logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

НРАВСТВЕННОСТЬ

Игра по теме многоразового использования. Наклейте распечатанные на цветном принтере картинки на картон. Разрежьте картинки с мячиками так, чтобы получились квадратные карточки с одним мячиком.

Цель игры: "забросить" мячик в баскетбольную корзину с правильным ответом.

ЗАДАЧКИ

 

1. У болотной кикиморы 3 дочери. У первой дочери 4 кикиморки, у второй – на 2 кикиморки больше. Сколько кикиморок у третьей дочери, если всего у болотной кикиморы 13 внучек?

2. Мойдодыр подарил грязнуле 20 моющих средств: 14 пачек мыла, остальное – шампунь. На сколько больше пачек мыла, чем шампуня, получил грязнуля?

3. Гусь весит 6 килограммов. Узнай вес стаи гусей, состоящей из 70 птиц.

4.Хоббиты запасли 320 килограммов шишек, а добывайки – в 4 раза меньше. Сколько килограммов шишек запасли гномы, если всего у добываек, хоббитов и гномов в подвале лежит 600 килограммов шишек?

5. В гостях у Мухи – цокотухи букашки выпивали по 2 чашки, а таракашки – в 3 раза больше. По сколько чашек выпивали таракашки?

6. Тотоша и Кокоша съели по три пары галош. Сколько галош съели Тотоша и Кокоша вместе?

7. Семья Балаболкиных очень любит разговаривать по телефону. Дедушка проговорил по телефону 30 минут, бабушка – на 15 минут больше дедушки, а внучка – в 5 раз меньше, чем бабушка и дедушка вместе. Сколько минут разговаривала по телефону внучка?

8. В школе лентяев учится 120 лодырей, а ябед – в 3 раза больше. Сколько всего учеников в этой школе?

9. Арифметический я знак,

В задачнике меня найдёшь во многих строчках,

Но стоит « О» добавить, зная как,

И я – географическая точка.

10. Если Грушам дать по груше,

То одна в избытке груша.

Если дать по паре груш,

То не хватит пары груш.

Сколько Груш? И сколько груш?

11.Семь тарелок им умыты,

Восемь чашек не забыты,

Ложек – дюжина одна.

Чистота кругом видна.

Вы готовы дать ответ,

Сколько всей посуды этой

Перемыл он, сын - проказник?

Дело было в мамин праздник.

12.

Осёл и мул тянули усердно поклажу.

Стонал и охал под тяжестью ношей.

Мул заметил беду, спешит на подмогу соседу:

«Я пособлю, - говорит, - дай мне лишь узел один,

Вдвое больше, чем ты, я тогда понесу.

Возьмёшь у меня ты один – равен будет наш груз».

Смекни ж, сколько узлов тащил каждый из них.

13.

Дядя Федор, Шарик, кот Матроскин и Печкин решили пойти зимой на охоту. Там они потревожили медведя и убегали из леса, обгоняя друг друга. Шарик бежал быстрее Матроскина, но медленнее Печкина, Матроскин прибежал домой позже, чем Дядя Федор, который бежал медленнее Шарика. У кого больше всех шансов попасть в лапы к медведю-шатуну?

14.

Знайка, Кнопочка и Тюбик живут в домах №14, 17, 19. В каком доме живет каждый человек, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Кнопочка не живет в доме 19?

 

ВЫЧИСЛЯНДИЯ

 

Вычислить и найти ответ.

Вариант I                                  Вариант II

88 : 4 + 66 : 2 =                         66 : 2 + 96 : 4 =

94 : 2 + 46 : 2 =                         96 : 6 + 91 : 7 =

96 : 2 + 95 : 5 =                         4 x 17 + 64 : 4 =

Выбрать правильный ответ.

1) 3 + 5 = 10                   1) 4 + 3= 8                   1) 9 + 0 = 9

2) 7 + 3 = 9                     2) 7 + 4= 7                   2) 2 + 9 = 10

3) 8 + 1 = 8                     3) 6 + 3 = 9                  3) 0 + 8 = 11

4) 3 + 3 = 6                     4) 5 + 3 = 11                4) 6 + 4 = 8

Устный счет

8 x 6 = 54 : 9 =                24 : 8 =            6 x 4 =             6 x 1 =

3 x 7= 9 x 1 =                  7 x 6 =             72 : 9 =            35 : 5 =

36 : 4 = 9 x 8 =                32 : 4 =            7 x 9 =             5 x 9 =

7 x 7 = 18 : 6 =                28 : 7 =            64 : 8 =            6 x 6 =

63 : 9 = 5 x 8 =                42 : 6 =            36 : 4 =            48 : 8 =

 

 

ЗАНИМАТИКА

 

Занимательные вопросы

1. Произведение каких двух чисел больше одного из них в 4 раза и больше другого в 5 раз. Чему равны множители и произведение? (4 x 5 - 20)

2. Рыболов за две минуты поймал четыре рыбки. За сколько минут он поймает восемь таких же рыбок? (За 4 минуты.)

3. Настольная лампа, зеленый диван,

Сидит на диване Матюшин Иван.

Он пишет ...

