Цель. Закрепить правописание Ь у глаголов неопределённой формы.
I. Словарная работа
1) Записать глаголы в неопределённой форме, однокоренные данным именам существительным.
Подчеркнуть безударные гласные в корне. Какие глаголы надо запомнить, а какие можно проверить?
Подчеркнуть ь на конце глаголов.
На доске |
Запись учащихся |
Мечта |
Мечтать |
2).Звукобуквенный разбор.
Меч\та – [мэчта ] – 2сл., 5б., 5зв.
II. Повторение изученного
Составление рассказа о глаголе по схеме (схема на доске).
Глагол
Неопределённая форма |
Прошедшее время |
Настоящее время |
Будущее время |
что делать? -ТЬ-, |
род (един. число) |
число: ед. и мн. |
число: ед. и мн. |
– Привести примеры, подтверждающие, что глаголы изменяются по числам и по временам; в прошедшем времени – по родам.
Ш. Сообщение темы урока
– Будем упражняться в правописании глаголов неопределённой формы.
IV. Тренировочные упражнения:
1) Найти «четвёртый лишний» глагол.
Упр. № 372 – под руководством учителя.
Образец: что делать? – играть, гулять, петь – н.ф. (выделить суффиксы – а-, -ть-, -я, -ть-.)
2) Упр. 373 – по памяти.
а) Чтение про себя, а потом вслух.
б) Беседа о лексическом значении глаголов.
(Веять – дуть, обдувать, дуновением; маяться – томиться, мучиться.)
Физкультминутка
в) Повторное чтение, запоминание.
(Во всех этих глаголах перед -ть- пишется суффикс -я-).
г) Письмо по памяти, графически обозначить -я-, -ть-, http://festival.1september.ru/articles/527760/img1.gif" /> ).
3)Образование неопределённой формы.
Упр. № 374 – комментированная запись.
– Как записали беречь, испечь? (после ч мягкий знак).
Вывод с. 249.
Это орфограмма? Почему?
(Да, т.к. это написание по правилу.)
Звук [ч] мягкий, и мягкий знак в этих словах НЕ указывает на мягкость согласного, не играет роль разделительного, а указывает на неопределённую форму глагола. Это грамматическая роль ь.
– Откуда же взялся ь знак после ч?
(Это наследство древнерусской орфографии.)
– А в глаголах с суффиксами -ть- – ь знак служит для …(обозначения мягкости согласного [т] на письме. Это тоже орфограмма.
V. Работа над правилом
Чтение правила про себя и вслух.
Ответы на вопросы:
У глаголов какой формы после буквы ч пишется ь? (Примеры.)
– Как обозначена орфограмма?
– Какое условие выбора? (наличие шипящего звука и буквы ч).
VI. Первичное закрепление
На доске: уж (сущ.), речь (сущ.), ёж (сущ.), стричь (гл., н.ф., что делать?), печь ( гл., н.ф., что делать?), течь (сущ.), течь (гл., н.ф., что делать?)
– Чем интересны слова течь, печь? (разные части речи; это может быть имя сущ. ж.р., и глагол в н.ф. Они одинаково пишутся и произносятся.)
– Составить предложения, где слово течь, печь было бы сущ.; глаголом.
Образец:
Печник сложил новую печь (сущ.).
Мама будет печь (гл., н.ф.) пироги.
Корабль дал течь (сущ.).
«Вода устала петь, устала течь…(гл., н.ф.)» (Д. Самойлов)
VI. Домашняя работа
Упр. № 376 – самостоятельно.
VII. Итог урока
С какой орфограммой познакомились?
Домашнее задание
Упр. № 3, правило, звукобуквенный разбор «СТРИЧЬ» в тетради.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/