logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.

С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богачеи правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время уроков Русского языка и Литературного чтения. Расширение программного материала осуществляется внутрипредметным образовательным модулем «Секреты речи» для учащихся 1-4 классов.

 

 

II. Общая характеристика внутрипредметного образовательного модуля.

Программа модуля «Секреты речи» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников. Она предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

В программе образовательного модуля живут «секреты». Только обычно «секреты» хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой программе особые «секреты» - «секреты – наоборот». Они только и мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими. 

Программа курса построена на дополнении и углублении базового образования.

Направленность курса практическая, развивающая. Программа позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Секреты речи» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Цели и задачи программы

Цель: Создание условий для формирования языковой компетенции младших  школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе  создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

Задачи:

Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.

Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

Обогащать словарный запас учащихся.

Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся;

принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;

принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;

взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.

 

 

III. Описание места образовательного модуля в учебном плане.

Программа курса «Секреты речи» рассчитана на 4 года обучения. Данный модуль реализуется включением в предметы образовательной области «Филология» Русский язык и Литературное чтение. Распределение тем в течение учебного года определяет учитель. Итого на курс выделяется 263 часа: Русский язык – 154 часа, Литературное чтение – 109 часов.

 

Класс

Русский язык

Литературное чтение

Итого

1

34

25

59

2

40

28

68

3

40

28

68

4

40

28

68

Итого

154 ч

109 ч

263 ч

 

 

IV. Описание принципов организации содержания курса.

Основными принципами организации содержания курса стали следующие:

коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые    необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;

системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;

этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;

концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и  деятельностный подходы.

Коммуникативно – ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.

Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:

- мотив;

- цель (сообщить, узнать, спросить, согласиться, отказать, попросить, поздравить);

- замысел (зачем говорю);

- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);

- планирование (что и как скажу);

- реализация (что и зачем услышу);

- контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).

 

 

Методы  и приемы

Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания и обучения.

При организации занятий по развитию речи необходимо применять:

проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;

упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;

задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;

упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;

вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;

развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

своевременное развитие активного восприятия художественного слова;

воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения;

вовлечение детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение.

Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

V. Содержание программы и тематическое планирование модуля

1 класс

Развитие речевых компетенций (устная форма)

Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложениях в определенном темпе с различной интонацией. Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя. Наблюдение над особенностями устной народной речи.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Написание предложений, небольших текстов, составление записки, письма. Сочинение рифмованных строк, стихотворений.

 

Русский язык

№ п/п

Тема

Задачи

К-во час.

Результат

1.

Для чего нужна речь.

Раскрыть перед учениками основные функции речи.

1

Узнали, для чего нужна речь.

2.

Волшебница речь.

Обратить внимание на воздействие художественной речи на чувства, мысли, воображение людей.

1

Получили представление о художественной речи.

3.

Устная речь.

Познакомить учеников с понятием «речь», определить главные требования к речи, выделить основные правила общения в школе, на уроке, на занятии спецкурса.

1

Узнали о главных требованиях речи.

4.

Устная речь или письменная.

Дать представления об особенностях устной речи и об ее отличиях от письменной.

1

Узнали об особенностях устной и письменной речи.

5.

Не говорим и не пишем.

Учить отличать устную речь от озвученной письменной, устную и письменную от внутренней речи.

1

Научились отличать устную речь от письменной.

6.

Какой окраски ваш голос. Медленно и быстро.

Учить определять темп устного высказывания, громкость речи, оценивать соответствие темпа и громкости речи определенной ситуации общения.

1

Научились определять соответствие темпа и громкости речи.

7.

Кто быстрее? Знакомство со скороговоркой.

Познакомить с фольклорным жанром – скороговоркой. Упражняться в произношении скороговорок.

1

Познакомились со скороговоркой.

8.

Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять.

Учить сочинять считалки.

1

Научились сочинять считалки.

9.

Помощники устного слова.

Познакомить с возможностью использования в речи мимики и жестов.

1

Познакомились с использованием мимики и жестов.

10.

Тихо и громко.

Познакомить учеников с громкостью речи, с тем, в каких случаях надо говорить тихо, громко и нормально.

1

Научились говорить громко, тихо и нормально.

11.

Загадаю я загадку.

Дать первоначальое представление о жанре и видах загадки.

1

Познакомились с жанром загадка.

12.

Работа с пословицами.

Познакомить учеников с фольклорным жанром – «пословица». Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

1

Познакомились с жанром пословица.

13.

Сказки.

Познакомить учащихся с литературным жанром – сказка. Показать. Как можно изменять сюжеты известных сказок, придумывать свои сказки.

1

Познакомились с жанром сказка.

