Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Водители"
Цель: способствовать развитию мышления и пространственной ориентировки.
Игровой материал:
а) изображения дорожных знаков. Например: движение только прямо. Движение направо. Движение налево. Движение прямо и налево. Движение прямо и направо. Автозаправочная станция. Техническое обслуживание автомобилей. Пункт медицинской помощи;
б) несколько вариантов игровых полей, распределяемых по степени сложности;
в) карточки с изображениями различных машин.
Ход игры
1. Ребенку предлагается ознакомиться с изображением игрового поля. Как вариант предлагается следующая инструкция: «Ты шофер автомобиля. Тебе нужно отвезти друга в больницу, заправиться на бензоколонке и починить машину. Рисунок внизу обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушать правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».
2. Играющие сидят за партами. Они водители. «Милиционер» показывает карточки с изображениями различных машин. «Водители» должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево — синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо, а сколько налево.
Эту игру можно провести как соревнование между рядами, подсчитав в заключение общее количество красных и синих фишек. Усложнить игру можно путем увеличения числа правил, количества участников, вводимых предметов, изменения темпа проведения работы.
Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Разноцветные точки"
Цель: уточнение пространственных ориентировок, повторение значения понятий «слева — направо», «справа — налево»; тренировка в усвоении последовательности цифрового ряда, в графическом воспроизведении направления, в определении пространственных взаимоотношений объектов.
Игровой материал: рабочие карточки с цветными точками (их можно выбить дыроколом из цветной бумаги и наклеить строчками на лист бумаги).
Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 штук в каждой строке.
Ход игры
Ребенок должен назвать цвета точек по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий: слева — направо, справа — налево, сверху — вниз, снизу — вверх. Ведущий активно руководит работой, следит за тем, чтобы:
а) ребенок правильно начал чтение (какую точку назвал первой);
б) заданное направление сохранилось во время чтения; в) соблюдалась последовательность произнесения названий точек на строке.
Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Где спрятан предмет?"
Цель: развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения.
Игровой материал: образная игрушка.
Ход игры
Логопед говорит детям: «Сегодня мы поиграем в загадки. Но это будут особенные загадки! Нужно догадаться, где спрятался герой рассказа и что он там делает». Далее он вызывает наиболее активного и развитого ребенка и предлагает ему отойти к стене, закрыть глаза и уши и не подглядывать. После этого шепотом сговаривается с другими детьми о том, куда прячется герой.
Например: «Давайте поставим поросенка за аквариум, пусть Сережа догадается, что наш Хрюша хочет посмотреть на рыбок». По сигналу «Пора!» водящий начинает искать, а остальные дети направляют его действия словами: выше, ниже, правее, левее, дальше, ближе и т.д. При выборе места исходите из того, какие новые предлоги и наречия должны усвоить ученики.
Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Найди предмет"
Цель: развитие пространственных отношений, закрепление названий предметов, находящихся в комнате, и их обобщение (окно, стены, потолок — части комнаты, стол, стул, шкаф — мебель).
Игровой материал: план комнаты, кабинета, кухни и т.п. с изображением дверей, окон, мебели и других предметов интерьера, например: 1 — трехсекционная стенка; 2 — письменный стол; 3 — кресло; 4 — кушетка; 5 — стулья: 6 — телевизор.
Ход игры
Пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Логопед и ребенок поочередно прячут предмет и делают соответствующую пометку на плане. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала ему нужно будет сориентировать план (повернуть его так, чтобы изображение двери смотрело в сторону двери, а изображение окна — в сторону окна), а затем — определить собственное место в комнате («я сижу вот на этом стуле»). После этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет. В дальнейшем игру можно проводить, используя план, перевернутый на 180 градусов.
Можно предложить детям самостоятельно составить план своей комнаты, а также комнаты, смоделированный из кукольной мебели. Можно предложить нарисовать план домика Барби и попросить объяснить расположение предметов, используя слова: справа, слева, внизу, наверху, выше, ниже и т.д. По результатам беседы также можно попросить ребенка письменно описать интерьер кукольного или жилого помещения.
Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Кукольный театр"
Цель: правильное обозначение наречиями и предлогами пространственных отношений, развитие пространственного воображения и мышления.
Игровой материал: сцена (стол, покрытый тканью), занавес (ширма), образные игрушки, декорации (куст, дерево, забор и пр.).
Ход игры
Игра носит характер забавного зрелища. Логопед, используя игрушки, демонстрирует разные варианты пространственного положения персонажей. В ходе этого процесса ребята уточняют значение наречий и предлогов: напротив, рядом, наверху, внизу, впереди, позади, далеко, близко. Игра начинается с того, что логопед представляет героев, рассказывает историю, происходящую с ними. По ходу сюжета он обращается к детям с вопросами. Например: как стоят герои — напротив друг друга или рядом? А теперь? Близко или далеко? Кто впереди, а кто позади? Кто внизу, а кто наверху? и т.д. Можно провести эту игру в виде словарного диктанта.
Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Сутки (четыре времени суток)"
1. Как называется прием пищи в разное время суток?
2. Расположи в нужном порядке карточки с названиями времени суток.
3. Нарисуй один и тот же пейзаж в разное время суток.
4. Какой прибор люди используют для измерения времени? Какие бывают часы? (Солнечные, механические, электронные). Какие часы используют сейчас?
5. Прочитай загадку А.Бортника и отгадай ее.
Кто, по-твоему, безногий, Но ходить большой мастак? Он идет не по дороге, Повторяя: «только так!» Все — и взрослые, и дети — На него глядят порой.
«Как ползет...» — один заметит,
«Как спешит!» — вздохнет второй.
Ну, а третий удивится:
«Мне пора!» — раздастся крик...
А решил остановиться,
То накрутят уши вмиг!
(Часы)
6. Нарисуй часы, которые есть у тебя дома.
7. Парикмахер начал работать над прической ровно в 4 часа. Закончил работу через час. В каком часу он закончил работу? Нарисуй часы, которые показывают это время.
8. Повар начал печь торт ровно в один час. Пек его два часа. Что показывали часы, когда торт испекся? Нарисуй эти часы.
Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Неделя"
1. Назови пять дней недели без дат и дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
2. Запомни по порядку названия дней недели. О чем говорят названия: вторник, четверг, пятница?
3. Прочитай стихотворения.
Рожь две недели зеленится,
Лен четыре недели растет,
две недели колосится, две недели цветет,
две недели отцветает, четыре спеет,
две недели наливает, а уж потом семя летит.
две недели подсыхает.
Сколько всего недель растет и спеет рожь? А месяцев? Сколько нужно ждать недель, чтобы у льна полетело семя? А месяцев?
4. Вставь пропущенные цифры.
1 — понедельник, _— вторник, _— среда, 4 — четверг,
_— пятница, _— суббота, 7 — воскресенье.
5. Послушай стихотворение З.Александровой «Новая столовая». Названия какого дня недели нет в этом стихотворении?
Мы кормушку мастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний —
Путешественник-скворец...
Вот и песенке конец.
6. Закончи предложения.
Если сегодня понедельник, то завтра будет______. Если сегодня
четверг, то завтра будет______. Если сегодня пятница, то вчера был
______. Если сегодня вторник, то вчера был ______. Если сегодня воскресенье, то вчера была ______.
7. Закончи предложения.
Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала _дня. Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по
воскресенье. Значит, они выступали _дня. Незнайка пошел в
поход и шел 4 дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в _____. Чиполлино копал грядку 3 дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в
8. Наф-Наф строил дом. С понедельника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня он сделал крышу. Сколько дней Наф-Наф возводил стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом?
Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Времена года"
1. Отгадай загадки, ответь на вопрос: «Когда это бывает?»
Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает — Когда это бывает?
(Весной.)
Пусты поля, Мокнет земля, Лист опадает — Когда это бывает?
(Осенью.)
Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает — Когда это бывает?
(Летом.)
Снег на полях, Лед на реках, Иней сверкает — Когда это бывает?
(Зимой.)
2. Расположи названия времен года в нужной последовательности:
лето |
|
|
|
|
|
лето |
|
|
лето |
|
|
|
|
|
лето |
3. Прочитай рассказ К.Ушинского «Четыре желания».
Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!
— Запиши твое желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времен года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Сколько желаний записал мальчик в отцовскую книжечку?
4. Соедини линиями картинки, которые относятся к одному времени года (верба — подснежник, снежинка — снеговик, дождик — опавшие листья, ягоды — бабочки).
5. Нарисуй свой двор (дачу, деревню) в разные времена года.
6. Прочитай и проанализируй произведение В.Даля «Старик-годовик».
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит: у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?
Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Месяцы"
1. Запомни названия месяцев по временам года. Подбери карточки с названиями месяцев по сезонам. В случаях правильного выполнения задания на обратной стороне сложится изображение — символ данного времени года.
2. Узнай у родных, в какие месяцы и числа у них дни рождения. Составь таблицу. Запиши туда эти сведения.
3. На листе бумаги — 12 названий месяцев. Обведи линиями отдельно зимние, весенние, летние, осенние месяцы и напиши, к какому времени года они относятся.
4. Прочитай загадки. Подумай и скажи, как изображены в этих загадках год, месяцы, дни недели.
Стоит дуб,
На дубу двенадцать ветвей,
На каждой ветке по четыре отростка.
Стоит дом в двенадцать окон,
В каждом окне по четыре девицы.
Стоит город,
В городе двенадцать башен,
В каждой башне по четыре окна.
5. Исправь замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и т.п. (их ряды диктует или пишет логопед с намеренной перестановкой или пропуском).
Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Так бывает или нет?"
Цель: закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль в предложении.
Ход игры
Учитель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а учащиеся должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: «Так бывает» или «так не бывает» — и доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься».
Ученик должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет». Другой вариант рассказа: «Наступила зима. Выпало много снега. После урока ребята оделись и побежали играть в снежки». Примерный ответ ученика: «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».