Не будем, ребята, мешать,

А только тихонько заглянем в тетрадь.

В тетрадке написано все по порядку:

«В семь двадцать встаем, производим зарядку,

В семь тридцать, умывшись холодной водой,

Застелем постель и займемся едой.

Без четверти восемь дрова мы приносим,

Готовим по плану похлебку Полкану.

И в класс направляемся в восемь ноль пять».

Сколько времени проходит у Матюшина Ивана от подъема до выхода в школу? (45 минут.)

4. Назвать все двузначные числа, у которых число десятков в 4 раза больше числа единиц. (82 и 41)

5. Второклассникам надо посадить один ряд яблонь через 3 метра друг от друга. Длина этого ряда 30 м. Сколько надо заготовить саженцев для посадки? (11 штук.)

6. Какое число надо уменьшить в 6 раз, чтобы получить 6? (36)

7. На участке дороги длиной 90 м школьникам поручено посадить деревья так, чтобы между ними были расстояния в 9 м. Сколько деревьев должны посадить школьники? (11 штук)

Задания

1. Найти число, четвертая часть которого равна 9.

2. Найти пятую часть числа 30.

3. В 5 одинаковых пакетах 15 кг мандаринов. Сколько мандаринов в 8 таких пакетах?

4. На 4 костюма идет 16 м ткани. Сколько ткани идет на 1 костюм?

5. В одном ряду большого зала кинотеатра 36 кресел, а в одном ряду малого зала - 9. Во сколько раз меньше кресел в одном ряду малого зала, чем в одном ряду большого зала?

6. Из 27 листов бумаги ученик сделал 3 одинаковых блокнота. Сколько листов пошло на 1 блокнот?

7. Выполнить вычисления:

1) 90 : 5 =                           1) 32 + ... =32

2) 93 - (48 - 36) =               2) 84 : 7 =

3) 8 (57 - 48)=                    3) 86 - 59 =

4) 430 + 500 =                    4) 480 - 200 =

5) 63 – 49 : 7=                    5) 58 - 8 =

6) 640 – 310 =                    6) 48 : 8 =

7) 18:18=                            7) (40 - 36) • 8 =

8) (43 - 36) • 9 =                 8) (80 - 50): 2 =

9) 360 – 240 =                    9)29 + 350 =

10) 650 - 130=                   10) 86 - 59 =

8. Высота сосны 15 м, а тополя - 10 м. На сколько метров тополь ниже, чем сосна?

9. К числу 18 прибавить произведение чисел 8 и 9.

10. Из числа 100 вычесть произведение 7 и 8.

11. Частное чисел 63 и 9 увеличить в 7 раз.

12. Частное чисел 64 и 8 увеличить на 12.

Устный счет

1. Первое число 56, второе в 2 раза больше. Чему равна сумма двух чисел? (168.)

2. Дети собрали в школьном саду 36 кг смородины, а малины - в 4 раза меньше. Сколько собрали малины? (9 кг)

3. 700 : 5 = (140)          14 • 6 = (84)                   420 : 6 = (70)

78 : 6 = (13)                   27 • 3 = (81)

4. 45 • 2 : 9 = (10)          21 • 4 = (84)

57 : 3 • 4 = (76)              23 • 3 = (69)

24 • 3 : 6 = (72)              4 • 24 = (96)

Задача в стихах

Нам из Гомеля тетя

Ящик яблок прислала.

В этом ящике яблок

Было, в общем, немало.

Начал яблоки эти

Спозаранок считать я,

Помогали мне сестры,

Помогали мне братья.

И пока мы считали,

Восемь раз отдыхали.

Восемь раз мы сидели

И по яблоку съели.

И осталось их сколько?

Ох, осталось их столько,

Что когда в этот ящик

Мы опять поглядели,

Там на дне его белом

Только стружки белели...

Вот прошу угадать я

Всех ребят и девчонок:

Сколько было нас братьев?

Сколько было сестренок?

Поделили мы яблоки

Все без остатка,

А всего-то их было

Пятьдесят без десятка.

Л. Пантелеев

Ответ. 3 брата и 2 сестры.

Подсчитай, какое стадо

Обслужить ребятам надо:

Индюшат (их двести сорок)

Водит Витя на пригорок.

Машет прутиком Илья –

Восемь уток, один я –

Куда утки, туда я.

Что-то громко чересчур

Раскричались курицы!

Триста восемьдесят кур

Вдруг как развоюются!

А на речке уток двести,

Как закрякают все вместе!

(Из стихов А. Барто.)

Помощник

Семь тарелок им помыты,

Восемь чашек не забыты,

Ложек - дюжина одна –

Чистота кругом видна!

Вы готовы дать ответы,

Сколько всей посуды этой

Перемыл он - сын-проказник?

Дело было в мамин праздник. (27 штук.)

 

 

Начнем с хвоста

По тропинке вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог,

Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

А теперь вопрос таков:

Сколько было петухов?

И узнать я был бы рад,

Сколько было поросят?

Ты сумел найти ответ?

До свиданья, всем привет!

(Н. Разговоров)

 

Сколько лет?

