logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель: познакомить с влиянием человека на природу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе; узнают о Красной книге; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся аргументированно отвечать, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями; рисунки, фотографии цветов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.)

1)  Приведи примеры экологических связей: Живое -  неживое, природа -  человек.

2) Приведи примеры экологических связей: Неживое - живое, растение -  животное.

3) Подчеркни, что составляет окружающую среду лося. Почва, река, береза, пальма, мартышка, синица, черника, шиповник, заяц.

2. Фронтальный опрос

—  Что такое окружающая среда?

—  Что изучает наука экология?

—  Какие книги по экологии вы нашли?

III. Самоопределение к деятельности

—  Сегодня на уроке будем говорить об охране природы.

IV. Работа по теме урока

Беседа

Природа в опасности!

Природа находится в опасности. Она просит нас о помощи.

—  Почему проблема охраны природы стала такой важной и не­обходимой?

—  Если умрет природа, что будет на Земле?

—  Прочитайте в учебнике на с. 29 текст «О маленьких ранах...».

—  Что такое маленькая рана у природы?

—  Приведите примеры таких маленьких ран, которые мы на­носим природе.

—  Прочитайте на с. 29 текст «О ранах больших».

—  Что такое большая рана?

—  Приведите примеры больших ран природы.

—  Почему загрязняются воздух и реки, исчезают растения и животные? (Это связано с деятельностью человека.)

Сейчас я расскажу вам одну историю.

Пошли дети гулять в лес и решили сделать подарок своим ма­мам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница сердится:

—  Зачем ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и...

—  Но почему? — чуть не плачут ребята. — Они же такие кра­сивые.

(Учитель по ходу рассказа выставляет на доску рисунки, фо­тографии цветов.)

—  Объясните, почему сердится учительница. (Ответы учащихся.) Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит — всякий сорвет.

Оттого цветов этих и стало так мало и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. И правильно, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.

—  А ромашку рвать можно? — спросила одна девочка.

—  Как бы вы ответили на вопрос девочки?

—  Какой цветок вы бы выбрали — большой и яркий или ма­ленький и чахлый? (Ответы учащихся.)

Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения потомство дать так и не успевают — в букетах вянут. В общем, жад­ничая, отбирая у природы самое-самое: самое красивое, крупное, яркое, душистое, — мы в результате себя же и грабим.

—  О какой ране природы - большой или маленькой - я вам рассказала?

—  Почему нельзя рвать полевые цветы?

—  Что можно сделать, чтобы у вас в доме были полевые цветы? (Вырастить их в саду, нарисовать рисунок, сфотографиро­вать и т. д.)

—  Прочитайте в учебнике на с. 30—31 о животных, которые исчезли навсегда.

—  Как называются эти исчезнувшие животные? (Морские ко­ровы, странствующие голуби.)

—  Назовите еще каких-либо исчезнувших животных. (Дронт, стеллеров баклан.)

—  По чьей вине исчезают растения и животные?

—  Работая в группах, составьте правила поведения на природе. (Учащиеся выполняют задание.)

—  Прочитайте правила, которые вы составили. (Ученики зачитывают правила.)

—  Ребята, все запомнили эти правила? Кто их будет выполнять?

Охрана воды

Текла по равнине речка с чистой-пречистой водой - речка Прозрачная. Построили на ее берегу завод игрушек. Для рабо­ты ему нужно много воды — вот и проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, выливается гряз­ная, отработанная. Удивительно ли, что речка стала здесь, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака?

Ниже по течению построили еще один завод — резиновых са­пог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по тру­бе обратно грязную, отработанную воду. И стала речка здесь, слов­но от досады, чернее сходящих с заводского конвейера черных резиновых сапог.

Еще дальше вырос на берегу третий завод — ситцевый, отчего речка сделалась здесь серо-буро-малиновой, пестрее самого пе­строго ситца.

Так-то вот: была речка чистой, называлась даже Прозрач­ной, да стала грязной - Разноцветной. Была многоводной - ста­ла маловодной: уж больно много воды заводы выпивают. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбы наловить!

Однажды пожаловал на берег Разноцветной Самый Главный Санитар здешних мест. На заводах побывал, все разузнал и очень рассердился. Заводы - это, говорит, хорошо, но про людей и окру­жающую их природу тоже нельзя забывать.

—  Как вы думаете, что предложил сделать санитарный врач? (Поставить водоочистительные сооружения. Пусть вода в них очищается и снова поступает на заводы.)

—  Чему еще угрожает опасность? (Почве, воздуху.)

Охрана природы

—  Расскажите, какие меры предпринимает человек, чтобы спасти природу.

—  Прочитайте об этих мерах в учебнике на с. 31—32.

—  Куда заносятся сведения о редких растениях и животных?

—  Как называются охраняемые территории? (Заповедники и национальные парки.)

