logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель: продолжить формирование знаний учащихся о Московском государстве.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит дидактическую игру «Имена, прозвища и даты». Учащиеся с помощью стрелки должны соединить прозвища русских князей, сопоставить даты и деятелей, связанных с событиями, происшедшими в указанные даты.

Долгорукий

Мудрый

Вещий

Красное Солнышко

Рюрик

Владимир

Ярослав

Олег

Юрий

882 год

862 год

988 год

1147 год

1036 год

Ответы:

Рюрик → 862 год;

Владимир → Красное Солнышко → 988 год;

Ярослав → Мудрый → 1036 год;

Олег → Вещий → 882 год;

Юрий → Долгорукий → 1147 год.

III. Изучение нового материала.

– Из маленького городка Москва превратилась в центр большого княжества. Многие князья стремились занять этот трон. Одной из главных задач князья видели в расширении владений Москвы. Города Коломна, Можайск, Переяславль-Залесский первыми присоединились к Московскому княжеству. Позже было присоединено Тверское княжество. Была и еще одна причина усиления Москвы – выгодное географическое положение.

Действительно, среди других русских городов того времени Москва резко выделялась и своими размерами, вольготно раскинувшись на холмистых берегах нескольких рек, и обилием жителей – бояр, купцов, стрельцов и ремесленников, и своими крепостными стенами, поражавшими заезжих иностранцев мощью и протяжённостью. Славилась столица России и своими соборами. Главным отличием Москвы от других русских городов было то, что в Московском Кремле,  на  высоком  «столе» (престоле), восседали православные государи. По этой причине её называли «стольным градом».

В XIV–XV веках сложилось новое название нашей страны – Московская Русь.

1. Работа с учебником.

– Рассмотрите карту в учебнике Московской Руси.

– Первым царем на Руси становится в XVI веке Иван Грозный.

2. Работа с учебником.

Чтение рубрики «Жил на свете человек…».

3. Просмотр рубрики «Картинная галерея».

– Рассмотрите картину И. С. Глазунова «Иван Грозный».

– Какие чувства вызывает у вас этот портрет?

– Можно ли, описывая царя, употребить слова: добрый, отзывчивый, добродушный?

– При Иване Грозном продолжается расширение границ государства. Он присоединил Казань, Астрахань, вел борьбу за выход к Балтийскому морю. В 1547 году Иван IV принял титул «государя всея Руси». Но в памяти народной он остался как Грозный. За то, что оставил после себя окровавленную, растерзанную, разоренную Русь.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради № 2.

IV. Итог урока.

– Кого первым нарекли царем?

– Почему его прозвали Грозным?

Домашнее задание: читать параграф учебника.

Поиск

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.