— Я на два года старше льва, —

Сказала мудрая сова.

— А я в два раза младше вас, —

Сове ответил дикобраз.

Лев на него взглянул и гордо

Промолвил, чуть поморщив нос:

— Я старше на четыре года,

Чем вы, почтенный иглонос.

А сколько всем им вместе лет?

Проверьте дважды

Свой ответ.

(Н. Разговоров)

Задание 1. Учащимся предлагается последовательность чисел:

1, 2, 3, 4, 5, 6, …

Для каждого числа назовите предыдущее и последующее числа. Для любого числа можно назвать предыдущее число?

Выберите любое число последовательности. Сравните его с предыдущим числом, с последующим числом. Сформулируйте правило.

Запишите результат сравнения с помощью знаков

2 * 3, 4 * 5, 10 * 9, 1 * 2

 

 

Задание 2. Разгадай правило, по которому составлены неравенства в каждом столбике. Продолжи каждый столбик, записав в нем еще три неравенства.

8 > 1 7 < 8 2 > 1

8 > 2 6 < 7 3 > 2

8 > 3 5 < 6 4 > 3

Для выполнения этого задания необходимо найти закономерность каждого столбика. А именно: в первом столбике неравенств слева число 8, а справа записана последовательность чисел 1, 2, 3. Продолжая этот столбик, ребята записывают слева число 8, а справа - продолжают ряд чисел. Главное, чтобы дети увидели, что этот ряд заканчивается числом 7. Работа во втором и третьем столбике аналогична.

 

 

Задание 3. Сравни числа в каждой тройке:

1, 2, 3; 6, 7, 8; 8, 9, 10; 3, 1, 2.

Запиши результат сравнения по образцу:

2, 3, 4

2 < 3, 3 < 4.

2 < 3 < 4

2 < 4

Это задание подготавливает детей к введению понятия "двойное неравенство". Это можно закрепить на символических числах.

 

 

Задание 4. Закончи предложения так, чтобы они выражали верную мысль:

"Если к числу прибавить 1, то оно станет…"

"Если из числа вычесть 1, то оно станет…"

а) больше;

б) меньше;

в) последующим;

г) предыдущим;

д) следующим.

 

 

Задание 5. Будут ли данные суждения верными для числа 2? Докажите.


 

 

Задание 6. Восстановите предложения:

"Если …, то оно станет больше"

"Если …, то оно станет меньше"

"Если …, то оно не изменится"

Заполни таблицы. Сделай вывод.

 

Слагаемое

7

7

7

7

Слагаемое

10

11

12

13

Сумма

       

 

Уменьшаемое

20

20

20

20

Вычитаемое

10

11

12

13

Разность

       

 

Уменьшаемое

35

45

55

65

Вычитаемое

10

10

10

10

Разность

       

Заполни таблицы. Сделай вывод.

 

Множитель

3

4

5

6

Множитель

5

5

5

5

Произведение

       

 

Делимое

20

25

30

35

Делитель

5

5

5

5

Частное

       

Делимое

32

32

32

32

Делитель

2

4

8

16

Частное

       

При выполнении этих заданий дети делают вывод о взаимосвязи компонентов и результата действий. Для этого целесообразно воспользоваться следующим заданием.

 

 

Задание 7 Закончи предложения:

"Если при постоянном одном из слагаемых другое слагаемое увеличить (уменьшить), то значение суммы…"

"Если при постоянном уменьшаемом (вычитаемом) вычитаемое (уменьшаемое) увеличить (уменьшить), то значение разности…"

Если при постоянном одном из множителей другой множитель увеличит (уменьшить), то значение произведения …"

"Если при постоянном делимом (делителе) делитель (делимое) увеличить (уменьшить), то значение частного …"

Не находя значения суммы, сравните:

3 + 0 * 3 2 * 2 + 0

4 + 1 * 4 3 * 3 + 2

5 + 1 * 5 6 * 6 + 2

6 + 3 * 6

Учащиеся рассуждают следующим образом: "4 * 4 + 1.Справа число 4. Слева к 4 прибавили 1, стало больше, чем 4. Значит, 4 < 4 + 1" Аналогично выполняются задания 17

 

 

Задание 8. Не находя значения суммы, сравните:

5 - 1 * 5 3 * 3 - 2

6 - 1 * 6 4 * 4 - 2

4 - 0 * 4 5 * 5 - 2

 

 

Задание 9. Сравни выражения в каждой паре. Чем они похожи? Чем отличаются? (Это сумма, одинаковые первые слагаемые. Различные вторые слагаемые и значение суммы)

6 + 2 4 + 3 5 + 1

6 + 3 4 + 4 5 + 2

Что вы заметили? (Второе слагаемое увеличилось на 1, значение суммы также увеличилось на 1.)

Как вы думаете будет ли это суждение верным, если втрое слагаемое увеличим на 2, на 3?

Как изменится значение суммы, если второе слагаемое уменьшим на 1? на 2? на 3? Докажите.

Проведите аналогичные рассуждения при изменении первого слагаемого.

