logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель: познакомить учащихся с качествами характера славянина.

Оборудование: иллюстрации с изображением видов оружия и орудий труда: копье, топор, лук со стрелами, серп и др.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

Учащиеся представляют свои словесные портреты современного человека.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Обсуждение сведений в рубрике «Выскажи предположение».

– На прошлом уроке вы учились составлять словесный портрет славян. Теперь вы знаете, как выглядели славяне, а сегодня вы познакомитесь с качествами характера славян.

– Прочитайте высказывания в учебнике и определите, какое из них, на ваш взгляд, верно.

2. Чтение и анализ текста «Славяне были трудолюбивыми».

– Найдите в толковом словаре объяснение слов «род», «скарб».

– Объясните смысл поговорки: «Терпение и труд все перетрут».

– А вы знаете, что современные названия месяцев пришли к нам от древних римлян? Древние славяне связывали названия месяцев со своими календарными занятиями.

Тяжелым трудом добывали себе пропитание славяне. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался «сечень» (от слова «сечь» –  рубить). Далее следовали месяцы «сухий» и «березол», во время которых лес сушили и сжигали. Месяц жатвы называли «серпень», а месяц молотьбы «вресень» (от слова «врещи» – молотить).

Названия месяцев у древних славян, происходящие от названий земледельческих работ, говорят о том, что земледелие было самым главным их занятием. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мед диких пчел.

Каждая семья изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду.

Покупали только то, что нельзя было добыть самим или сделать на месте,  например,  соль – ведь  ее  не  везде  можно было найти. Денег тогда еще не было, потому расплачивались пушниной, медом, воском, зерном, скотом.

3. Чтение и анализ текста «Славяне были смелыми и умели защищать свою родину».

– Но не только в мирном труде проходила жизнь славян, часто им приходилось воевать. На войне славяне были храбры, прибегали к хитростям и разным уловкам. Они могли долго находиться под водой в реке или озере, дыша через длинные, пустые внутри трубочки тростника. Так спасались славяне от врага в момент опасности.

В сражениях воины бились железными мечами и секирами в виде топора с длинной ручкой. Они осыпали врага стрелами, поражали копьями. Для защиты прикрывались деревянными щитами. Щиты были обтянуты кожей или обиты железом.

Славяне очень дорожили своей свободой и предпочитали скорее умереть в бою, чем сдаться в плен.

– Приведите примеры смелости, отваги русских воинов.

– Прочитайте текст «Славяне были смелыми и умели защищать свою родину».

– Какие пословицы встретились в тексте? Объясните их смысл.

4. Разыгрывание сценок-пантомим.

– Изобразите человека, рубящего топором дерево; стреляющего из лука; распиливающего доску.

5. Чтение и анализ текста «Славяне помогали друг другу».

– Найдите в толковом словарике объяснение слова «иноземец».

– Как вы понимаете слова «всем миром»?

– Из данных пословиц выберите пословицы о дружбе, взаимопомощи и доброте. (На доске написаны пословицы.)

Дело учит, и мучит, и кормит.

Красота – до венца, а ум – до конца.

Любовь правдой крепка.

Верный друг – редкая птица.

На мир и суда нет.

Дело мастера боится.

Старых почитай, малых поучай.

IV. Итог урока.

– С какими качествами характера славян вы сегодня познакомились?

Домашнее задание: прочитать текст учебника.

Поиск

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.