Цель: познакомить учащихся с продолжительностью жизни растений, с понятиями однолетние, двулетние и многолетние растения.
Оборудование: таблички с названиями растений и с надписями способов размножения растений, рисунки с изображением способов размножения растений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
1. Фронтальный опрос:
– Что такое вегетативный способ размножения?
– Какие части растений используют для размножения?
– Какую роль играет размножение в жизни растений?
– Как плоды и семена попадают на новые территории?
2. Игра «Найди пару».
На доске: рисунки с изображением растений малины, клубники, картофеля, тюльпана, пырея; таблички с надписями способов размножения.
Задание. Подобрать каждому растению способ размножения.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Выставка растений. Знакомство с однолетними, двулетними и многолетними растениями.
– Ребята, как вы думаете, сколько лет живут растения?
– Чтобы узнать о продолжительности жизни растений, я приглашаю вас на выставку растений. Обратите внимание, все растения разделены на три группы. По какому признаку они объединены?
К доске прикреплены таблички с названиями растений, распределенных в три группы, верхние таблички к каждому столбику с названиями однолетние, двулетние, многолетние сначала закрыты.
мак ноготки (календула) огурец томат цветущие бобы кабачок тыква астра |
лук чеснок репа свекла морковь малина петрушка гвоздика |
тюльпан лишайники ландыш брусника земляника пион черника каштаны лиственница |
Учащиеся высказывают свои предположения.
– Растения разделены на группы по продолжительности жизни.
– Как вы думаете, сколько лет живут растения первой группы? (Учитель открывает табличку с названием первой группы – однолетние.)
– Посмотрите на растения третьей группы: каштаны могут жить до 1000 лет, лиственница – до 500 лет, кустики брусники живут до 100 лет, лишайники – до 80 лет. Как называется эта группа растений? (Учитель открывает табличку с названием группы – многолетние.)
– Вторую группу растений называют двулетние.
– Все растения по продолжительности жизни делятся на однолетние, которые живут до одного года, двулетние, живущие 2 года, и многолетние, живущие много лет.
2. Чтение текста; рассматривание и анализ рисунка в учебнике.
3. Работа с рубрикой«Этот удивительный мир».
– В Америке, в штате Невада, нашли дерево (американская сосна долговечная), которому приблизительно 4900 лет, оказалось, что она старше египетской пирамиды Хеопса.
– А вы знаете, как определить возраст дерева?
– На срезе дерева видны последовательно расположенные кольца, количество колец соответствует возрасту дерева.
4. Игра «Магазин растений».
Описание. «Покупатель», называя растение, которое хочет купить, должен обязательно указать, какое оно – однолетнее, двулетнее или многолетнее.
IV. Итог урока.
– На какие группы по продолжительности жизни делятся растения?
Домашнее задание: выполнить задание в рабочей тетради № 1; подготовить рассказ о растениях, которые внесены в Красную книгу.