По мере отработки умения отличать быль от небылиц, задания усложняются.
Дидактические игры для устранения дизорфографии "Лови — назови" и "Эстафета"
Лови — назови
Цель: закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели.
Оборудование: мяч.
Ход игры
Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею...» Ученик должен вернуть мяч со словом «весна». Учитель, произнося: «Весна, а за нею...» — бросает мяч другому школьнику, и т.д. Подобным же образом повторяются месяцы и дни недели.
Эстафета
Цель: закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить простые предложения.
Оборудование: эстафетная палочка.
Ход игры
Учитель называет какое-либо время года и отдает палочку одному из учеников. Получивший ее должен ответить простым предложением, в котором называется какой-либо признак этого времени года, и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление предложения оцениваются двумя фишками. В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.
Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Возраст и роли в семье"
1. Сопоставь понятия: дед — отец — сын — брат; бабушка — мать — дочь — сестра. Дай варианты этих понятий.
2. Составь рассказ о своей семье, используя понятия: старше, младше, сестра, брат, внук, внучка, сын, дочка и др.
3. Заполни схему состава семьи. Объясни, кем ты приходишься каждому из членов семьи.
4. Объясни смысл пословицы: «Ноябрь — сентябрю внук, октябрю — сын, зиме — родной батюшка». Начерти схему, отражающую эти отношения.
5. Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других? Пронумеруй эти фотографии в том порядке, в котором их делали.
6. Найди в семейном архиве фотографии своих родственников в младенчестве, детстве, отрочестве, юности, в зрелые годы, в старости. Оформи семейный альбом — расположи фотографии по порядку.
7. Это Вася и Наташа. Васе 15 лет, а Наташе 4 года. Кто младше? Кто старше? Сколько лет было в прошлом году Наташе? Сколько лет будет в будущем году Васе?
8. Заполни пропуски в следующем тексте.
Это я. Меня зовут______. Мне_лет. В прошлом году мне было_лет. А в следующем году мне
будет _____ лет.
9. Составь таблицу: в первом столбике напиши имена своих
друзей, а во втором — сколько им лет.
10. Даше 4 года, а Надя старше ее на 5 лет. Сколько лет Наде? (9 лет.)
11. Ане 5 лет, а Тима младше ее на 4 года. Сколько лет Тиме? (1 год.)
12. Меня зовут Анна Петровна. Моего дедушку -— Василий Иванович. Напиши имя и отчество моего отца. (Петр Васильевич).
Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Времена года"
Цель: закрепление названий времен года и их признаков, отработка связности высказывания.
Оборудование: четыре больших картинки с изображением времен года. Двенадцать маленьких картинок, на которых помещена треть больших картинок: на четырех — небо, на четырех — дома и деревья, на остальных четырех — земля (в разное время года). Маленькие картинки пронумерованы от 1 до 12. Два кубика с нумерацией от 1 до 6 и от 7 до 12.
Ход игры
Большие картинки вывешиваются на доске, а маленькие по одной раздаются ученикам. Двое ведущих находятся у стола. Один из них кидает кубик и объявляет номер. Ученик, на картинку которого выпал номер, соотнеся ее с большой, должен сообщить, какое на ней время года и по каким признакам он это узнал.
Другой ведущий выдает игровую фишку, берет картинку и подставляет ее к большой. Первый ведущий снова кидает кубик, и игра продолжается. Если ученик не может определить, что это за время года, или рассказать о его признаках, ведущий вызывает желающего и за верный ответ также награждает его фишкой.
Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Не ошибись!"
Цель: развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Оборудование: мячик (или кубик и т.п.).
Ход игры
Логопед проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем логопед предлагает игру: «Я буду называть слово, обозначающее часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Но во время игры будет отвечать тот, кому я брошу мячик (кубик). Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен передать мячик другому игроку. Тогда он считается проигравшим. Выигрывает тот, кто назовет действие последним».
Логопед называет различные части суток. Ученики отвечают.
Эта же игра может проводиться по-другому. Логопед называет различные действия, учащиеся должны ответить, когда это происходит: днем, утром, ночью, вечером. Дети могут назвать одно или два слова.
Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Круглый год"
Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость.
Оборудование: картинки с изображением времен года (зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: расчищают снег, кормят птиц); волчок со стрелкой.
Ход игры
Детям раздаются картинки. Раскручивается волчок. Тот, на кого указывает стрелка, описывает свою картинку. Остальные участники должны отгадать, о каком времени года идет речь. Отвечать будет тот из них, на кого укажет стрелка волчка при повторном раскручивании.
Вариантом этой игры может быть чтение логопедом отрывка из художественного произведения о сезонных природных явлениях, загадывание загадок и поиск картинок с соответствующим содержанием.
Примечание. При описании предметов, явлений природы дети должны использовать слова, усвоенные в процессе группировки предметов по их признакам и действиям, а также проводить сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.
При разговоре о сезонных изменениях в природе можно обратиться к следующим темам.
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/