logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель: обобщить знания учащихся о позвоночных животных.

Оборудование: рисунки с изображением рыб, земноводных, пресмыкающихся, насекомых.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

1. Фронтальный опрос.

– Что такое фауна?

– Какие животные называются одноклеточными и многоклеточными?

– В чем отличие позвоночных животных от беспозвоночных?

– Кто из нарисованных животных не является насекомым?

На доске представлены иллюстрации с изображением паука-крестовика, бабочки, жука-могильщика, осы, муравья.

– Какое слово не вписывается в общий ряд: комар, муха, пчела, оса, божья коровка, скорпион?

– Как же узнать, насекомое перед вами или нет?

2. Игра «Кто больше назовет животных за минуту».

Учащиеся за минуту должны как можно больше написать названий животных:

1-й вариант – многоклеточных;

2-й вариант – беспозвоночных;

3-й вариант – позвоночных.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Беседа о рыбах и их разновидностях.

– Какие животные называются позвоночными? (К позвоночным относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.)

– Какие  из  перечисленных  мною  животных  живут  только  в  воде?
(Рыбы.)

– Знакомством с рыбами мы начнем изучение позвоночных животных. Примерно 2/3 поверхности нашей планеты покрыто океанами, морями, реками и озерами. Их населяют мириады животных, значительную часть которых составляют представители класса рыб. К 90-м гг. XX столетия зоологи описали около 22 тысяч их видов – больше, чем всех остальных позвоночных животных.

Рыбы появились на Земле более 450 лет назад. Рыбы – самые первые позвоночные животные на нашей планете. Как и все живые существа, проживающие на земле не одну тысячу лет, рыбы не раз видоизменялись. В настоящее время они являются самыми многочисленными представителями класса позвоночных.

– Рассмотрите иллюстрацию с изображением рыб.

– Какие особенности внешнего вида существуют у рыб?

– Какое значение имеют плавники?

2. Работа по учебнику.

– Прочитайте предложения в учебнике. Найдите верные высказывания.

– Какую роль играет позвоночник для рыб?

– Всех рыб условно делят на три типа. Первый тип – это хрящевые рыбы (скаты, акулы), то есть рыбы с хрящевым позвоночником. Они имеют прочную, толстую, но без чешуи кожу.

Второй тип – это костистые рыбы, с бесхрящевым позвоночником и чешуйчатой кожей. Пожалуй, этот тип самый многочисленный.

Третий тип – рыбы, имеющие и легкие, и жабры. Все легочные рыбы живут только в пресной воде. Их плавники очень напоминают конечности животных, поэтому такие рыбы, как особый вид окуня, способны иногда выходить на берег.

– А  вы  знаете,  какая  самая  большая  рыба? Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы на земле. Они иногда достигают 16–18 м в длину. А вот самая маленькая рыба в мире обитает на Филиппинских островах. Это бычок Пандака длиною 0,6 см, признанный самым крошечным позвоночным.

3. Ознакомление с земноводными.

– Каких животных называют земноводными? Почему?

– Другое название земноводных – амфибии – происходит от греческого слова, означающего «живущий двойной жизнью». Они могут жить и на суше, и в воде.

Существует три группы, или отряда, земноводных: лягушки, саламандровые и червяги. Различные виды тритонов относятся к саламандровым. Червяги – это существа, живущие в норах. Они слепые, у них нет ни ног, ни хвоста. Земноводные дышат жабрами в юном возрасте, а потом у многих из них развиваются легкие.

У земноводных кожа гладкая и клейкая, поддерживаемая во влажном состоянии специальными слизистыми железами. Вода легко проникает через их кожу, поэтому большинство земноводных высыхает и умирает, если их надолго вытащить из воды.

– Самостоятельно прочитайте об одном из представителей земноводных в учебнике.

– Что интересного вы узнали о лягушке?

– Некоторые лягушки довольно странно ухаживают за своими яйцами. Самка одной древесной лягушки из Бразилии сооружает для своих яиц гнездо из грязи, в то время как самец сидит и квакает. Суриамская жаба вынашивает яйца у себя на спине.

4. Чтение текста в рубрике «Этот удивительный мир».

5. Чтение и анализ текста о пресмыкающихся.

– Какие животные относятся к пресмыкающимся?

– Ребята, а вы знаете, почему у животных такое название?

– Название пресмыкающиеся точно отражает особенности передвижения этих животных, связанные с расположением их конечностей. Последние находятся по бокам от туловища и далеко отнесены от него. Туловище как бы висит между опорами и чаще всего опускается на землю. Даже при передвижении большинство пресмыкающихся далеко не всегда приподнимают туловище – наоборот, его изгибания и отталкивания от субстрата помогают передвижению наряду с лапами. Настоящая ходьба и бег с выпрямленными конечностями и приподнятым телом наблюдаются сравнительно редко, обычно же рептилии ползут, «пресмыкаются», а безногие иначе просто не могут.

6. Рассказ учителя о разнообразии пресмыкающихся.

– В животном царстве пресмыкающиеся занимают место между земноводными и птицами. Ученые считают, что птицы произошли от пресмыкающихся несколько миллионов лет тому назад. В те времена пресмыкающиеся составляли основную группу животных и часто имели гигантские размеры. Но эти огромные рептилии вымерли, а пресмыкающиеся наших дней имеют сравнительно небольшие габариты. Самые крупные из них – крокодилы и питоны.

Пресмыкающиеся с холодной кровью передвигаются ползком и имеют позвоночник.

Пресмыкающиеся подразделяются на четыре основные группы: черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи.

Черепахи отличаются от прочих пресмыкающихся тем, что их тело окружено костным панцирем. Все черепахи откладывают яйца. Некоторые черепахи живут возле водоемов или в них, а некоторые – исключительно на суше.

Аллигаторы, крокодилы и им подобные имеют удлиненное тело с четырьмя конечностями, покрытое чешуйками или пластинками. Ящерицы и змеи относятся к пресмыкающимся высшего порядка. Основное различие между ящерицами и змеями состоит в строении челюстей. У змей и верхняя, и нижняя челюсти имеют подвижные части с острыми, загнутыми внутрь зубами.

7. Чтение текста в рубрике «Жил на свете человек…».

Учитель. С давних времен и поныне змеи в восточной медицине служат одним из основных источников лекарственных средств при лечении многих заболеваний. Больному могут давать змеиную кровь, желчь, а также настойку на змеях, в состав которой входит и яд.

Профессия змееловов – охотников за змеями – очень опасна. Однако и змеям можно порой посочувствовать. Некоторые виды стали редкими и уже нуждаются в охране.

IV. Итог урока.

– Назовите позвоночных животных, с которыми сегодня познакомились.

Домашнее задание: подготовить пересказ текста учебника.

Поиск

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.