 

Задание 10

а) 6 - 27 - 3 6 - 2

6 - 3 7 - 4 6 - 1

б) 6 - 25 - 3 4 - 2

7 - 2 6 - 3 5 - 2

Аналогичную работу целесообразно провести и для случая увеличения (уменьшения) множителей, делимого и делителя.

 

 

Задание 11. Не находя значения суммы, поставьте знак сравнения:

4 + 1* 4 + 2 6 + 2 * 2 + 6

4 + 2 * 4 + 3 1 + 3 * 2 + 3

Рассуждение учащихся: "4 + 1 * 4 + 2. Оба выражения - суммы. У них одинаковые первые слагаемые, вторые слагаемые различные. Второе слагаемое слева меньше, чем второе слагаемое справа. Следовательно, 4 + 1 < 4 + 2"

Аналогично - для вычитания:

5 - 2 * 5 - 3 7 - 3 * 8 - 3

6 - 3 * 6 - 2 9 - 4 * 8 - 4

7 - 3 * 5 - 1 3 - 2 * 4 - 3

Аналогичные задания можно использовать для умножения и деления.

 

 

Задание 12. Сравните:

3 + * 4 +

7 - * 8 -

 

 

Задание 13. Выпиши выражения в два столбика. По какому признаку это можно сделать?

3 + 2 * 4 + 2 0 + 1 * 1 - 0

3 - 2 * 4 - 2 6 + 2 * 2 + 6

3 + 1 * 2 + 3 5 - 2 * 5 - 3

6 - 4 * 8 - 2 9 - 1 * 8 - 1

6 - 3 * 7 - 4 3 + 4 * 2 + 5

2 - 0 * 2 + 0 7 - 3 * 5 - 2

Превратите обе части неравенства в суммы (разности, суммы и разности), не меняя знака и данных чисел по образцу:

7 > 5

7 + 2 > 5 + 2

7 + 3 > 5 + 1

7 - 2 > 5 - 2

7 - 1 > 5 - 3

7 + 2 > 5 - 4

Превратите равенство в неравенство по образцу:

4 = 4

4 + 2 < 4 + 3

4 - 2 < 4 - 1

4 + 7 > 4 - 2

Для подготовки учащихся к усвоению свойств числовых неравенств, можно использовать упражнения на весах. Эти упражнения можно внести как во второй блок, так и в третий.

Сравните массу куска пластилина с массой карандашей. Что будет если я добавлю на каждую чашу гирю одинаковой массы? Сохранилось ли отношение больше (меньше)? Сделайте вывод.

 

 

Задание 14. На весах предметы разной массы. Учитель убирает некоторые предметы с чашки, где масса больше.

- Как сохранить прежнее положение на весах?

Дети подводятся к мысли о том, что, чтобы сохранить прежнее положение чашек весов, нужно на столько же уменьшить массу предметов и на другой чашке. Затем эти упражнения закрепляются при решении числовых неравенств вида: 5 < 6, 5 - 2 < 6 - 2, 3 < 4.

Игра «Назови соседей»

Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа.

Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей»  данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее.

После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.

Игра «Быстро занять места!»

Цель: закрепление представления о порядковом значении числа.

Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные).

Игра «Эхо»

Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.

Школьники идут в колонне по одному. Учитель называет число, а дети как эхо, повторяют его и последующее (повторяют его и предыдущее).

Игра «Кто ушел?»

Цель: развитие внимания, закрепление знания ряда чисел.

Ученики строятся в круг. Водящий встает в центр круга, запоминает, какие цифры на карточках в руках у детей (только четные; только нечетные; по возрастанию; по убыванию и т.д.) закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель спрашивает у водящего: «Отгадай, кто ушел?» (какой цифры не хватает). Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.

Игра «Знают все свои места!»

Цель: закрепить знания ряда  чисел от1 до 10.

Учащиеся  строятся на площадке в шеренгу. Каждый получает карточку с примером типа: 5 – 2; 8 + 2; 3 + 4… С результатом от 0 до 10. по сигналу или по команде учителя «Разойдись!» дети расходятся по площадке и дружно говорят:

                         У ребят порядок строгий,

                         Знают все свои места.

                         Ну, трубите веселее:

                         Тра-та-та, тра-та-та.

За это время учитель на площадке в разных местах крепит карточки с цифрами от 0 до 10.

После сигнала учителя дети быстро занимают свои места, согласно решенному примеру.

 

 

Игра «Передай кубик»

Цель: закрепить знание ряда чисел.

На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.

По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.

Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает.

Игра повторяется 2-3 раза.

 

Игра «С листками календаря»

Цель: Закрепление

Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подбирать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:

Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. – записать пример на сложение, используя цифры на листках и решить его,  после чего громко назвать получившееся  число.

Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (числа должны идти по порядку). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.

Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает команда, которая нашлась первая.

Собраться так, чтобы образовался год 2000 (1998, 2005 и т.д.).

Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30, 40 и т. д.).

 

Игра «Микрокалькулятор»

Цель: закрепление знания  состава числа первого десятка.

                                               Мы устали от сложения

                                               И тетрадки спрятали,

                                               Дайте нам для ускорения

                                               Микрокалькуляторы.

