logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Грамотеи

НРАВСТВЕННОСТЬ

Программа факультативных занятий

 

 

Пояснительная записка

 

Цель факультативных занятий «Тайны звуков и букв», как и всего курса русского языка на I ступени общего среднего образования, — помочь учащимся овладеть русским языком как средством общения, сформировать у них умения и навыки, обеспечивающие свободное обще­ние на русском языке в его устной и письменной форме» Для реализа­ции данной дели у школьников должны быть сформированы умения и навыки, связанные с правильностью речи, усвоением языковых норм русского языка (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических), а также коммуникативно-речевые умения и навыки, непосредственно отвечающие за процесс общения.

Формирований вышеперечисленных умений и навыков относится к задачам базового курса русского языка в 1 —4 классах. Факультативные же занятия направлены на актуализацию, дальнейшее развитие и совершенствование этих знании, умений и навыков учащих­ся, активизацию их мыслительной деятельности.

 

 

Задачи факультативных занятий:

  • развивать интерес к изучению русского языка как части нацио­нальной культуры русского народа и как явления культуры;
  • развивать мышление и речь второклассников;
  • развивать и совершенствовать языковые (произносительные, акцентологические, лексические, орфографические, грамматические) умения и навыки учащихся;
  • предупреждать и преодолевать интерференционные ошибки, вы­званные несовпадением языковых фактов русского и белорусского язы­ков на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях;
  • развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения и навыки школьников;
  • развивать и совершенствовать умения и навыки речевого общения и поведения;
  • воспитывать социально ориентированную личность, ответствен­ную за собственную речевую культуру и речевое поведение.

Принципы отбора материала:

  • принцип научности, согласно которому отобранный языковой материал соответствует теоретическим понятиям научной дисциплины «Русский язык»;
  • принцип системности, в соответствии с которым языковые све­дения отбираются и подаются в последовательности, отражающей суть данного раздела языка;
  • принцип доступности, учитывающий возрастные особенности детей и уровень их языковой и речевой подготовки;
  • принцип коммуникативности, ориентирующий на отбор языковых средств, способствующих развитию у второклассников умений свободно пользоваться языком в различных речевых ситуациях;
  • принцип преемственности и перспективности со II ступенью общего среднего образования.

Главным подходом к организации факультативных занятий яв­ляется личностно-деятельностный подход, в соответствии с которым в центре внимания находится ученик с его интересами, потребностями, особенностями, а также отношение к ученику как к субъекту учебной деятельности.

Отношение к ученику как к субъекту учебной деятельности пред­полагает использование на факультативных занятиях различных спо­собов организации и презентации содержания обучения, которые раз­вивают мотивацию учения, поддерживают познавательный интерес, стимулируют продуктивные виды речевой деятельности, способствуют эффективному овладению русским языком как средством общения и саморазвития.

К таким способам организации обучения относятся равнопартнёрское сотрудничество учителя и ученика в процессе учебной деятельности; коллективное взаимодействие второклассников, при котором дети актив­но общаются друг с другом; систематическая рефлексия школьниками опыта своего коммуникативного поведения и общения.

В качестве форм и методов презентации учебного материала пред­лагается широко использовать слушание, чтение и пересказ высоко­художественных текстов; речевые разминки; Дидактические словесные и ролевые игры; разыгрывание и анализ ситуативных диалогов и ситуа­ций: общения; коллективное сочинение (скороговорки, сказки, загадки), подбор рифм; импровизации на заданную тему; заучивание наизусть (скороговорки, загадки) и т. д.; зрительную, слуховую, аудиовизуальную, мультимедийную наглядность, способствующую активизации произ­вольного и непроизвольного запоминания.

На уроках русского языка во 2-м классе при изучении темы «Звуки и буквы»  учащиеся познакомились со многими явлениями русской фонетики и графики (со звуковым строем русского языка, смысло- различительной ролью звуков (букв)); узнали о неоднозначных взаи­моотношениях между звуками речи и буквами, о гласных и соглас­ных звуках, о слоге и слогообразующем характере гласных звуков, об ударных и: безударных гласных звуках, о твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуках и т, д. Однако психологические особенно­сти процесса усвоения знаний; формирования слухопроизносительных навыков, лежащих в основе всех видов речевой деятельности, таковы, что даже правильно сформированные навыки требуют постоянного подкрепления, без тренировок они угасают. Поэтому на факультатив­ных занятиях в занимательной форме организуется дальнейшая работа по развитию у второклассников интереса к звуковой стороне языка, осознанию значимости фонетических знаний, умений и навыков для формирования правописных навыков и культуры устной и письменной речи; предлагаются задания, которые направлены на развитие и совер­шенствование фонематического слуха школьников, навыков русского литературного произношения, языкового чутья, на воспитание внимания к собственной и чужой речи.

Большое значение в эффективности факультативных занятий игра­ет эмоциональный фактор, поэтому применяемые на занятиях методы и приёмы усвоения материала в обязательном порядке должны вклю­чать элементы игры, творчества, самостоятельного поиска. По словам известного русского учёного-лингвиста и методиста А. Пешковского, «Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как именно в фо­нетике. Нигде опять-таки эта игра не превращается с такой лёгкостью в серьёзное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике».

 

 

Частные мастера Частные Мастера-Плиточники

Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 
 

Тетрадкин Град

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.