В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. И дело здесь не только в увеличении нагрузки. Новые обязанности, которые появились у маленьких школьников, требуют от них большей сохранности, дисциплинированности. Режим дисциплинирует, помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни.
На соблюдении режима настаивают врачи, утверждая, что это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим помогает сохранить нормальную трудоспособность ребенка в течение дня на протяжении всего учебного года. Работоспособность не одинакова на протяжении дня. Исследования врачей-гигиенистов установили два пика трудоспособности. Первый - с 8 до 11 часов утра. В это время ребенок находится в школе. Потом наступает снижение качественных показателей трудоспособности. Второй подъем - между 16 и 18 часами, а затем интенсивный спад. Не считаться с этим нельзя. И если родители, пытаясь осуществить более жесткий контроль за выполнением домашних заданий, переносят их на вечер, им очень скоро приходится признать, что вечернее сидение за уроками для малыша - очень малопродуктивная работа.
Теперь давайте попробуем вместе рассмотреть обычный день первоклассника с утра до вечера.
Сложнее всего утром. Особенно в тех семьях, где все спешат. Здесь время уплотнено до предела. Но спешить, оказывается, можно по-разному. Можно то и дело подгонять, одергивать детей, покрикивать на них. А можно постараться сделать утро рабочего дня школой общения в сложных условиях. Если ваш ребенок умеет самостоятельно быстро умыться, аккуратно одеться, тщательно убрать свою постель, то утро пройдет у вас в бодром, рабочем темпе. Эти умения должны быть выработаны, стать естественной привычкой задолго до того, как ребенок пойдет в школу.
Из дома лучше выходить заранее, без спешки. Небольшая прогулка помогает ребятам взбодриться.
Дорога до школы. Изучить ее и запомнить нужно заранее. Проверьте «официальные» подходы к школе, где висят предупреждающие дорожные знаки «Осторожно, дети!».
Порой ребята надолго растягивают обратную дорогу домой. У школы поиграют в салочки, приятеля проводят до подъезда... А дома остывает обед. В окне все чаще показывается лицо встревоженной бабушки: уж не случилось ли чего?.. Требование должно быть постоянным: после школы - домой. А прогулка - после обеда.
Переодевание после школы обязательно для всех ребят. И дело, конечно, не только в необходимости беречь одежду. Нужно приучать ребенка к собранности, аккуратности.
После обеда — свободное время. Ребенок может отдохнуть, погулять. Настаивать на сне нужно только в том случае, если вы уверены, что ребенок в школе устает.
У каждого ребенка должны быть обязанности по дому. Что можно поручить семилетнему ребенку? Мытье посуды, пола (крашеного, кафельного или покрытого линолеумом), покупку хлеба, молока, сахара. Список обязанностей каждая семья может продолжить, соблюдая принципы посильности регулярности, контролируемости.
На подготовку домашних заданий отводится 1 час: дело это для первоклассников новое. Этого времени вполне достаточно для приготовления уроков.
Вечер в семье. Если вы заняты хлопотами по дому, постарайтесь вовлечь в них и ребенка. Ведь он соскучился за день и сейчас особенно стремится к общению с вами.
Но вот дела завершены. В квартире вспыхивает «голубой огонек». Телевизор. В каждой семье к нему свое отношение.
С первых дней обучения первоклассники нуждаются в серьезном контроле и поддержке. Поэтому будет очень правильно, если в нынешнем году вы возьмете отпуск в сентябре и проведете его дома: именно сейчас ваша помощь особенно необходима.
В первые дни учебы домашних заданий первоклассникам не задают. В классе идет планомерная работа по приучению детей к самостоятельности. Как и всякая другая, эта работа предусматривает ряд упражнений. Задача упражнения - приучить ребенка удерживать в памяти школьные заботы. Вот домашнее задание, с точки зрения некоторых родителей «ни на что не похожее», но очень характерное для первых недель обучения: нарисовать на листе из альбома свою любимую игрушку. И не просто нарисовать, а еще подготовить рассказ о том, давно ли у тебя эта игрушка, как она к тебе попала, как ты с ней играешь, почему любишь ее. Не правда ли, забыть о таком домашнем задании можно только совершенно случайно, но как предупредить подобную случайность?
К концу занятий вы приходите встречать своего ученика. Звенит звонок, и на крыльцо высыпают первоклассники.
Не откладывайте «на потом» деловые разговоры. Спросите у ребенка, какое задание на дом он сегодня получил, обсудите вместе, как это задание получше выполнить. Порой бывает так: помнит ребенок, что задание было, но вот какое? Как реагировать на подобные ситуации? Во-первых, ни в коем случае не скрывать, что вы огорчены его забывчивостью. Во-вторых, помочь припомнить, что все-таки задано. И только в крайнем случае прибегать к чужой помощи, всем своим поведением стараться внушить ему, что необходимо запомнить самому.
