Цель: обобщение знаний учащихся по теме «Человек и животные».
Задачи:
1.развивать навыки экологического мышления;
2.формировать основы экологической грамотности;
3.воспитывать любовь и уважение к природе.
Ход урока
I. Учитель: Удивительная голубая планета - единственная в Солнечной системе, где существует жизнь. Такая маленькая и хрупкая! Здесь уникальная природа и венцом ее творения является разумное существо - человек. С каким удовольствием мы слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса, с каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью водоемов или величественными громадами гор. И все это нам дает планета Земля! А взамен просит только одного - бережного, доброго отношения. Чтобы сохранить природу на планете для наших потомков, мы должны хорошо ее знать и хозяйствовать грамотно и бережно.
Тема сегодняшнего занятия «Мы в ответе…» Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ответы детей)
Проверим ваши предположения и в конце урока закончим название нашей темы «Мы в ответе…»
И вот такой эпиграф я выбрала для этого занятия:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они ,
На планете мы останемся одни.
Есть такое выражение «Земля – наш общий дом». Для кого Земля – общий дом? Ответы детей: Для животных, растений и для человека.
Как вы думаете, а почему наша Земля нуждается в охране? От кого ее нужно защищать?
Ответы детей (принимаем любые предположения)
-Чтобы уметь защитить растения и животных нужно их знать
II.– Выделите общие признаки растений и животных. (Они относятся к живой природе.)
– Животные, как и растения, относятся к живой природе. Назовите признаки живой природы. (Животные рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются – оставляют потомство.)
– Выделите отличительные признаки растений и животных. (Различаются растения и животные по способу питания.)
– Расскажите о способе питания растений. (Зеленые растения производят питание из воды и углекислого газа с помощью зеленых листьев на свету.)
– Расскажите о способе питания животных. (Животные создавать для себя пищу не могут. Они питаются растениями, или растениями и животными, или другими животными.)
Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности.
Есть Красная книга Алтайского края. В ней, к сожалению, множество растений и животных.
А еще, ребята, человек создает заповедники и заказники. Заповедники –
это большие территории, на которых запрещена любая деятельность человека, кроме научно-исследовательской. Самый близкий от нас Тигирекский заповедник.
А видели вы какие-нибудь растения из Тигирекского заповедника в окрестностях нашего села? (Жарки-огоньки).
Слайд Кроме заповедников в нашем крае есть также заказники. На правом берегу Большой речки начинается Большереченский заказник. В заказниках охраняются отдельные виды растений и животных. Ребята приготовили сообщения о животных, которые занесены в Красную книгу и обитают в окресностях села Загайнова и п.Лесной.(подготовленные дети выступают с сообщениями))
Физкультминутка
Танец утят
III. О каких животных упоминалось в песне ( утята, бегемот). А к каким классам
животных они относятся? Вспомним, какие классы животных мы знаем
1. (– Назовите отличительные признаки насекомых. (Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко. У насекомых три пары ног.)
– Назовите признаки рыб. (Тело рыб покрыто чешуёй.)
– Назовите признаки птиц. (Тело птиц покрыто перьями; есть крылья.)
– Назовите признаки зверей. (Тело зверей покрыто шерстью; у них четыре конечности.)
(Все пресмыкающиеся (и с ногами, и без ног) ползают по земле, «пресмыкаются», а также то, что их тело покрыто сухими чешуями или панцирем.)
– Назовите отличительные признаки земноводных. (Голая кожа, которая участвует в дыхании.)
2. «Горячий стул» (учащийся садится спиной к доске, учитель показывает класс животных, класс называет отличительные признаки, сидящий ученик должен назвать класс): угадать по описанию класс животных
1) Кожа голая, слизкая;
2) две пары ног;
3) дышат легкими и влажной кожей.)
3. – Выберите верное рассуждение: (верно -зеленая фишка, неверно- красная)
а) Птенцы у птиц выводятся из яиц. Ящерицы тоже появляются из яиц. Значит, ящерицы – птицы. (Неверно.)
б) У млекопитающих две пары ног. У ящерицы тоже четыре ноги. Значит, она – млекопитающее. (Неверно.)
в) Тело ящерицы покрыто роговыми чешуйками. Выводятся ящерицы из яиц. Ящерица – пресмыкающееся. (Верно.)
3. На партах у вас карточки: Поместите животных в соответствующий класс. (Работа в парах)
4. (На доске изображения домашних и диких животных. ) Класс поделен на две группы. Каждая группа выбирает «своих» животных. Чем отличаются дикие и домашние животные?
У многих из вас есть свои любимые домашние животные
Как заботится о своем домашнем питомце нам расскажет Артем (мальчик демонстрирует морскую свинку, рассказывает о ее привычках и о том, как он за ней ухаживает)
5. Живые организмы связаны между собой невидимыми нитями, которые совсем
не просто распознать с первого взгляда. Давайте покажем эти связи, составив
цепь питания. Практическая работа: на демонстрационном столе находятся макеты животных, растений, простейших и т.д.. Каждая группа учащихся составляет свою цепь питания и защищает свой выбор.
На примере одной цепи проводим игру «Кто здесь лишний»
Вывод: на планете нет нужных и ненужных жителей. Все в природе взаимосвязано.
6. Учитель: "Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля,
И небо чистым быть.
Спасти поля, леса, луга -
И чистую гладь рек, всю Землю -
Можешь только ты -
Разумный человек!"
Вывод: (делают дети)
Давайте вернемся к началу урока и закончим тему «Мы в ответе за наш общий дом – планету Земля»
Каждый человек может сделать то, что ему по силам. А вы как можете поучаствовать в охране природы? (выполнять Правила поведения в лесу)
7. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"! Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не стану? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
И с собой я заберу? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
8. Домашнее задание: П.Т. стр.33
Подведение итогов: Я узнал…
Я вспомнил…
Я понял…
Оцените себя на нашей лестнице успеха, оцените своего соседа. Если ваши оценки совпали – поставьте эту оценку в дневник
Спасибо.
До свидания.
Приложение
Класс птиц |
Класс насекомых |
Класс земноводных |
Класс пресмыкающихся |
Класс рыб |
Класс млекопитающих |
|
|
|
Шмель |
Щука |
Жаба |
Черепаха |
муравей |
Сом |
Лягушка |
Крокодил |
Божья коровка |
карась |
Тритон |
ящерица |
глухарь |
Страус |
Ласточка |
|
медведь |
лось |
заяц |
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/