

— Маме грустно, потому что я заболел, — объяснил мальчик. — Настроение бывает разным: грустным и радостным, сердитым и веселым.

— Зачем нужно грустить, если можно веселиться? —удивились нотки.

— Нельзя всегда веселиться, — строго произнес маэстро Скрипичный ключ. — Па Земле живет не только счастье, но и страдание, не только радость, но и грусть. Музыка служит всем чувствам человека. Это еще один закон Музыки. Он называется тембр звука, его окраска.

— Правильно, правильно, — заворковали за окном два откуда-то появившихся голубка.

— Здравствуйте, милые Мажор и Минор. Вас фея Музыки прислала? — спросил маэстро.

— Правильно, правильно, — подтвердили два голубка.

— Мальчик, впусти голубков в комнату, — попросил Скрипичный ключ. — Они помогут ноткам создавать мелодии с разным настроением.

Мальчик открыл окно. Голубки влетели и сели возле нотной тетради. Один из них поклонился.

— Позвольте представиться. Мажор. Обожаю радоваться и порхать, прошу всех бодро мне подпевать. — Голубок так весело захлопал крыльями, что нотки рассмеялись.

— Погоди, братец. Сейчас я ноткам нужнее, — поклонился второй голубок.

— Я Минор, печалиться люблю, песню грустную с вами спою.

Голубок склонил головку и печально заворковал. Нотки тоже загрустили.

— Братец, зачем печалиться, — произнес Мажор. — Лучше, когда песня ладная, веселая да складная. Смех тоже лечит.

— По мамина колыбельная — печальная песня, — прошептал Минор.

— Тише, мальчик снова уснул, — остановил братьев Скрипичный ключ. — Не спорьте, вы оба нам пригодитесь.

 

Вопросы и задания:

  • Почему у колыбельных песен грустные и нежные мелодии?
  • Нарисуйте, как два голубка — Мажор и Минор, свили себе гнездышко на нотной строчке.
  • Перечислите все, что любят делать Мажор и Минор.
  • Кто вам ближе по характеру из них двоих?
  • В какую погоду у вас мажорное или, наоборот, минорное настроение?
  • Для каких музыкальных произведений наиболее характерен Мажор, а для каких — его братец Минор?

 

 

Новые незнакомцы Пиано и Форте

Мальчик спал почти весь день и на следующий день почувствовал себя лучше. Но доктор сказал, что простуда еще не прошла.

— Мама, можно мне погулять? — попросил мальчик. — Я уже выздоровел.

— Нельзя, сынок, — не разрешила мама. — Завтра пойдешь гулять, если будет солнышко, а сегодня доктор велел тебе лежать. Пусть твои нотки тебя развлекают.

Ноткам тоже хотелось погулять, но они услышали слова мамы и остались дома.

— Давайте снова споем мальчику колыбельную, — предложила нотка Ля. — У нас теперь есть Минор, и мы можем спеть очень грустную колыбельную.

— Мальчик уснет, а пока он спит, мы полетаем, с ветерком поиграем, — добавила нотка Си.

Все нотки согласились и запели очень печальную и громкую колыбельную.

Потки пели так грустно и так громко, что не выдержали и сами заплакали.

— Что случилось? Почему вы кричите и рыдаете? — испугался мальчик.

— Мы не рыдаем, мы тебе мамину колыбельную поем, чтобы ты уснул и выздоровел скорсс-с-с-с, — всхлипывая, объяснили нотки.

— Это не колыбельная, а печальный крик. Под такую песню никогда не уснешь, — сказал мальчик. — Мамина колыбельная — печальная, но светлая песня. Ее нужно петь тихим и нежным голосом.

Потки смущенно замолчали, не зная, что делать.

— А вот и мы, — произнес кто-то невидимый тихим голоском.

— Кажется, нас звали, — заревел громко другой невидимый голос.

И откуда ни возьмись появились два гнома: один — маленький и худенький, а второй — в два раза выше и толще первого.

— Я невидимый гном Пиано, помогаю нотам звучать тихо, — прошептал худенький гномик.

— А я невидимый гном Форте, учу ноты петь громко, — закричат второй гном.

— Здравствуйте, гномы. Почему вы невидимые? Я вас прекрасно вижу, — удивился мальчик.

— Мы становимся невидимками, когда надеваем колпачки, — прошептал гномик Пиано.

— Вы нас звали, и мы сняли колпачки, чтобы вы нас заметили, — заревел Форте.

— По мы вас не звали, — еще больше удивился мальчик.

— Как не звали?! Я сам слышат, как нотки пели громко, а кто-то просил их петь тише. Значит, мы вам нужны, потому что Пиано — значит тихо, а Форте — значит громко, — громогласно заявил гном Форте.

— Мы будем невидимо летать вместе с музыкой и подсказывать ноткам, как нужно петь, — тихо произнес гномик Пиано.

— Теперь мы правильно споем колыбельную, — обрадовались нотки, но потом они встревожились:

— А вдруг гномы Пиано и Форте устанут или уснут, и мы опять споем неправильно?

