Программа факультативных занятий
Пояснительная записка
Цель факультативных занятий «Тайны звуков и букв», как и всего курса русского языка на I ступени общего среднего образования, — помочь учащимся овладеть русским языком как средством общения, сформировать у них умения и навыки, обеспечивающие свободное общение на русском языке в его устной и письменной форме» Для реализации данной дели у школьников должны быть сформированы умения и навыки, связанные с правильностью речи, усвоением языковых норм русского языка (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических), а также коммуникативно-речевые умения и навыки, непосредственно отвечающие за процесс общения.
Формирований вышеперечисленных умений и навыков относится к задачам базового курса русского языка в 1 —4 классах. Факультативные же занятия направлены на актуализацию, дальнейшее развитие и совершенствование этих знании, умений и навыков учащихся, активизацию их мыслительной деятельности.
Задачи факультативных занятий:
Принципы отбора материала:
Главным подходом к организации факультативных занятий является личностно-деятельностный подход, в соответствии с которым в центре внимания находится ученик с его интересами, потребностями, особенностями, а также отношение к ученику как к субъекту учебной деятельности.
Отношение к ученику как к субъекту учебной деятельности предполагает использование на факультативных занятиях различных способов организации и презентации содержания обучения, которые развивают мотивацию учения, поддерживают познавательный интерес, стимулируют продуктивные виды речевой деятельности, способствуют эффективному овладению русским языком как средством общения и саморазвития.
К таким способам организации обучения относятся равнопартнёрское сотрудничество учителя и ученика в процессе учебной деятельности; коллективное взаимодействие второклассников, при котором дети активно общаются друг с другом; систематическая рефлексия школьниками опыта своего коммуникативного поведения и общения.
В качестве форм и методов презентации учебного материала предлагается широко использовать слушание, чтение и пересказ высокохудожественных текстов; речевые разминки; Дидактические словесные и ролевые игры; разыгрывание и анализ ситуативных диалогов и ситуаций: общения; коллективное сочинение (скороговорки, сказки, загадки), подбор рифм; импровизации на заданную тему; заучивание наизусть (скороговорки, загадки) и т. д.; зрительную, слуховую, аудиовизуальную, мультимедийную наглядность, способствующую активизации произвольного и непроизвольного запоминания.
На уроках русского языка во 2-м классе при изучении темы «Звуки и буквы» учащиеся познакомились со многими явлениями русской фонетики и графики (со звуковым строем русского языка, смысло- различительной ролью звуков (букв)); узнали о неоднозначных взаимоотношениях между звуками речи и буквами, о гласных и согласных звуках, о слоге и слогообразующем характере гласных звуков, об ударных и: безударных гласных звуках, о твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуках и т, д. Однако психологические особенности процесса усвоения знаний; формирования слухопроизносительных навыков, лежащих в основе всех видов речевой деятельности, таковы, что даже правильно сформированные навыки требуют постоянного подкрепления, без тренировок они угасают. Поэтому на факультативных занятиях в занимательной форме организуется дальнейшая работа по развитию у второклассников интереса к звуковой стороне языка, осознанию значимости фонетических знаний, умений и навыков для формирования правописных навыков и культуры устной и письменной речи; предлагаются задания, которые направлены на развитие и совершенствование фонематического слуха школьников, навыков русского литературного произношения, языкового чутья, на воспитание внимания к собственной и чужой речи.
Большое значение в эффективности факультативных занятий играет эмоциональный фактор, поэтому применяемые на занятиях методы и приёмы усвоения материала в обязательном порядке должны включать элементы игры, творчества, самостоятельного поиска. По словам известного русского учёного-лингвиста и методиста А. Пешковского, «Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как именно в фонетике. Нигде опять-таки эта игра не превращается с такой лёгкостью в серьёзное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике».
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/