Дети делятся на две команды. Игроки решить пример на карточке, пробежать эстафету и взять в конце пути в корзине столько предметов, какой ответ получился при решении примера на карточке. Например, 3 – 2 = 1, значит, игрок берет 1 предмет.

Примеры на карточках:

                  Команда 1                                             Команда 2

                  5 – 3                                                       8 + 2

                  6 – 4                                                       10 – 3

                  8 – 1                                                       7 + 2

                  3 + 4                                                       8 – 6

                  7 + 3                                                       9 – 7

У каждой команды должно получиться в конце эстафеты по 30 предметов.

 

«Парная игра»

Цель: развивать умение соотносить плоскостные геометрические фигуры и их контуры.

Ученикам раздают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в шеренгу. По команде учителя они ищут себе пару согласно своей фигуре (плоскостная должна соединиться с контурной).

 

«Зрительный диктант»

Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.

Ученикам предлагается посмотреть на наборное полотно, где слева направо расставлены 3 – 5 геометрических фигур.  Две команды под музыкальное сопровождение 1 – 2 минуты, должны расставить на площадке в такой же последовательности, как в образце, геометрические фигуры более крупного размера и назвать их.

Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок справляется с заданием.

Игра «Построение в шеренгу»

Цель: закрепление понятий «низкий», «высокий», «справа», «слева», «впереди», «сзади».

Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает им следующие задания:

- Кто в классе самый высокий?

 - Какой по росту Саша? (Саша самый низкий.)

 - Кто твой сосед слева? Справа?

 - Между кем и кем ты стоишь?

 - Шаг вперед сделает Маша.

 - Таня, сделай шаг влево.

 - Сзади Тани встанет Аня, а впереди Сережа.

Игра «Живые числа»

Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от1 до 10.

Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.

Игра «Белочка и грибы»

Цель: закрепить знания о составе числа.

                                      Кто по елкам ловко скачет?

                                      И взлетает на дубы?

                                      Кто в дупле орешки прячет,

                                      Сушит на зиму грибы?

Учитель рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Дети выходят к доске и раскладывают грибы в «дупла».

Игра «Кто быстрее нарядит ёлочку?»

Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, учение вешает игрушку на свою елочку.

Игра «Строим дом»

Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.

Мы построили просторный

Четырехэтажный дом,

И для всех своих игрушек

Место в доме мы найдем.                                                                                              

В доме окна есть и двери,

Крыша крашеная есть…

Здесь поселятся игрушки.

Хорошо им будет здесь!

                    (А. Бродский)

 

После прочтения стихотворения учитель говорит:

Сегодня будем строить дом

На радость новоселам,

Чтоб каждый становился в нем

Счастливым и веселым!

После этих слов из различных геометрических фигур, учащиеся на партах, у доски строят дом. Затем называют геометрические фигуры, отвечают на вопросы: Сколько? Каких фигур больше?

Игра «У кого больше фигур?»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур

У каждого ученика на парте лежат небольшие фигуры (круги, треугольники, квадраты).

Назначают пять водящих. По сигналу учителя они расходятся по классу и подходят к любому сидящему за партой. Тот ученик, к кому подошли, говорит пример на табличное умножение или деление. Водящий тихо, чтобы никто не слышал его ответ, называет результат. Если ответ верный, он получает фигуру. Тот, кто за определённое время наберёт больше фигур, считается победителем. Возможен и обратный вариант игры.

Игра «Мальчики – девочки»

Цель: закрепить приемы сложения, вычитания, умножения. деления

Учитель берёт одну из карточек, показывает пример классу и переворачивает карточку обратной стороной. Если карточка красного цвета, то ответ хором называют девочки, если синего – мальчики. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.

Игра «Кто быстрее, кто вернее»

Цель: закреплять таблицу умножения и деления

Учитель раздаёт на каждый ряд по одному комплекту цифр от 1 до 9 так, что каждому ученику достаётся какая-то одна цифра. Учитель читает примеры вслух (4 * 4, 9 * 2 и т.д.). Учащиеся должны быстро сообразить, сколько получится, выйти к доске, если нужная для ответа цифра у него, и составить число-ответ.

За каждый верно показанный ответ начисляется одно очко, если ряд успел первым показать его. Ряд, набравший большее количество очков, выигрывает.

Игра «Живая математика»

Цель: познакомить с числовым рядом, закрепить  приемы деления

У учащихся на груди таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает примеры. Встаёт ученик, у которого есть цифра-ответ. Лучше давать примеры на деление, чтобы получались однозначные цифры. В случае двузначного ответа должны встать два ученика. Проводить игру желательно в конце урока для повышения двигательной активности учащихся. Также можно раздавать по несколько одинаковых цифр, привлекая большее количество детей.

 

 

Игра «Да или нет»

Цель: закрепить состав чисел

Учитель читает утверждения, которые могут быть верными или неверными.

Например; Число, стоящее перед числом 4, равно 6

число, стоящее перед числом 5. равно 6

Число. Следующее за числом 5, равно 4

Число, следующее за числом 6, число 8

2 и 1- числа соседние с числом 3.

7 больше 8 и т. д.