14.

Сколько слов вы знаете?

Вызвать интерес к слову. Проверить знание и понимание учениками слов. Обогатить словарный запас.

1

Обогатили словарный запас.

15.

Чудесные превращения слов.

Учить играть со словом. Предупредить некоторые ошибки младших школьников.

1

Научились играть со словом.

16.

Тематические группы слов.

Познакомить с различными тематическими группами слов.

1

Познакомились с тематическими группами слов.

17.

Знакомые незнакомцы.

Научить замечать непонятные слова, пробудить стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением.

1

Научились употреблять слова в соответствии с их значением.

18.

Об одном и том же по-разному.

Познакомить со стилистическим многообразием речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная.

1

Познакомились со стилистическим многообразием речи.

19.

Вы и ваш собеседник.

Показать ученикам, как меняется наша речь в зависимости от адресата.

1

Научились вести беседу, дискуссию.

20.

Весело и грустно.

Познакомить с тоном высказывания – одним из главных интонационных средств выразительности.

1

Познакомились с тоном высказывания.

21.

Что вы знаете о пересказе? Учитесь пересказывать кратко.

Закрепить умения подробно и кратко пересказывать текст.

1

Закрепили умения пересказывать текст.

22.

Словосочетание и предложение.

Познакомить со словосочетанием и предложением.

1

Познакомились со словосочетанием и предложением

23.

Текст. Что это такое?

Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.

1

Познакомились с понятием текст.

24.

О чем говорит заглавие? Основная мысль, опорные слова.

Познакомить учеников с понятием «заглавие». Дать представление о том, что такое «опорные слова». Потренировать учащихся в определении основной мысли высказывания.

1

Познакомились с понятием заглавие.

25.

Какие бывают тексты.

Дать понятие о трех типах текстов: повествование, описание, рассуждение.

1

Узнали, какие бывают тексты.

26.

Как строится текст.

Дать понятие о структуре текста.

1

Узнали, как строится текст.

27.

Что такое план?

Дать понятие о том, что план отражает содержание, помогает вспомнить то основное, о чем говорится в тексте.

1

Узнали что такое план.

28.

Сочинение стихов по заданной рифме.

Познакомить с понятием «рифма». Учить сочинять стихи по заданной рифме.

1

Приложение № 7

29.

Объясняем и доказываем.

Познакомить учеников с рассуждением.

1

Познакомились с рассуждением.

30.

Опиши животное. Сравни и опиши. Сравнительное описание.

Познакомить учащихся с описанием. Научить находить признаки предмета. Развивать умение сравнивать.

1

Познакомились с описанием предмета.

31.

Невыдуманный рассказ.

Познакомить учеников с элементарными сведениями о том, как строится рассказ.

1

Узнали, как строится рассказ.

32.

Составление рассказов по серии картинок.

Учить сочинять рассказы по серии картинок.

1

Научились составлять рассказы по серии картинок.

33.

Методика выявления уровня речевого развития младших школьников.

Оценить эффективность обучения.

1

Приложение

34.

Подведение итогов. Выставка лучших работ.

Подвести итоги работы за год.

1

Подвели итоги работы за год.

Итого за год

34 ч

 

 

Литературное чтение

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

 

Тема внеклас. чтения

Литература

Основное содержание работы

Индивидуальная работа с детской книгой

Групповая работа с детской книгой

1

Литературные сказки

В.Берестов

«Мастер птица»

Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.

Чтение-рассматривание книги, пересказ сюжете по вопросам учителя.

Инсценирование одного эпизода по выбору:

2

Из серии

«Мои первые книжки»

С.Маршак «Усатый полосатый»,

«У солнышка в гостях». Словацкая сказка.

Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов.

Хоровое проговаривание,

работа с иллюстрациями,  оглавлением.

Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок.

3

«Ни окошек, ни дверей». Загадки

Народные и литературные загадки в стихах и прозе.

Учимся разгадывать загадки различной тематики.

Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование.

Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей»

4

«Ребятам о зверятах». Книги о животных.

Е.Чарушин «Волчишко»

С.Маршак «Детки в клетке»

Слушание, чтение и рассматривание книги

Пересказ по вопросам, составление характеристики героя.

Выставка книг о животных. Выставка рисунков «Мой четвероногий друг»

5

«О хороших людях»

С.Сахарнов « Самый лучший параход».

Р.Сеф. «Необычный пешеход»

А. Барто «Мы с Тамарой»

Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.

Выделение фамилии автора в оглавлении, беседа с элементами рассуждения, иллюстрирование знаменитого корабля «Аврора».

Найти книги, стихи, песни, журналы про «Аврору».

Конкурс стихов «О хороших людях»

6

Русские народные игры.

