logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель: Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся.

Задачи:

Формировать такие нравственные ценности как стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

Развивать способности и умения анализа как чужих , так и собственных поступков и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим, учить великодушию

Виды деятельности:

Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа.

Планируемые результаты:

Познакомить со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение, великодушие.

Формировать умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.

Формировать уважительное отношение к окружающим.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II .Сообщение темы и цели урока.

На нашем сегодняшнем уроке мы поговорим о таких нравственных понятиях,как стыд, вина и извинение. Попробуем узнать смысл этих слов и узнаем, когда принято извиняться и как это нужно правильно делать.

III. Работа по теме урока

1. Чтение рассказа “Совесть”

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

2. Беседа по прочитанному

- Когда Нина пошла в рощу?

- Почему Нина украдкой пошла в рощу? Чего ей боятся? Все на работе?

- Знала ли она мальчика, которого встретила?

- Почему она стала его стыдить?

- Как Нина разговаривает с малышом?

- А как отвечает малыш?

- Что произошло с Ниной?

- Почему вдруг хорошее настроение пропало?

- Чем можно объяснить перемену настроения?

- Что тревожило её?

- Почему, провожая малыша, она не взяла с собой книги и завтрак?

Как выдумаете, сможет ли Нина ещё когда-нибудь так поступить?

3. Понятие “СТЫД”

- А как вы понимаете, что такое СТЫД ?

- Когда вам бывало стыдно?

Сейчас вы объединитесь в группы и попробуете сообща дать объяснение понятию “стыд”, укажите , в каких ситуациях вам бывает стыдно (учащиеся записывают свои мысли по этому поводу)

Проверка коллективных работ

Работа по учебнику

А теперь давайте прочитаем об этом в учебнике с.44

- Вернемся к прочитанному рассказу.

Какими словами можно охарактеризовать чувства девочки? (огорчение, раскаяние, переживание, вина, стыд)

4 .Понятие “ЛОЖНЫЙ СТЫД”

Девочка Нина испытывает стыд за свое поведение, а есть люди, которые стыдятся самих себя в глазах других людей, переживают позор за себя.

Эти люди испытывают “ложный стыд”. Попытайтесь привести примеры ложного стыда. (Например, ложный стыд испытывает старательный ученик в классе, где главным себя считают двоечники, которые стремятся обмануть учителя и ловко списать у соседа.)

Не надо стыдиться того, что ты не можешь ударить другого, поиздеваться над ним, несмотря на то, что это часто позволяют себе другие.

Прочитаем у учебнике о понятии “ложный стыд”

5. Чтение рассказа

В.Осеева “На катке”

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

Я нечаянно... — сказал он, отряхивая с ее шубки снег. — Ушиблась?

Девочка улыбнулась:

— Коленку...

Сзади раздался смех.

“Надо мной смеются!” — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.

— Иди к нам! — позвали они.
Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

-Можно ли сказать, что мальчик Витя испытывал ложный стыд? Почему? Как бы вы поступили на его месте?

6. Упражнение “Стыдно – это когда...”

Согласны ли вы с утверждениями, стыдно – это когда:

-“горят щеки”;

-хочется попросить прощения;

-ты кого-то обидел;

-ты помог другу;

-тебя ругают;

-тебя хвалят;

-ты совершил что-то плохое;

-тебе тревожно;

-ты совершил что-то хорошее?

7. Понятие “ВИНА”

Скажите .пожайлуста ,стыд и вина - это одно и тоже?

В чём сходство, а в чём различие?

- В каких ситуациях люди испытывают чувство вины? (обидел маму, друга, что-то не выполнил)

Прочитаем в учебнике, с.45

Вывод: Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой.

Стыд и вина формируют совесть человека.

Чувство вины тяжелое чувство. Можно ли от него избавиться? А как? (Выслушиваются ответы ребят.)

Принять решение не повторять подобное, т.е. раскаяться, и извиниться перед тем, кого ты обидел.

8. Понятие “ИЗВИНЕНИЕ”

- Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем – то провинился? (извиниться)

- Как можно извиниться?

Памятка “как следует извиняться.”

Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.

Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.

Говорите НЕ “извиняюсь”, а “ИЗВИНИТЕ”.

Будьте искренними.

Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.

Какие слова -извинения вы знаете?

Найдите в тексте учебника слова-извинения.

В каких ситуациях можно использовать данные фразы? (в тех ситуациях, когда поступаем неправильно)

Никогда не стыдно просить прощения.

9. Понятие “ВЕЛИКОДУШИЕ”

Извинение – это признак силы, также как и умение прощать.

Как называют человека, который может простить, забыть обиды?

Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.

Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души.  Эдуард Севрус

10. Упражнение “ Сундучок”

Дети достают из шкатулки карточки с вопросами и отвечают на них

(работа выполняется по желанию)

Доводилось ли вам просить прощения?

Почему люди просят прощения друг у друга?

Просить прощения – это хорошо или плохо?

Просить прощения – стыдно?

Что чувствует человек, которого простили?

Что значит выражение “заслужить прощение”?

Надо ли прощать тех, кто просит у вас прощения?

Тебя нечаянно обидели, но раскаялись и просят прощения. Ты простишь?

Обязательно ли нужно плакать, когда просишь прощения?

Мальчик все время обижал девочку, а потом сразу просил у нее прощения. Он поступал хорошо?

Если ты попросил прощения – значит ли это, что ты искупил свою вину?

Как нужно просить прощения?

Легко ли просить прощения?

Зачем человеку нужно, чтобы его простили?

Нужно ли стыдиться того, что у тебя нет таких дорогих игрушек, как у других детей?

Можно ли стыдиться нехорошего поведения других людей?

Почему нам бывает стыдно?

Стыдиться – хорошо или плохо?

Ты стыдишься, если не умеешь чего-то сделать?

Что значит искупить свою вину?

Как можно искупить свою вину?

11. Предлагаю вам в завершении выполнить некоторые задания.

Работа в парах.

Учащиеся получают карточки с заданиями

Вставьте пропущенное слово.

Легче на душе становится, когда тебя ____________

Прощение даёт нам свободу от чувства_____________.

Расставь слова по порядку, объясни взаимосвязь

Раскаяние

вина

прощение

извинение

стыд

Соедини начало и конец пословицы (работа в парах).

Жили, жили,

хоть голову снесть

За совесть да за честь

и при большом уме не проживешь.

Не смерть страшна

а стыда не нажили.

Без совести и

стыд страшен.

- Обсуждение и проверка

IV. Домашнее задание

Дома вам предстоит написать мини-сочинение по репродукции картины А.Н Решетникова “Опять двойка”.

Каждый из вас получит план сочинения в печатном виде.

- Ребята, внимательно рассмотрите картину , попробуйте определить по репродукции картины Ф.П..Решетникова чувства каждого героя.

- Что выражает взгляд матери?

- Что выражает взгляд сестры? Как она учится?

- Что можете сказать о младшем брате?

- Кто является главным героем?

- Какие чувства испытывает мальчик?

- Как вы думаете, почему?

- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?

Чему нас может научить поведение мальчика?

V. Подведение итогов урока

Мы на уроке говорили о таких понятиях, как СТЫД, ВИНА, ИЗВИНЕНИЯ.

Я желаю вам быть великодушными!

 

Поиск

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.