 

 

Игра «Молчанка»

Цель: закрепить таблицу сложение и вычитания в пределах 10 (20, 100 и т.д.)

Учитель показывает примеры на сложение и вычитание в пределах 10 (20, 10, и т.д.) на карточках. Учащиеся молча показывают ответ или записывают его в тетради. Учитель контролирует правильность ответов учащихся и предлагает выполнить проверку детям.

 

 

Игра «Счетные машины»

Цель: закреплять, совершенствовать вычислительные навыки

Учитель читает математическое выражение, а учащиеся считают и показывают результат вычисления при помощи карточек с цифрами.

Например;

2+1+7-8+10-2-4+1=

6+2-4+4-3+5-2-4-2=

4-3+9-8+7-3+2-6+3=

 

 

Игра «Математическая лесенка»

Цель: закрепить знания табличного сложения и вычитания, развивать вычислительные навыки.

Учитель записывает примеры в виде лесенки. Вызывает двух учеников к доске, дает им команду, и дети начинают решать примеры. Побеждает тот, кто быстрее «поднимется» до вершины.

 

 

Игра «Математическая эстафета»

Цель: закрепление сложения и вычитания с переходом через десяток

Класс разбивается на три команды. Для каждой команды учитель пишет свой столбик примеров на доске.

7+4               9+3                     8+4

12-3           11-2                      13-4

8+3            9+4                        9+3

Учитель выдает учащимся  карточки с числами, обозначающими первое слагаемое, карточки с числами, обозначающими состав чисел второго слагаемого в каждом примере, и карточки со знаками действий. Он поочередно показывает примеры в каждом варианте. Например, он предлагает для решения ученикам 1-й команды пример:7+4.Если пример решен правильно, учитель в колонке на доске рисует звездочку.Если допускаются ошибки, то их исправляют ученики этой же команды. Ученики всего класса подтверждают ответ, показывая зеленый круг или красный. Затем учитель показывает поочередно на первые примеры 2-й и 3-й команд. Игра проводится аналогично. Выявляется команда победителей.

 

 

Игра «Отгадай число»

Цель: уметь находить неизвестный компонент сложения (вычитания)

Учитель (или заранее подготовленный ученик) я загадал число, если из него вычесть 4, то получится Какое число я загадал? И т. д.

 

 

Игра «Третий лишний» (игра индивидуальная)

 Вычеркнуть слово лишнее в ряду (не подходящее по смыслу). Выигрывает тот, кто быстрее вычеркнет лишние слова во всех строчках (обычно 5-6 строк)

Например:

Единицы, десятки, сотни, тысячи (тысячи – такого разряда единиц не существует)
Прямоугольник, куб,  квадрат, треугольник  (куб – объемная фигура)
Линейка, циркуль, угол, транспортир (угол – не является геометрическим инструментом)
Алтын,  пядь,  пятак, четвертак (пядь не является  монетой.)
Ведро, вершок, локоть, сажень (ведро – является мерой объема, а не длины)

 

 

Игра «Горячий Стульчик» (игра групповая)

Цель:  закрепление приобретенных знаний

Водящий садится на «горячий стульчик» у доски лицом к классу. Учащиеся по очереди задают ему вопросы по теме, оговоренной заранее.  Водящий должен ответить. Если допущена ошибка, водящий меняется на нового игрока, чей вопрос был последним.
Рассмотрим, например, тему «Умножение и деление натуральных чисел».

Примеры вопросов:

Что такое деление?

Как называют результат умножения?

Существует ли сочетательное свойство умножения? Если да, то сформулируйте его.

Существует ли сочетательное свойство деления? Если да, то сформулируйте его.

В каких случаях можно опустить знак умножения?

Игру можно усложнить. Учащиеся дают объяснение математического термина, а водящий должен догадаться, что это за слово. Выигрывает тот, кто продержится на «горячем стульчике» дольше.

С помощью этого действия находят неизвестный множитель (деление)

Иногда деление одного натурального числа на другое нацело не всегда возможно, в этом случае получаем … (деление с остатком)

Для того, чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить получившиеся произведения; это правило называется… (распределительное свойство умножения относительно сложения)

Произведение, в котором все множители равны, можно записать короче; эта запись называется (степенью числа)

Возведение во вторую степень (квадрат числа)

 

 

Игра «Игра в теннис» (игра командная)

Цель: закрепить изученные знания

Формируются две команды (можно больше). Учитель выбирает тему, по которой команды должны назвать термины (или выражения, формулы…). Команда А называет первый термин. Команда В за 5-7 секунд должна «отбить удар» и дать определение данного термина; при правильном ответе дает следующее задание по этой теме. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не сможет вспомнить или расшифровать термин (выражение, формулу).