Игра «Вася – гусёночек»

Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам.

Выбор для себя роли: ведущий, Вася, гусёночек.

Инсценировка с элементами хоровой декламации. Оформление выставки «Народные игры, считалки.

7-8

«Зарубежные писатели детям»

Ш.Перро«Красная шапочка»

Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание.

Восстановление диалога по памяти.

Замена характеристики главного героя (волк – положительный герой; Красная шапочка-отрицательный герой.

9

«Лес не школа, а всему учит»

Ю.Тувим «Птичье радио»Н.Сладков«Лесные шорохи».

М. Пришвин «Ёж»

Чтение, рассматривание книги.

Выразительное чтение (интонация: радость, чувство облегчения, удивления, неудовольствия, усталости).

Составление выставки книг «Лес не школа, а всему учит».

10

Сказки о животных

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок».С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»

Чтение и рассматривание книги

Рисование петушка, воспроизведение сюжета сказки по вопросам учителя.

Утренник «Наши сказки»

11

Угадайка. Стихи и загадки «Подскажи словечко»

Стихи и загадки Е. Серова

Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма».

Отыскание новых загадок в детских книгах, журналах, Интернете.

Изготовление книжки – самоделки.

Конкурс «Загадай загадку».

12

Друзья детства

К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце»

Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин».

Разучивание хвастливой и жалостливой песен Танечки и Ванечки.

Инсценировка  сказки, оформление выставки книг К. И. Чуковского.

13

Из серии « Мои первые книжки»

К.Чуковский«Доктор Айболит»

Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.

Запись на карточках героев. Самостоятельное чтение надписей-заглавий  предугадывание продолжения содержания.

Литературный эксперимент: сравнение сказки в стихотворной форме (по ГьюЛофтингу) и прозе.

14

«Ступеньки мастерства»

А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки»,

Я Аким «Неумейка»

Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки».

Изготовление игрушки из бумаги, пластилина по страницам книг.

Игра-драматизация.

1516

О наших сверстниках

Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец»

А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота»

Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям.

Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.

Разучить игры по сюжетам известных песен и сказок.

17

Татарские народные сказки

Камыр-Батыр

Рассматривание книги, чтение сказки на двух языках.

Составление характеристики героев, выборочное чтение.

Составление выставки книг «Татарские сказки».

18

Татарские литературные сказки

Абдулла Алиш«Болтливая утка»

Чтение-рассматривание сборника сказок А. Алиша. Работа с содержанием.

Иллюстрирование выбранного эпизода.

Литературная викторина «Мы любим сказки» по мотивам татарских литературных и народных сказок

19

Стихи о родном крае

И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу».

Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение.

Заучивание стихотворения наизусть.

Устный журнал «Родной край»

20

О героях

А.Митяев«Богатыри»

Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина»

Нарисовать иллюстрацию к былине, научиться правильно называть предметы вооружения русских воинов.

Составление книжной выставки «О богатырях и о подвигах».

21

О доброте

В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья»

Чтение и рассматривание книги.

Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка.

Беседа-дискуссия с элементами инсценировки.

22

«Поговорим о наших мамах»

Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др..

Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение

Заучивание одного стихотворения наизусть.

Конкурс стихотворений о маме.

23

«В стране Вообразилии»

Б.Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».

Рассматривание сборника Б. Заходера «В странеВообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения.

Разучивание повторяющихся четверостиший.

Парад домашних творческих достижений  «В стране Вообразилии»

24

Знакомые незнакомцы

Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер«Русачок».

Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям.

Нарисовать каким ты себе представил медвежонка, зайчонка.

Словесное рисование портрета главного героя. Оформление выставки книг «О животных».

25

Первичное диагностирование читательского кругозора

Тестирование

Составление индивидуального списка летнего чтения по итогам тестирования.

Итого

25 часов

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Для чего нужна речь. Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки. Что такое текст, заголовок, основная мысль текста. Какие бывают тексты. Как строится текст. Что такое план.

Обучающиеся должны уметь:

Различать устную и письменную речь. Соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на уроках, занятиях и вне них. Уметь слушать, вступать в разговор, работать в паре и группе с товарищами. Четко и правильно произносить все звуки, в том числе в чистоговорках и скороговорках. Распознавать деловые и изобразительные тексты, определять, о чем и что в них говорится. Замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них, находить их в толковом словаре. Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты, записки, письма с помощью учителя.

Составлять рассказы по серии картинок. Сочинять рифмованные строки, стихотворения. Отгадывать загадки.

 

 

2-й класс

Развитие речевых компетенций (устная форма)

Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление тематических и орфографических словарей. Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по серии картинок. Обучение грамотному оформлению письменной речи. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.