В одних семьях дело сводится к прямому запрету — в будни детям смотреть телепередачи не разрешают. В других обсуждают программу передач на неделю и отбирают передачи, которые будут смотреть дети (и это, на наш взгляд, наиболее верный путь), стараясь не превысить рекомендуемой нормы — до 7 часов в неделю. В третьих семьях взрослые сами бездумно оказываются пленниками телевидения. И дети здесь все свободное время проводят у телевизоров и сильно устают. Особенно от просмотра недетских передач. Этот вид сидения перед телевизором, по утверждению врачей, особенно опасен для младших школьников.
Должен ли ребенок в выходные дни соблюдать режим дня? На первых порах - обязательно. До того момента, пока первоклассник не привыкнет к новому ритму. Но вот процесс привыкания закончился. После этого не будите ребенка утром! Он и сам долго не заспится. Завтрак в этот день проходит, как правило, чуть позже. И обед затягивается — за столом собирается вся семья. А вот лечь спать первоклассник должен вовремя: ведь завтра в школу!
Когда же начинать приучать ребенка к новому режиму дня? Заблаговременного 1 сентября. На привыкание к новому распорядку может уйти от 2 недель до 2 месяцев. Это зависит, конечно, не только от характера и темперамента вашего ребенка, но и от вашего умения твердо и спокойно предъявлять требования к будущему школьнику.
Точность режима должна быть естественной, выполнимой.
Но вот наступает время, когда домашние задания первоклассников приобретают традиционные формы: решить примеры, придумать задачу, прочитать страницу в Букваре. Какова теперь будет ваша роль в самостоятельной работе первоклассника?
Три вида деятельности выделяют психологи во всем многообразии деятельности человека: игра, учение, труд. На рубеже 6-7 лет происходит активное вытеснение игры новым видом деятельности — учебой. Деятельность эта пока еще является для ребенка непривычной. И та ее часть, которая проходит без непосредственного контроля со стороны взрослых, представляет для маленького школьника большую сложность, поэтому так нужна помощь со стороны родителей. А дело это непростое. Как помочь ребенку, чтобы совместная работа взрослого и первоклассника приносила ребенку пользу, формировала у него навыки самостоятельной работы?
Помогите ребенку проконтролировать, сколько времени уходит у него на выполнение домашнего задания. Здесь основной прием - выработка навыка самоконтроля. А это одно из начальных умений управлять собственным поведением.
Будильник на столе. Он прозвенит ровно через час. А в то время, когда большая стрелка дойдет до черточки, сделанной фломастером на стекле, можно будет встать, выйти из-за стола, несколько раз потянуться, встряхнуть кисти рук - в течение 1—2 минут скопировать физкультминутку, которую делают ребята под руководством учительницы в классе. Так постепенно ребенок научится выполнять домашнее задание за определенное время.
С какого предмета начинать выполнение домашних заданий? «С математики!» - утверждают одни педагоги. «С письменного задания по русскому языку!»— возражают другие. «С чтения!» - доказывают третьи. Кто же прав? Это вы узнаете, наблюдая за своим ребенком: какой предмет дается ему труднее, с того лучше и начинать.
Как контролировать выполнение домашнего задания? Задания бывают двух видов - устные и письменные. Письменные работы учителя начальных классов проверяют систематически: ежедневно ребенок сдает тетради с выполненными работами, получая взамен проверенные тетрадки. Более того, результаты этих проверок учитель подробно комментирует, показывает классу лучшие работы. Остро реагируют малыши на то, что учительница, хотя еще и не смогла пока поставить за работу хорошую оценку, но заметила, что вчера, выполняя домашнюю работу, человек очень старался. Смущается тот, кто слышит слова укора. В общем, ни промах ребенка, ни его победа, пусть пока далеко не полная, не остаются без внимания. Анализ проверяемых работ показывает учителю, как усвоен новый материал: кто из ребят справился с ним с первого раза, а кому нужно время и помощь.
А устные задания, как бы они ни были малы, в классе не удается проверить у каждого ребенка. Именно поэтому семье нужно стараться уделить больше внимания контролю качества выполнения устной части задания.
Наиболее распространенная трудность приучения ребенка к самостоятельной работе — создать привычку работать не отвлекаясь. Это редко кому из первоклассников легко дается.
Любое наказание опасно тем, что им нередко вы оцениваете его прилежание сегодня. Похвалите за старание. Поддержите. Постарайтесь подбодрить, вселить в него уверенность в том, что права пословица: терпение и труд все перетрут.