 

 

Игра «Учитель» (командная)

Цель: закреплять умение решать задачи

Формируются команды  (по 4 человека). За определенное время (5-7 мин) команды должны составить 3-5 заданий, разных по сложности, и решить их. Одна из  команд озвучивает какое-либо из своих заданий. Команда становится на какое-то время «Учителем». Пока остальные команды решают это задание, водящая команда готовит вопросы, которые можно задать по решению (если задание включает упростить выражение или решить уравнение – то вопросы по определению тех или иных величин, по смыслу задачи и т.д.). Когда задание будет решено (3-5 минут), водящая команда определяет отвечающую команду и все слушают объяснение решения и ответы на вопросы, задаваемые водящей командой. При успешном решении «Учителем» становится команда, успешно решившая задание и ответившая на все заданные вопросы. При неудачном решении вызванной команде помогает вторая команда (назначаемая учителем) и далее право озвучивать свое задание переходит к этой команде.

 

 

 

 

 

Цифры все хоть что-то значат,
Только Ноль несчастный плачет –
Он не значит ничего,
Будто бы и нет его.
Девять с ним дружить не хочет,
Восемь голову морочит,
Семь, Шесть, Пять смеются вслед,
И Четверке дела нет.
Стали Три и Два дразниться.
И пошел Ноль к Единице.
Позади нее он встал
И ничем быть перестал.

10

А с Нулем и Единица
Сразу в Десять превратится.
Прекратили цифры смех,
Ведь Десятка больше всех!
Вот она сидит на троне
В новой золотой короне,
Даже гордой Девяти
В свиту к ней пришлось пойти!

20

Стали числа появляться –
Вот Одиннадцать, Двенадцать…
Цифра каждая бежит
С Единицею дружить!
Ноль надулся от обиды,
Даже стал круглее с виду.
Все смеялись, а потом
Предложили стать шутом.
Чтобы с ними рассчитаться,
Два и Ноль сдружились в Двадцать!
Ноль стал сразу вместе с ней
Девятнадцати сильней.
Своенравная Двадцатка
С трона сбросила Десятку.
В свиту могут к ней пойти
Все, кто больше Десяти!

30

Ноль мгновенно оттеснили
И доступно объяснили
Двойке, что, дружа с Нулем,
Не остаться королем!
Он – ничто, пустое место,
Не из царского он теста.
Ради Двадцать Одного
Двойка бросила его.
Стала дальше королевить,
Доросла до Двадцать Девять.
Двадцать Восемь ей поет,
Двадцать Семь чай подает,
Двадцать Шесть усердно хвалит,
Двадцать Пять белье крахмалит.
Остальные бьют Нуля
По приказу короля –
Ноль себя вел слишком дерзко
Пред особой королевской,
Утверждать посмел, что он
Двойку посадил на трон!
И за то, подумать страшно,
Ноль в канаву сброшен с башни.
Тройка этого ждала,
Тут же Ноль подобрала,
Преисполненная гнева,
Тридцать стала королевой!
В свиту могут к ней пойти
Все, кто больше Двадцати!

40

Числа, что Нулю грубили,
В бочку наглухо забили,
И скатили вниз с горы,
Чтоб их съели комары.
Но, вкусив и власть и силу,
Тройка верность не хранила –
Стала прочь Ноль прогонять,
С каждой цифрой изменять.
То с ней рядом Единица,
То Пятерка притулится,
Не успев калач доесть,
Тридцать стала Тридцать Шесть!
Но милей всех королеве
Без сомненья цифра Девять,
Дружит с ней, а бедный Ноль
Новый подобрал король.
Ноль ему и мил, и дорог,
Ведь с Нулем Четыре – Сорок!
Смогут к трону подойти
Все, кто больше Тридцати!

50

Коронован Ноль счастливый,
У него камзол красивый,
А в руке эфес витой
Новой шпаги золотой.
Но Четверке скучно стало –
Ей Нуля на троне мало.
Прогнала она его
Ради Сорок Одного.
Ноль, как мяч футбольный скачет,
Снова от обиды плачет,
Ведь другие цифры в ряд
За Четверкою стоят!
Ноль страдает: «Я ж хороший!
Почему я снова брошен?»
Пять сказала: «Не грусти,
Мы злодеям отомстим!
Я навек с тобой останусь,
Не предам и не расстанусь».
Ноль Пятерке верить рад –
Воцарилась Пятьдесят.

60

Тут все поняли, в чем дело,
И за Ноль сражались смело,
Копий сломано не счесть –
Победила цифра Шесть!
Сомневался Ноль, но всё же
Упускать свой шанс негоже –
Кружевной надев наряд,
Стала править Шестьдесят!
Служат ей все числа пуще,
Чем владыке предыдущей.
Младший в свите дворянин
Граф де Пятьдесят Один!

70

Цифра Семь бандитом стала,
У Шестерки Ноль украла,
Семьдесят взошла на трон,
Нацепила семь корон.
Чтоб Восьмерка не отбила,
В сейфе Ноль она хранила,
Заперла на семь замков,
Семь засовов, семь крюков.
Чтобы не случилось кражи,
Шестьдесят Один на страже
Возле день и ночь стоял –
Сейф секретный охранял!

80

Но Восьмерка победила,
Стражу златом подкупила,
Ноль схватила и теперь
Королевой входит в дверь!
Восемьдесят правит миром,
Угощает Ноль зефиром,
Шепчет на ухо ему:
«Не отдам Вас никому!»
И, как в песенке поется,
С ним она не расстается,
Наряжает в шелк и мех –
Хочет править дольше всех,
Быть сильнее всех и толще.
Кто Семидесяти больше,
Тот и может ей служить,
Во дворце роскошном жить!