 

 

Русский язык

№ п/п

Тема занятий

Задачи

К-во

час

Результат

1.

Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

Раскрыть значение звуков в языке. Познакомить с фольклорными жанрами: загадками, скороговорками.

1

Формируется звуковая культура речи.

2.

Играем в загадки. Сочинение загадок.

Познакомить с приемами конструирования загадки.

1

Научились сочинять загадки

3.

Сочинение скороговорки.

Учить сочинять скороговорку.

1

Научились сочинять скороговорку.

4.

Сочиняем считалку. Два секрета считалки.

Познакомить с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи.

1

Узнали секреты считалки.

5.

Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка.

Обогатить словарный запас учащихся.

1

Обогащается словарный запас.

6.

Происхождение слов. Как нужно говорить.

Рассказать о происхождении слов и о том, как нужно говорить.

1

Узнали о происхождении слов.

7.

Крылатые слова и выражения.

Познакомить с крылатыми словами и выражениями.

1

Обогащается словарный запас.

8.

Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование пословиц и поговорок.

Познакомить с фольклорными  жанрами: пословицей и поговоркой. Учить иллюстрировать их.

1

Научились иллюстрировать пословицы.

9.

Сочинение стихов по заданной рифме.

Сочинить стихи по заданной рифме.

1

Научились сочинять стихи

10.

Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок.

Познакомить с методами и направлениями при работе над сочинением сказок.

1

Научились сочинять сказки

11.

Сочинение сказки по серии картинок.

Сочинить сказку по серии картинок.

1

12.

Что такое речь? Речь устная и письменная.

Познакомить учеников с понятием «речь», определить главные требования к речи. Рассказать об отличиях устной речи от письменной.

1

Познакомились с понятием речь.

13.

Составление предложений из отдельных слов.

Научить составлять предложения из отдельных слов.

1

Научились составлять предложения.

14.

Выделение признаков предложения в устной речи и на письме.

Выделить признаки предложения.

1

Научились выделять признаки предложения.

15.

Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова.

Познакомить учеников с признаками текста. Учить детей находить опорные слова в тексте.

1

Познакомились с признаками текста.

16.

Текст. Тема текста.

Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.

1

Узнали что такое тема текста.

17.

Сочинение по плану «Моя бабушка».

Написать сочинение на заданную тему.

1

Научились сочинять по плану

18.

Сочинение рассказа по серии картинок и по вопросам.

Написать рассказ по заданной теме.

1

Научились сочинять рассказ по серии картинок

19.

Сочинение «Мой друг. Моя подруга».

Написать сочинение на заданную тему.

1

Научатся писать сочинение

20.

Сочинение рассказа по данной теме и опорным словам.

Написать рассказ по заданной теме.

1

Научатся

сочинять рассказы.

21.

Деление сплошного текста на предложения.

Учить делить сплошной текст на предложения.

1

Научатся делить текст на предложения

22.

Восстановление деформированного текста.

Учить восстанавливать деформированный текст.

1

Научатся восстанавливать деформированный текст.

23.

Редактирование текста.

Учить редактировать текст.

1

Научатся редактировать текст.

24.

Сочинение «Мое любимое домашнее животное».

Написать сочинение на заданную тему

1

Научились писать сочинение

25.

Слова – близнецы (омонимы).

Познакомить учащихся с группой таких слов.

1

Обогащается словарный запас.

26.

Слова – друзья – (синонимы).

Дать возможность не только воспроизвести знакомые синонимические ряды. Но и расширить их перечень за счет новых.

1

Обогащается словарный запас.

27.

Антонимы.

Расширить представление учеников об антонимах.

1

Обогащается словарный запас.

28.

Работа со словом и словарями.

Учить работать со словарями.

1

Обогащается словарный запас.

29.

Ознакомление с понятием «изложение».

Познакомить с понятием «изложение». Учить писать изложения.

1

Познакомятся с понятием изложение.

30.

Обучение написанию изложения по вопросам и опорным словам.

Научить написанию изложения по вопросам и опорным словам.

1

Научатся писать изложения.

31.

Обучающее изложение.

Учить писать изложения.

1

Научатся писать изложения.

32.

Творческое изложение.

Учить писать творческое изложение.

1

Научатся писать изложения.

33.

Олимпиада.

Оценить эффективность обучения.

1

Проверят свои знания.

34

Где же хранятся слова?

Учить работать со словарями.

1

Обогащается словарный запас.

35

В мире словарей

Учить работать со словарями.

1

Обогащается словарный запас.

36

Из чего строятся слова

Расширить представление детей  о составе слова

1

Научить разбирать слова по составу

37

Приставки-труженицы

Расширить представление детей  о составе слова

1

Научить разбирать слова по составу

38

Смотри в корень!