— Пс волнуйтесь, непоседы, — усмехнулся маэстро Скрипичный ключ. — Я буду писать на нотном станс Пиано или Форте, чтобы вы всегда знали, как нужно петь: тихо или громко.

Скрипичный ключ тут же записал музыку маминой колыбельной в нотной тетради, а сверху написал Пиано.

Потки ласково и тихо спели эту печальную мелодию, и мальчик уснул.

 

Вопросы и задания:

  • Дети делятся на две группы. Каждая должна спеть какую-либо песню. Одна группа поет эту песню Форте, а другая — Пиано.
  • Когда вы слышите слова Форте и Пиано, что вы представляете?
  • Почему Форте и Пиано появились в образе невидимых гномиков?
  • Для чего нужны Форте и Пиано и что происходит, когда о них забывают?
  • Нарисуйте двух гномиков в окружении ноток.
  • Нарисуйте два музыкальных домика. Один —для Форте, другой — для Пиано.
  • Придумайте сказку о том, как два гномика потерялись и вы вместе с нотками отправились на их поиски.

 

 

Как нотки себя украшали

Когда мальчик проснулся на следующий день, ярко светило солнышко.

— Ура, сегодня мне можно погулять, и мы с нотками запишем песенку солнышка, — обрадовался мальчик.

Он быстро собрался на прогулку, но увидел, что грустные нотки не хотят никуда лететь.

— Что случилось? — удивился мальчик. — Вам не нравится солнышко?

Нотки молчали, а маэстро Скрипичный ключ встрсво-жснно объяснил:

— Эти непоседы уже успели утром полетать и поиграть с солнечными лучами, а потом вернулись и с тех пор сидят грустные и молчат.

— Потки, пожалуйста, расскажите, что случилось, — попросил мальчик. — Маэстро Скрипичный ключ вам поможет.

— Пет, не поможет. Я утром играла с солнечным зайчиком. Он прыгал с капельки росы на листок, с листка на цветок, с цветка на траву. Он прыгал и звучал то чуть повыше, то чуть пониже. А я звучу всегда одинаково и не смогла петь его песенку, — пожаловалась нота До.

— Маэстро Скрипичный ключ велел каждой из нас изображать звук только одной высоты, — пропищала нота Си

— Он велел мне всегда сидеть на одном месте в нотном станс. Нельзя повыше подняться или пониже спуститься. Это так скучно, — вздохнула нотка Ре.

— Да, нам скучно и трудно сидеть неподвижно! — зашумели остальные ноты.

— Значит, это я во всем виноват? — хитро улыбаясь, спросил маэстро Скрипичный ключ и достал из кармана множество забавных значков.

— Ой, что это? — заволновались нотки.

— Это три чудесных медальончика: Диез, Бемоль и Бекар. Каждая из вас получит такие медальончики. Когда захотите подняться вверх на полтона, украсьте себя Диезом. Захотите спуститься вниз на полтона, украсьте себя Бемолем; а чтобы вернуться обратно, используйте Бекар, — объяснил добродушно Скрипичный ключ.

Потки разобрали все медальончики и принялись их разглядывать.

— Смотрите, Диез похож на лесенку, значит, по нему можно подняться на полтона вверх, как по лесенке, — объявила нота Ля.

— А Бемоль похож на парашют, значит, на нем можно спуститься на полтона вниз, как на парашюте, — обрадовалась нота Соль.

Потки развеселились и тут же начали украшать себя, пищать, толкаться, свистеть. Поднялся ужасный шум.

— Потки, нельзя использовать Диез, Бемоль и Бекар просто так, — остановил их маэстро. — Они нужны вам, чтобы вы могли красиво и слаженно звучать.

— Да, полетели к солнышку, мы споем искристую песенку солнышка, — весело защебетали нотки и отправились на прогулку вместе с мальчиком.

Мальчик бегал по лугу наперегонки с солнечными зайчиками, а нотки летали и кружились вместе с ними. Они сверкали в солнечных лучах и пели слаженно, радостно и красиво. Солнечные зайчики прыгали с капелек росы на листочки, с листочков на цветочки, с цветочков на травинки: вверх, вниз, вверх, вниз. Он прыгали и звучали то на полтона выше, то на полтона ниже. Потки доставали свои чудесные медальончики Диез, Бемоль и Бекар и пели вместе с солнечными зайчиками: то повыше, то пониже.

Вечером маэстро Скрипичный ключ помог ноткам записать песенку солнышка в нотную тетрадь, и у мальчика появилась еще одна звонкая мелодия.

 

 

Вопросы и задания:

  • Чем отличаются друг от друга Диез, Бемоль и Бекар?
  • Для чего необходимы эти музыкальные знаки?
  • Нарисуйте эти музыкальные знаки на плотной цветной бумаге, вырежьте их и сделайте медальончики.
  • Нарисуйте, как нотки поют с солнечными зайчиками.
  • Придумайте сказку, как Диез превратился в волшебную лесенку и тому, кто поднимался по этой лесенке, открывалось какое-либо музыкальное чудо.

