logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель: познакомить с разнообразием природы.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся договариваться и приходить к общему решению.

Оборудование: картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Знакомство с учебником

Перед вами новый учебник по курсу «Окружающий мир»

Откройте учебник на второй странице. Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять на уроках.

III. Самоопределение к деятельности

Прочитайте на с. 3 название первого раздела.

Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

—  Прочитайте на с. 4 название темы урока.

—  Что мы узнаем на уроке?

—  Чему научимся?

 Итак, на уроке мы познакомимся с разнообразием природы, научимся классифицировать объекты природы, будем говорить о ценности природы для людей.

IV. Работа по теме урока

Беседа

Классификация объектов природы

—  Отгадайте русские народные загадки.

  • Не княжеской породы, а ходит с короной; не ратный ездок, а с ремнем на ноге; не сторожем стоит, а всех рано будит. (Петух)
  • Тонка, длинна, одноуха, остра, всему свету красна. (Игла)
  • Встану я рано, бело да румяно, да как распущу золотые волосы, да выйду за город — и человек, и зверь возрадуются. (Солнце)
  • В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зеленом кафтане. Богач не велик, а орешками наделит. (Орешник.)
  • По веткам скачет, да не птица, рыжая, да не лисица (Белка)
  • Ходит скалка по дороге, грузная, огромная. И теперь у нас дорога, как линейка, ровная. (Дорожный каток.)
  • Этой бабке сто лет, горба у нее нет, высоконько торчит, далеконько глядит. Придет смерть за старушкой, станет бабка избушкой. (Сосна.)
  • Черен, да не ворон, рогат, да не бык. (Жук.)
  • Шапка набекрень, спрятался за пень. Кто проходит близко, кланяется низко. (Гриб.)
  • Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило. (Дождь.)

(По мере отгадывания загадок учитель прикрепляет на доску картинки-отгадки.)

—  На какие две группы можно разделить эти предметы? (На природные объекты и те, что созданы руками человека.)

—  Перечислите природные объекты. (Петух, солнце, орешник, белка, жук, гриб, сосна, дождь.)

—  На какие две группы можно разделить природные объекты? (На живую и неживую природу.)

—  Назовите объекты живой природы. (Петух, орешник, белка, жук, гриб, сосна.)

—  Назовите объекты неживой природы. (Солнце, дождь )

—  Природу распределяют по группам на живую и неживую. Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.)

Живую природу изучает наука биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука).

(Учитель на доске записывает термин и развешивает картинки.)

—  Внимательно рассмотрите объекты живой природы на доске. На какие группы их можно разделить? (Животные, растения, грибы.)

Ученые-биологи такие группы животных называют царствами: царство животных, царство растений, царство грибов.

(Учитель записывает термин на доске.)

Есть еще одно царство, в котором живут крошечные организмы - бактерии. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп - увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы.

—  Назовите объекты царства животных.

—  Назовите объекты царства растений.

—  Назовите объекты царства грибов.

—  Назовите объекты царства бактерий.

—  Нарисуйте схему.

Связи в природе

Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые.

-  Связаны ли между собой эти группы?

-  Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов, развешенные на доске. (Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику.)

Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растения. Растения служат животным пищей. Живая и неживая природа связаны между собой.

—  Приведите еще примеры связей в природе.

Ценность природы для людей

—  Откройте учебник на с. 6. Найдите и прочитайте предложения, которые говорят о том, что дает нам природа.

—  Может ли человек обойтись без природы? Докажите.

—  Прочитайте вывод в учебнике на с. 7.

V. Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимали ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто из нас вот так шагал —

Не споткнулся, не упал.

Вот мы в лес пришли,

Белый гриб нашли.

Вот грибок, другой грибок.

Положу их в кузовок.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 3).

—  Объекты какой природы изображены на рисунке? (Живой природы.)

—  О каком признаке живой природы говорит первый рисунок? (О дыхании.)

(Аналогично разбираются следующие рисунки.)  (Ответы: рис. 2 - питаются; рис. 3 — растут; рис. 4 - развиваются; рис. 5 — приносят потомство; рис. 6 — умирают.)

—  Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.)

№2(с.3).

—  Заполните схему.

—  К какому царству относится цветок? (К царству растений.)

—  А заяц? (К царству животных.)

—  А гриб? (К царству грибов.)

—  Что вы можете сказать о последнем рисунке? (Это царство бактерий.)

№ 3(с.4).

—  Приведите примеры для каждого царства. Запишите. Прочитайте.

№6 (с. 5).

—  Расшифруйте схему.

—  Рассмотрите первый рисунок. Найдите предложение, соответствующее этому рисунку. (Природа охраняет наше здоровье.)

-  Рассмотрите второй рисунок. Найдите предложение, соответствующее этому рисунку. (Природа восхищает нас своей красотой.)

—  Продолжите работу самостоятельно.

(Учащиеся проводят самопроверку. Один ученик читает ответы, другие проверяют.)

(Ответы: рис. 3 - дает нам тепло, свет, воздух, воду и пищу; рис. 4 - дает нам разные материалы для хозяйства; рис. 5 - дарит нам радость открытий; рис. 6 — учит нас доброте.)

—  Как вы понимаете выражение «Природа дарит нам радость открытий»?

Природа вдохновляет нас на разработку новых технологий и современной техники. В 1957 г. обыкновенный репейник натолкнул швейцарского инженера Жоржа де Местраля на мысль, в результате появились застежки-липучки. Однажды ученый обратил внимание на репейник, приклеившийся к его одежде. Растение было покрыто крохотными крючочками, ими оно цеплялось за шерсть животных и одежду людей. Потратив на свое изобретение восемь лет, Жорж де Местраль создал так называемую липучку — синтетический материал, сделанный из двух нейлоновых полосок. Одна полоска покрыта крошечными петельками, а вторая - мельчайшими крючочками. Когда их соединяют вместе, они крепко прилипают друг к другу, но легко могут снова разделиться.

VII. Рефлексия

-  Откройте учебник на с. 6.

(Учащиеся работают в парах, отвечают на вопросы учебника.)

-  Какое задание вы придумали для ребят? Кто будет выполнять ваше задание?

(Ученики выполняют придуманные для них задания, учитель оценивает правильность составления заданий и ответов.)

VIII. Подведение итогов урока

—  Что такое природа?

-  На какие группы делят природу?

—  Назовите царства живой природы.

—  Назовите значение природы для людей.

-  Какое задание на уроке было для вас самым интересным?

Домашнее задание

Поиск

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.