Расширить представление детей  о составе слова

1

Научить разбирать слова по составу

39

Корень и главное правило.

Расширить представление детей  о составе слова

1

Научить разбирать слова по составу

40.

Подведение итогов. Выставка лучших работ.

Подвести итоги работы за год.

1

Подведут итоги за год.

Итого за год

40 ч

 

Литературное чтение

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации

 

Тема внеклассного чтения

Предлагаемая к использованию литература

Основное содержание работы

Индивид.работа с детской книгой

Групповая работа с детской книгой

1

Стихи о школе и детях

«Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая»

С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц»

А.Плещеев «Чему в школе учат»

Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям.

По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть.

Конкурс стихов о школе. Фотовыставка «Мой первый день в школе» с четверостишием о школе собственного сочинения.

2

Сказки о животных «Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна»

В. Сутеев «Мышонок и карандаш».

Р. Киплинг «Слонёнок»

Определение особенностей жанра сказок о животных.

Пересказ по иллюстрациям.

Разыгрывание сказки по ролям.

3

Загадки о животных. Учись отгадывать загадки: сам догадайся и товарищу объясни.

Сеф «Ключ от сказки»,

К.И.Чуковский «Загадки»,

Русские народные загадки.

Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию.

Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок.

Составление классного сборника загадок

4

Учись дружить

Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное»,

В.А.Осеева«Пёрышко»

Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания.

Найти пословицы о дружбе и друзьях

Мозговой штурм «Учись дружить». Инсценировать  отдельные эпизоды произведения.

5

Здравствуй, осень!

М. Пришвин «Листопадничек»

Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения.

Подготовка рисунков «Осень в моём городе»

Устный журнал « Осень в моём городе»

6

Худому делу - худой конец.

Итальянская сказка «Как осел петь перестал», С.Баруздин «Кляксы»,

В.Берестов «Змей – хвастунишка»

Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.

Придумать своё оригинальное продолжение сказки.

Разыгрывание сказки С.Михалков «Аисты и лягушки»

7

Стихи о Родине Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!

Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине.,

Чтение и рассуждение о прочитанном

Подготовить выраз. чтение стих.о Роди не. Подбор выставки книг «О Родине»

 Составление устных иллюстраций к произведению «Сказка о громком барабане»

8

Весёлые стихи

Д.Хармс «Иван Торопышкин»

Э.Мошковская «Хитрые старушки»

С.Маршак«Пудель», «Багаж»

Обзор различных изданий одного произведения.

Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведении

Работа с иллюстрациями к произведениям,  художники – иллюстраторы.

9

«На ярмарке»

Малые фольклорные жанры.

Выделение отличительных особенностей русского фольклора.

Выучить потешку, считалку,небылицу.

Конкурс на лучшего чтеца скороговорок

10

Сказки о животных

Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце

В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко»

Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора.

Сочинение сказки о неживом предмете (портфель, кружка, ботинок, ручка)

Оформление и выбор сказок для создания классного сборника «Сказки о …»

11

Рассказы о животных.

Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись»

М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса»

К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел»

Отработка связи « писатель - книги – тема»

Принести картинки, иллюстрации,фотографии с изображением птиц нашего города.

Беседа и рассуждение по прочитанному, составление памятки «Учись наблюдать»

12

Забавные стихи

Не любо – не смейся, а другим не мешай.

А.Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин»

Э.Мошковская«Хитрые старушки»

Выразительное чтение с интонацией юмора, радости.  Обратить внимание на связь «тема – автор»

Выбор отрывка для заучивания наизусть.

Составление выставки книг по теме, обмен книгами, составление памятки «Бережного  отношения  к книге»

13

Сказки и стихи  о приключениях и волшебстве. Я ещё не волшебник, я только учусь.

Е.Благинина «Чудесные часы», «Стихи о ёлке»

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Детальный анализ произведения.

Сочинить стихи о своих друзьях

Читательская конференция «Приключения Незнайки и его друзей»

14

Рассказы и стихи о подвигах

М.Зощенко «Самое главное»

Емельянов «Храбрая девочка»

Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям.

Характеристика поступка, героев.

Беседа-диспут.

15

Тебе смешно, а мне до сердца дошло

Е.Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее».

Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости.

Написать рассказ о случае с вашей кошкой.

Фото- выставка «Мои четвероногие друзья» с комментариями

16

Сказки о настоящей дружбе.

Афганская сказка « Волк – ябедник»

Африканская сказка «Вот так дружба!»

Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник

Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам. Составитьрассказ о своём лучшем друге

Оформление плаката «Настоящий друг» на основе «мозгового штурма»

17

О героизме и трусости

Слава греет – позор жжет

С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»

Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский«Трусливый Ваня»

Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание тематической выставки.

Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости. 

Составление советов для тех, кто хочет быть храбрым.

18

Жизнь дана на добрые дела.

Б.Житков « Помощь идет»

Е.Пермяк « Пичугин мост»

Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя.  Закрепление всех приобретенных знаний.

Составление рассказа о своём добром поступке.

Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах»

19

Произведения о ребятах – сверстниках.

Киселев «Мальчик Огонек», С.Михалков «Про мимозу»

Н.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»

Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений.

Составление характеристики положительного и отрицательногогероев. Пересказ от лица главного героя.

Оформление выставки книг  «Товарищам детям»

20

Родину – мать учись защищать.

А.Гайдар «Поход», «Сказка о военной тайне»

С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»

Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку.

Подобрать пословицы и поговорки  о Родине.

Выделение для себя нравственных качеств.

Беседа-дискуссия с элементами инсценирования.

21

Нет лучше дружка, чем родимая матушка

Е.Благинина «Вот какая мама», «Бабушка - забота»,

Емельянов «Рассказы о маме». Панькин «Легенда о матерях». Трутнева «Проталинки»

Знакомство с понятием «легенда». Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания.

Сочинение стихов о маме и для мамы (буриме)

Сборник стихов нашего класса «Самая, самая, самая…»

22

Книги о ребятах и их делах

А.Барто «Было у бабушки 40 внучат»

С.Маршак «Чижи»

Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования.

Выбор для себя роли в инсценировке

Собрать книги в уголке чтения, которые нуждаются в ремонте, и поработать «доктором» в «книжкиной больнице»

23

Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум

Китайская народная сказка «Ребёнок и мудрец»,       «Отчего у белого медведя нос черный». Юсупов     «Почему у лягушки нет хвоста»

Умение находить в книгах общие признаки

Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ

Литературная игра «Почемучка»

24

Басни дедушки Крылова

Басни И. А. Крылова «Квартет», «Волк и журавль» и т. д.

Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни.

Выучить какой- нибудь отрывок из басни И. А. Крылова. Моя иллюстрация к любимой басни.

Игра – «Угадай» (узнать, какая басня И. А. Крылова проиллюстрировано)

25

Весна, весна на улице, весенние деньки!

Б. Заходер «Товарищам детям», Э Шим «Чем встречают весну?»

Э. Шим «Чем пахнет весна».

Обратить внимание на связь «тема – автор» Передача весеннего настроения при выр. чтении

Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин.

Составление устного журнала «Весна, весна на улице…»

26

Знай и люби родную природу!

Е.Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку». Снегирев «Про пингвинов». Г.Скребицкий «Колючая семейка»

Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении.

Пересказ по плану.

Работа с толковыми словарями Ожигова, Даля

27

Произведения о растениях. Думаешь – чудеса далеко, а они тут, рядом.

Э.Шим «Неслышные голоса»

Н.Павлова

«Живая бусина»

Устанавливать  связь «автор – книга – тема».

Выделение ключевых эпизодов произведений.

Создание диафильма «Живая бусина»

28

Итоговое диагностирование.

Тестирование по выявлению читательского кругозора.

Составление списка для летнего чтения

Оформление уголка летнего чтения.

Итого

28 часов

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса

Обучающиеся должны знать:

Зачем нужны звуки языка. Происхождение слов. Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы. Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки. Методы при работе над сочинением сказок. Что такое текст, заголовок, основная мысль текста. Признаки текста. Что такое план. Что такое изложение, сочинение. Как писать изложение, сочинение.

Обучающиеся должны уметь:

Строить собственные устные высказывания. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи. Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем. Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Формулировать тему небольшого текста. Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова. Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку. Находить главную мысль, сформулированную в тексте. Определять характер произведения (тему, жанр, эмоциональную окраску). Определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучения и др. Составлять пробный и творческий пересказ по плану. Составлять текст по вопросам учителя. Редактировать текст. Отгадывать загадки. Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, загадку, считалку, стихотворение; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать. Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты. Составлять рассказы по серии картинок.

Уметь писать изложения, сочинения. Сочинять загадки, стихи, сказки.

 

 

3-й класс

Развитие речевых компетенций (устная форма)

Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков «орфоэпически» правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов, синонимов, омонимов, настроений. Работа по воспитанию культуры речи.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Сочинения по пословице, сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки. Составление текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочинения-миниатюры на заданные темы. Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на тематику сочинений, на события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.

 

 

Русский язык

№ п\п

Тема занятий

Задачи

К-во

час.

Результат

1.

Умеешь ли ты правильно и точно говорить? (Составление рассказа по картинке).