—  Что такое заповедник? (Участок земли, вся территория ко­торого находится под строгой охраной.)

-  Что охраняется в заповеднике? (Растения, животные, воды, почва, минеральные источники, горные породы.)

—  Что такое национальный парк? (Участок земли, который находится под охраной. Но на территории национального парка есть места, предназначенные для отдыха, спортивных занятий, экскурсий.)

Существуют еще охраняемые территории, которые называ­ются заказниками. Это участки земли, которые подлежат охране в течение только определенного времени (5—10 лет).

(Учитель записывает на доске.)

Заповедники, национальные парки, заказники.

Красная книга

-  Что вы знаете о Красной книге?

Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений: Красная книга России». Ее обложка красного цвета, и выбран он не слу­чайно. Ведь красный цвет - светофор тому пример - сигнал тре­воги, опасности.

Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены те животные, которых на Земле осталось очень мало. Давайте будем охранять животных, оберегать их, а если надо, то и помогать им!

Стали, к примеру, большой редкостью носороги, гориллы, орангутанги, крокодилы, тигры, леопарды... Их внесли в Красную книгу и взяли под охрану.

В Красную книгу России попали снежный барс и фламинго, дикий осел, или кулан, и беркут, джейран и белый журавль, или стерх, бухарский олень, лебеди и многие-многие другие звери и птицы.

В 1966 г. Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы — раз­ноцветные: черные, красные, желтые, белые, серые, зеленые.

На черных страницах рассказывается о животных и растениях, которые исчезли, на красных страницах содержится информация об исчезающих животных и растениях, на желтых — о животных и растениях, численность которых сокращается, на белых — о ред­ких видах животных и растений, на серых — о мало изученных животных и растениях, на зеленых — о животных и растениях, которые удалось спасти.

Их спасают и обязательно спасут, как уже спасли дикого быка — зубра. К 1927 г. во всем мире было всего 48 зубров, да и те жили не на воле, а в зоопарках разных стран. Зато сейчас в лесах одной только нашей страны бродит больше тысячи этих могучих косматых великанов. А все потому, что зубры уже давным-давно находятся под охраной. На них не разрешают охотиться. Работ­ники заповедников следят за здоровьем каждого животного, под­кармливают в голодную зиму сеном.

Удалось спасти от верной гибели и бобра. К началу XX в. бед­нягу бобра из-за его ценного меха почти совсем истребили. Чудом уцелело всего несколько сотен зверьков. Но благодаря заботам человека сейчас их много тысяч.

Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окру­жающую нас природу — реки, озера, леса. Заботимся о чистоте поды — ведь нам ее пить. Думаем о чистоте воздуха — ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается.

Закон об охране природы должны соблюдать не только взрос­лые, но и дети. Тут очень важно знать, что можно, а чего нельзя. Издали наблюдать за птичьими гнездами - можно. А вот трогать и даже близко подходить к ним — нельзя! Наблюдать за муравей­ником - можно! А разрушать его - нельзя! От муравьев для леса большая польза: они уничтожают личинок насекомых, которые вредят деревьям. Мастерить кормушки для животных — можно. Л делать рогатки и всякие ловушки — нельзя!

— Расскажите, что еще можно делать в природе, а чего нельзя.

V. Физкультминутка

По тропинке лесной как-то

Шли мы все домой.

Меж осинок и березок,

Между кленов и дубов,

Меж пенечков и сосенок

По тропинке шли домой.

Вдруг лисичку увидали,

За лисичкой побежали.

Мы лисичку не догнали,

Вновь домой мы зашагали.

По тропинке по лесной

Шли мы дружно все домой.

Меж осинок и березок,

Между кленов и дубов,

Меж пенечков и сосенок

Наконец пришли домой.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 10).

—  Прочитайте задание.

—  Какое влияние на природу может оказывать человек? (От­рицательное и положительное.)

—  Приведите свои примеры положительного и отрицательно­го влияния человека на природу.

№2 (с. 11).

—  Прочитайте задание. Выполните его.

—  Напишите, как еще называются охраняемые территории. (Заказники.)

№4 (с. 12).

—  Прочитайте задание. Разгадайте кроссворд.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

Работа в парах

—  Прочитайте первое задание в учебнике на с. 32. Выполните его.

—  Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше оста­новить все фабрики и заводы, прекратить заготовку дре­весины - словом, превратить Землю в один огромный за­поведник?

VIII. Подведение итогов урока

—  Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 29-34.

2. Индивидуальные задания:

1) рабочая тетрадь: № 3 (с. 11);

2) приготовить сообщения о растениях и животных своего края, занесенных в Красную книгу.

3. Групповое задание: рабочая тетрадь, № 1—2 (с. 13). (Выпол­нить это задание учитель помогает после уроков.)

Поиск

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.