logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цели: продолжить знакомство учащихся с качествами характера славян.

Оборудование: кроссворд, иллюстрации с изображением оружия и орудий труда.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

Разгадывание кроссворда «Качества характера славян».


– Назовите качества характера славян.

– Когда славянам приходилось проявлять смелость и отвагу?

– Как славяне помогали друг другу?

– Объясните значение слов «вершок», «пядь».

– Назовите виды оружия и орудия труда, изображенные на картинках. Как и где их использовали славяне?


III. Знакомство с новым материалом.

1. Чтение и анализ текста «Славяне были гостеприимными».

– Сегодня мы продолжим знакомиться с качествами характера наших предков – славян.

– Объясните, в чем проявляется такое качество характера, как гостеприимство.

– В чем проявлялось гостеприимство славян?

– Прочитайте  отрывок  из  книги русского историка Н. М. Карамзина. О какой черте характера славян в нем говорится?

2. Чтение и анализ текста «Делу – время, а потехе – час».

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Как отдыхали славяне?

– Что такое песни-причитания?

3. Рассказ учителя «Славянские боги и праздники».

– Как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.

Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что Солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

А вот черные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун. Страшен в гневе Перун – он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники.

Главному богу – богу Солнца – славяне посвящали несколько праздников. Первый – в декабре, когда день перестает убывать. Следующий – Масленица – это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. На Масленицу пекли блины – символ солнца.

Самый большой праздник – Иванов день, или Ивана Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь бога Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

– Какой славянский праздник и сейчас широко празднуется?

– Отличается ли современная Масленица от древнеславянской?

4. Просмотр рубрики «Картинная галерея».

– Рассмотрите картину А. М. Васнецова «В горнице древнерусского дома московских времен».

– Чем отличается жилье того времени от настоящего?

IV. Итог урока.

– Что вы узнали нового о славянах?

Домашнее задание: прочитать текст в учебнике; выполнить задания в рабочей тетради № 2.

Поиск

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.