Учить составлять рассказ по картинке.

1

Научатся составлять рассказ по картинке.

2.

Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка.

Побеседовать о сокровищах русского языка.

1

Узнают о сокровищах родного языка.

3.

Игра «Знаешь ли ты пословицы».

Проверить знания учащихся.

1

Проверят свои знания.

4.

Сочинение по пословице.

Написать сочинение по пословице.

1

Научатся писать сочинение.

5.

Структура жанра «небылица». Сочинение небылицы.

Учить сочинять небылицы.

1

Познакомятся с жанром небылица.

6.

Слово и образ или поговорим о словарях. Составление словарей на разнообразную тематику.

Научить детей подбирать тематический словарик, готовясь к высказываниям.

1

Обогащается словарный запас.

7.

Сочинение словарных сказок.

Сочинить сказку, используя словарные слова.

1

Научатся сочинять сказки.

8.

Сочинение «Золотая осень».

Написать сочинение на заданную тему.

1

Научатся писать сочинения.

9.

Слово или не слово?

Познакомить учеников с тем, как можно определить значение слова и как его толковать.

1

Обогащается словарный запас.

10.

Слово одно, а значений несколько.

Познакомить учащихся с многозначностью слов.

1

Обогащается словарный запас.

11.

Слова: синонимы, омонимы, антонимы.

Продолжить знакомство с синонимами, омонимами, антонимами.

1

Обогащается словарный запас.

12.

Смеемся, грустим, задумываемся.

Показать учащимся, что художественная речь способна пробуждать различные чувства.

1

Познакомятся с художественной речью.

13.

Речь, предложение, текст. Признаки текста.

Повторить и обобщить знания о речи, предложении, тексте.

1

Повторят и обобщат знания о речи.

14.

Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.

1

Познакомятся с понятием текст.

15.

Деление сплошного текста на предложения.

Учить делить сплошной текст на части.

1

Научатся делить текст на части.

16.

Редактирование текста.

Учить редактировать текст.

1

Научатся редактировать текст.

17.

Текст – поздравление к празднику.

Научить сочинять поздравление к празднику

1

Научатся сочинять поздравление.

18.

Письмо – текст. Письмо другу, подруге.

Научить писать письма.

1

Научатся писать письма.

19.

О чем рассказывает план. Составляем план своего рассказа.

Показать, что по хорошему плану можно узнать, о чем будет говориться в тексте.

1

Научатся составлять план.

20.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Продолжить знакомство с типами текста.

1

Продолжат знакомство с типами текста.

21.

Сочинение – миниатюра на тему «Моя снежинка».

 Написать сочинение на заданную тему.

1

Научатся писать сочинения.

22.

Сочинение на свободную тему

Учить писать сочинение.

1

Научатся писать сочинения.

23.

Обучающее изложение по плану, вопросам.

Учить писать изложения по плану и вопросам.

1

Научатся писать изложения.

24.

Обучающее изложение с изменением лица рассказчика.

Учить писать изложения с изменением лица рассказчика.

1

Научатся писать изложения.

25.

Сжатое изложение по готовому плану.

Учить писать сжатое изложение.

1

Научатся писать изложения.

26.

Изложение с элементами описания и рассуждения.

Учить писать изложения с элементами описания и рассуждения.

1

Научатся писать изложения.

27.

Будем сказки сочинять.

Учить детей сочинять сказки. Развивать их творческое воображение.

1

Научатся сочинять сказки.

28.

Занятия в веселой академии «Складно да ладно».

Познакомить учащихся со стихотворной речью.

1

Познакомятся со стихотворной речью.

29.

Игры на умение находить рифму.

Познакомить с рифмой как особенностью стихотворной речи.

1

Познакомятся с рифмой.

30.

Стихотворный размер. Ритм.

Познакомить со стихотворным размером и ритмом как особенностями стихотворной речи.

1

Познакомятся со стихотворным размером, ритмом.

31.

Сочинение стихотворений.

Учить сочинять стихотворения.

1

Научатся сочинять стихи.

32.

Сочинение «Моя мечта».

Написать сочинение на заданную тему.

1

Научатся писать сочинения.

33.

Олимпиада.

Оценить эффективность обучения.

1

Проверят свои знания.

34

Сочинение стихотворений.

Учить сочинять стихотворения

1

Научатся сочинять стихи.

35

Игры на умение находить рифму.

Познакомить с рифмой как особенностью стихотворной речи.

1

Познакомятся с рифмой.

36-37

Культура поведения и культура речи.

Углубление знаний

2

Повысить культуру общения

38-39

Соблюдение речевого этикета в споре.

Углубление знаний

2

Повысить культуру общения

40.

