I. Вводная беседа
-Ребята, мы закончили изучение темы «Моря, озёра и реки России». И приступаем к новой теме «Зоны северного полушария» (стихи).
II. Сообщение темы урока
-Прочитайте строки стихов из известной песни.
-Сегодня мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда.
Мы путешествовали по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим наш маршрут - возьмём направление с севера на юг по природным зонам России.
-Мы с вами – это научная экспедиция. Отправляемся за Полярный круг, в зону арктических пустынь.
-К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, - к его островам наш путь.
-Членами нашей экспедиции являются географы (1,2ряд), ботаники (3,4ряд) и зоологи (5,6ряд).
-Мы знаем, что это царство холода, снега и льда. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?
III. Введение в новую тему
А теперь оделись побыстрее и отправляемся в путь.
-Сегодня я уже неоднократно произнесла фразу: природная зона.
– А что это такое?
-Какой ответ я услышу от наших учёных? (уч-ся дают свои ответы)
Вы правы: итак, природная зона-это природный комплекс с общими
температурными условиями, почвами, растительным и животным миром.
-Посмотрите на нашу таблицу.
-Что она вам напоминает - это паутинка, которая в природе связана невидимыми нитями.
-А что же входит в эти невидимые нити, что
Так необходимо для жизни:
1) Это вода (нажми клик)
-Вода необходима для почвы, животных, растений.
2) Почва (нажми клик)
-Почва питается водой, на её поверхности и внутри живут разные
животные и растут разные растения.
3) Животные (нажми клик)
-Животных арктической зоны кормит море, морскими водорослями
питаются рачки, а ими рыбы.
4) Растения (нажми клик)
-Животные питаются растениями, растения питаются минеральными веществами из почвы и воды.
5) И всё это создаёт одну природную зону с общим климатом для всего живого.
IV. Составление 1-карты темы (общей)
Итак, чтобы, как можно лучше изучить ту или иную природную зону, составим поэтапный план ответа:
Что мы будем изучать, узнавать?
О зоне арктических пустынь.
(Выстраивание схемы по вопросам учителя):
1. Как вы считаете, чем занимаются наши географы? (геоположением)
-Что это такое?
-И что ещё? (неживую природу)
2. Что заинтересует ботаников и зоологов?
3. Что мы относим к неживой природе? (климат и почву?)
4. А в свою очередь климатические особенности изучают?
(температуру и осадки)
5. А зоологи и ботаники в живой природе будут изучать?
V. Работа с картой на доске «Природные зоны России»
Найдите, пожалуйста, на карте зону арктических пустынь, покажите (один ученик у доски).
-Кто может назвать острова, которые относятся к этой зоне? (один ученик у доски)
Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить, почему здесь такие суровые условия.
Самый главный секрет нам раскроит схема природных зон России.
-Покажите мне на схеме «Природных зон России», зону арктических пустынь.
-Что интересного можно рассказать о направлении лучей солнца на поверхности Земли?
VI. Работа с контурной картой:
-Возьмите контурную карту и закрасьте ту часть Российской
Федерации, где расположена зона Арктических пустынь.
Природных зон России-6, но сегодня мы ведём разговор о самой первой зоне, которая называется: «Зона арктических пустынь». Покажите её на схеме.
-Какими же особенностями обладает только эта зона?
VII. Работа с карточками
Чтение и составление текста по карточкам.
1. Работа для географов.
-Подведём итог: что самое главное для зоны арктических пустынь?
-А теперь давайте рассмотрим растительный мир этой зоны. Если эта зона обладает такими суровыми климатическими условиями, то и растительный мир не очень разнообразен.
-Скажите, по всей ли зоне можно встретить растения?
-А где можно увидеть и когда?
2. Работа для ботаников.
(чтение текста с карточки)
Какие растения можно встретить в зоне арктических пустынь?
-Какие же сюрпризы нам преподносит животный мир Арктики?
3.Работа для зоологов.
(чтение текста с карточки)
VIII. Подведение итога групп
Итак, все научные группы хорошо поработали.
-Можем ли мы назвать арктическую зону пустыней? (В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и даже птицы выращивают своих детенышей.)
IX. Составление кроссворда
X. Продолжение новой темы (подготовленные учащегося)
И это нам доказали люди покорившие эту суровую землю.
-Кто же эти отважные герои?
-Седов Георгий Яковлевич, Колчак, Шмидт Отто Юльевич.
Но исследования Арктики продолжаются и в наши дни - доклад ученика.
XI. Работа по учебнику
-А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с текстом учебника,
чтобы получить более полную информацию об этой природной зоне.
XII. Составление карты темы «Арктические пустыни»
У вас в парте лежит лист с картой темы: «Арктические пустыни».
-Положите его перед собой, мы вместе будем заполнять эту карту.
Составление карты темы по вопросам учителя:
1. С чего мы начинали изучение зоны «Арктических пустынь»?
2. О чём ещё рассказывали наши географы?
3. О чём рассказывали наши зоологи и ботаники?
4. Что мы говорили в геоположении о том, где простирается эта зона?
5. Только ли в Северном Ледовитом океане расположена зона Арктики?
6. Что мы изучаем у неживой природы?
7. Что изучают климатические особенности?
8. Назовите особенности температуры?
9. Что ещё относится к климатическим особенностям?
10. Особенности воды?
11. Какая почва в Арктике?
12. Что мы относим к живой природе?
13. Мир животных это?
14. Живая природа это не только мир животных, но и?
15. Основные растения Арктики? (клик)
16. Так же живая природа-это конечно и…?
17. Чем занимаются люди в Арктике?
XIII. Работа в парах
XIV. Итог, самостоятельная срезовая работа
Возьмите лист со схемой для самостоятельной работы и попытайтесь заполнить её так, чтобы у вас получилась карта темы, которую мы с вами заполнили коллективно. Попытайтесь дополнить её недостающими фактами.
Я вам предлагаю два варианта работы:
1. Если вы подпишите основные термины, что мы изучали в зоне Арктических пустынь – вы получите 4
2. А если вы сумеете самостоятельно раскрыть основные понятия, то получите 5.
XV. Д/з
Карточка №I
Арктика-это огромное пространство…………………..
океан, с……… и ………… .Солнце направляет
на это пространство ……… лучи. Оно ………………..
но не ……………… .Зимой в Арктике ………………… .
Темноту в Арктике освещают: луна, звёзды и …….
Дуют ……., бушует ……. .Температура опускается
до ………. градусов. Летом в Арктике ……………, но
тепла тоже нет. Это зависит от географического……
арктической зоны. Температура лишь на…..выше…..
Карточка №II
На остовах прямо га голых …….. встречаются………
они очень …………. . Также приспособились к жизни
на камнях …….. и ………. . В толще воды, не покрытой ………., большое количество……………
Существует такой вид мха, который приспособился
к жизни на льду, в морях встречаются «зелёные
льдины».
Карточка №III
Животных арктической зоны кормит…… Морскими
водорослями питаются …. , а ими ….. . Основная
пища птиц и животных – это …… . На скалистых
берегах собираются ….., ……, гагарки, здесь они
выводят …. . Кайры откладывают яйца на голые
камни. Птиц с необычными клювами называют тупики. Все звери – прекрасные ……. . От холода их
защищает слой ….. . Это ….. и …… . На тюленей
охотятся …… . У них длинная густая шерсть ………
цвета и…… лапы, чтобы удобнее было ………………
по снегу и льду. В водах серных морей, где проходят
тёплые течения, обитает великолепное животное-
-гренландский кит.
Кроссворд
Разгадайте кроссворд и восстановите предложение
«…… - царство льда и снега»
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/