 

 

 

Тетушка Октава и господин Басовый ключ

 

Вечером, перед тем как уснуть, мальчик спросил у ноток:

— Потки, вы можете долететь до звезд и принести мне звездную песенку? Ясными ночами она так красиво звенит в вышине.

— Пет, звезды поют слишком высокими голосами, мы так не умеем, — грустно ответили нотки.

— Как же так? Фея Музыки обещала мне, что с помощью ноток я смогу записать любую мелодию, — расстроился мальчик.

— Конечно, сможешь, мальчик. Фея Музыки никогда не даст пустых обещаний, — важно произнес маэстро Скрипичный ключ. — Потки должны позвать на помощь тетушку Октаву. Она умеет распределять звуки на октавы и поднимать их в вышину.

Потки тут же хором закричали: «Тетушка Октава, тетушка Октава!»

Тетушка Октава появилась, словно из воздуха, и спокойно сказала:

— Не кричите и не устраивайте беспорядка, я все прекрасно слышу

К платью тетушки Октавы сверху вниз было пришито много карманчиков. Она похлопала по карманчикам и строго сказала ноткам:

— У меня всегда и во всем порядок. Дорогие нотки, чтобы сыграть любую мелодию, вы должны привыкнуть к порядку Я разделю все нотки на октавы, в каждой по семь ноток.

Самые высокие нотки, с тонкими звенящими голосками, поселятся в верхнем кармашке; а самые низкие ноты, с низкими ворчащими голосами, — в нижнем кармашке. Весь остальной звукоряд я тоже разделю на октавы и разложу по средним кармашкам.

Маэстро Скрипичный ключ всплеснул руками:

— Как же я справлюсь с таким количеством звуков, особенно с этими низкими и ворчащими нотами? Я существо изящное, возвышенное и люблю высокопоющис звуки.

— Не волнуйтесь, маэстро. Я вам помощника позову, — успокоила Скрипичный ключ тетушка Октава и повелительно взмахнула рукой. В комнату вкатилось согнутое, сердитое существо и проворчало низким голосом:

— Я господин Басовый ключ, я научу ноты звучать низко — иногда и поворчать надо, погудеть, как ураган, или пореветь, как медведь.

Потки испуганно притихли. Тетушка Октава ласково сказала.

— Не бойтесь, мы вас не обидим. Мой порядок поможет вам взлететь до самых звезд и услышать их звон. А господин Басовый ключ подскажет вам, когда нужно звучать низко.

— Значит, мы сможем спеть музыку звезд? — обрадовались нотки.

— Конечно, летите скорее, — улыбнулась тетушка Октава.

Потки радостной стайкой поднялись в темное небо. Они поднимались все выше и выше и звенели все тоньше и тоньше. Потки подлетели к звездам и ударились о них, а звезды зазвенели, словно крохотные небесные золотые колокольчики.

Тут над лесом поднялась круглая желтая луна. Все нотки полетели к луне и ударились в нес с размаху. Господин Скрипичный ключ взмахнул рукой, и луна низко загудела, словно большая медная тарелка.

— Тетушка Октава, а вы знакомы с феей Музыки? — спросил мальчик.

— Мы все се дети: и я, и нотки, и музыкальные ключи. Музыка послала нас служить людям и записывать се летающие мелодии. Когда мелодия записана, музыкант может спеть се или сыграть на музыкальном инструменте, — объяснила тетушка Октава и добавила:

— Конечно, нелегко мне было навести порядок и разделить все нотки на октавы. Па разных музыкальных инструментах музыканты использовали разные октавы, с разным количеством ноток, но я справилась.

Тут рассказ тетушки Октавы прервали нотки, вернувшиеся домой. Они высоко звенели, как маленькие золотые колокольчики, и низко гудели, как большая медная тарелка. По тетушка Октава быстро утихомирила взволнованные нотки. Маэстро Скрипичный ключ и господин Басовый ключ записали музыку неба в нотную тетрадь.

 

Вопросы и задания:

- Почему у тетушки Октавы всегда и во всем порядок? Для чего нужна октава?

- Почему к платью тетушки Октавы было пришито множество кармашков?

- Нарисуйте тетушку Октаву в платье с кармашками, из которых выглядывают нотки.

- Представьте, что вы нотка. В каких октавах вы хотели бы жить — низких, средних или высоких и почему? Все дети — нотки. Они танцуют и скачут под музыку. Один из детей — тетушка Октава. Музыка обрывается, и все нотки должны подбежать к Октаве и сесть на корточки вокруг нее. Нотке, которая прибежит последней, тетушка Октава задает музыкальный вопрос.

- Для чего необходим басовый ключ и чем он отличается от скрипичного?

- Нарисуйте скрипичный и басовый ключи в образе двух важных синьоров во фраках и придумайте сказку о том, как они вместе воспитывали нотки. Нарисуйте музыку неба из звездных ноток.

 

 

 

 

 

Поиск

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.