90

Ноль добыть Девятке надо.
В ход пустила серенады,
Под окном поет Нулю:
«Одного тебя люблю!»
Ноль, как песенку услышал,
Из дворца к Девятке вышел.
Только начал подпевать,
Тут она его и хвать!
И с тех пор легко и просто
Стала править Девяносто!
Цифр Девятка всех главней,
Так чего ж бояться ей?
Ей теперь и Ноль не нужен.
Дав ему прощальный ужин,
Всю Девятка власть свою
Разделила с Девятью.
Девяносто Девять правит,
Всяк ее усердно славит.
Ни с Нулем, ни без Нуля,
Где им свергнуть короля!

100

Взбунтовалась Единица:
«Быть хочу императрицей!»
Два Нуля пришив к пальто,
Превратилась сразу в Сто!
Сто теперь сидит на троне
В бриллиантовой короне,
И, пока нули при ней,
Все десятки служат ей!

 

 

 

 

 

 

Если цифры встали рядом,
То числом считать их надо.
Цифра каждая в числе,
Как матрос на корабле.
Не страшатся абордажа
Там, где больше экипажа!
Если поровну, тогда
Не спеши кричать: «Беда!»
Числа – не пиратов банды,
А надежные команды.
Цифра первая в числе –
Капитан на корабле!
Экипаж его приказа
Не ослушался ни разу.
Если старше капитан –
У него хитрее план,
У него серьезней вид,
Значит, он и победит!
А равны они, так что же,
Спор решить помощник может.
Так и сравнивай, пока
Не отыщешь слабака.

У дракона Вырвиглаза
Было двадцать пять алмазов.
А у шейха Шалибаза
Было тридцать шесть алмазов.
День и ночь народ судачит,
Кто из них двоих богаче.
(Шалибаз, 36>25)

Состязались в поле чистом
Две команды футболистов –
Против лис играли лоси.
Счет пятнадцать – двадцать восемь!
Целый день бобер судил,
Кто же в матче победил.
(лоси, 28>15)

Нашей Машеньке двенадцать,
Деду Васе сто семнадцать.
Долго спорил с Машей дед,
Кто же прожил больше лет!
(дед, 117>12)

Весит вместе с кошкой дама
Сорок девять килограммов,
А с собачкой та же дама
Весит сорок килограммов.
За нее реши задачку –
Больше кошка иль собачка?
(кошка, 49>40)

Карта острова сокровищ:
Пять шагов до трех чудовищ,
Двадцать шесть шагов до клада,
Двадцать три до водопада.
Призадумался пират:
Ближе клад иль водопад?
(водопад, 23<26)

Злой волшебник в доброй книге
Тридцать три увидел фиги,
А открыл ее опять,
Фиг увидел тридцать пять.
И чем больше фиг там видно,
Тем волшебнику обидней.
Но обиднее сейчас
Или всё же в прошлый раз?
(сейчас, 35>33)

Чтобы выглядеть моложе,
Начал бегать дед Сережа.
Двадцать дней он бегал, но
Очень старый все равно.
Внучка же его Тамара
Получила в школе пару
И от дедова ремня
Бегала четыре дня.
Не угнаться им за ней!
Кто пробегал больше дней?
(дед Сережа, 20>4)

Для торта слепила Анна
Двадцать роз из марцепана,
Восемнадцать васильков,
Шесть коров и двух быков.
Торт готов. Но вот вопрос:
Больше васильков иль роз?
(роз, 20>18)

У Алешиного монстра
Пять зубов кривых и острых,
А у Мишиного – сто!
Кто из них зубастей? Кто?
(Мишин монстр, 100>5)

Чудо-юдо космоед
Проглотил пятьсот комет,
Астероидов сто тридцать
И теперь лежит в больнице.
В брюхе черная дыра –
Гроб заказывать пора.
И чего же больше съел,
Рассказать он не успел.
(комет, 500>130)

Краб нашел на дне морском
Тридцать ящиков с песком,
Сорок ящиков с водой
Пять со всякой ерундой.
На вопрос ответь его:
Больше в ящиках чего?
(воды, 40>30>5)

Приземлились на перрон
Ровно тридцать семь ворон,
Пятьдесят одна – на крышу,
А одна – всех прочих выше.
С проводов она глядит,
Где же больше их сидит?
(на крыше, 51>37>1)

Пес Барбос гулять удрал,
Все репьи в лугу собрал.
Тридцать на хвосте висят,
А на брюхе – шестьдесят,
Пять на шее, три на ухе –
Облепили словно мухи!
Там, где больше их всего,
Точно подстригут его!
(на брюхе, 60>30>5>3)

Насчитал отличник Боря
Десять Маш поющих в хоре,
Восемь Свет, шестнадцать Даш
И одиннадцать Наташ.
Вместе с ними Боря сам.
Так кого же больше там?
(Даш, 16>11>10>8>1)

 

 

 

 

Поиск

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.