Подведение итогов. Выставка лучших работ.

Подвести итоги работы за год.

1

Подведут итоги за год.

Итого за год

40 часов

 

 

Литературное чтение

Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.

 

Тема внеклассного чтения

Предлагаемая к использованию литература

Основное содержание работы

Индивидуальная работа с детской книгой

Групповая работа с детской книгой

1

Стихотворные сказки

 П.Ершов «Конёк – горбунок». А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

В. А. Жуковский

«Сказка о царе Берендее»

 Особенности стихотворных сказок,

Сравнение сказок разных авторов.

Выучить отрывок наизусть

Сравнительная характеристика героев

2

Детские энциклопедии

Энциклопедии  о растениях, животных, географии, истории и т.д.

Особенности энциклопедических публикаций.

Находить интересующую информацию

Создание энциклопедии школьных принадлежностей.

3

Стихи о природе. Страницы русской классики.

Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев

Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн

Сочинить синквейн о друге

Сочинение синквейна о лете.

4

Рассказы современных писателей о детях

Т.Лихоталь «Синяк»,Рассказы В.Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано»

Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.

Сочинить свой рассказ «Что я люблю»

Сравнение себя с героями произведений В.Драгунского

5

Волшебный мир сказок Бажова

П. Бажов «Огневушка-поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок»

 Выделение особенностей уральских сказаний.

Мини-рассказ «Я умею, я могу»

Оформление плаката «Умельцы нашего класса»

6

Произведения о тех, кто трудится

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»,

В. Осеева «Простое дело"

Рассуждать с опорой на прочитанное произведение.

Находить ответы на вопросы в произведении.

Суд над ленью (судья, адвокат, защитник, свидетели)

7

Книги о природе и человеке

М.Пришвин «Гаечки». Р.Киплинг«Маугли». Б.Житков «Мангуста»

Деление произведения на смысловые части.

Находить в произведении понравившиеся отрывки

Озаглавливание частей.

8

Рассказы о животных

Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос», Андреева «Кусака»

Чувства, эмоции героев и  читателей. Мастерство писателя.

Сочинение стихотворения «Я….»(Словами «Я» начинается каждая нечетная строка)

Сборник стихотворений «Про нас»

9

Книги о ребятах и их делах

А.Гайдар «Тимур и его команда».

Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование

Пересказ отрывка прочитанного произведения.

Выставка книг А.П.Гайдара.

10

Произведения о долге и храбрости

И. Тургенев «Капля жизни»

Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям

Найти и принести книги с произведениями о долге и храбрости.

Выставка книг о долге и храбрости.

11

Произведения о мамах и детях

А.Милн«Непослушная мама»

Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром  и темпом чтения

Выучить стихотворение о маме.

Конкурс стихотворений о маме

12

Сказки  о приключениях детей

И.Сигсгорд « Палле один на свете», А. Погорельский «Чёрная курица»

Литературное слушание. Анализ произведения.

Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту

Составление кроссворда с использованием составленных вопросов

13

Весёлые истории

М.Зощенко « Глупая история»

И.Сухин «Вот такой затейник»

Особенности произведений юмористического жанра.

Мини рассказ «История из моего детства»

Составление диафильма к прочитанному произведению

14

Сказки народов разных стран

Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников»

Особенности арабских сказок

Иллюстрация с комментарием (отрывок из произведения к иллюстрации)

Составление брейк – сказки.

15

Книги о дружбе и взаимопомощи

Ю. Куклачев «Мои друзья кошки»

В. Дуров «Наша Жучка»

Особенности произведений, написанных  не писателем, а людьми разных профессий.

Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека».

Газета с фотографиями, рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки, собаки»

16

Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения.

Е.Чарушин,

В. Голявкин

Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения.

Иллюстрирование понравившегося эпизода.

Составление диафильма к прочитанному произведению

17

Как рождается герой

Б.Заходер «История гусеницы», Ю.Мориц «Жора Кошкин», Л.Яхнин «Лесные жуки»

Темп чтения, передача настроения голосом.

Выразительное чтение выбранного стихотворения

Конкурс на лучшего чтеца

18

Люби живое

М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник»

Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях.

Выразительное чтение отрывка произведения.

Устное иллюстрирование

19

По страницам детских журналов

Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета»

Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения.

Формулирование своего отношения к происходящему в произведении.

Составление памятки «За школьной партой»

20

Учусь сочинять

Бальмонт, М.Цветаева

Жанры литературы. Стихосложение - 11 словие

Сочинение 11 – словия.

Создание классного сборника стихотворений «Мы творим!»

21

Твоя книжная полка

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына»

Детальный анализ произведения.

Подготовка к КВН

КВН « С героями Н.Носова»

22

23

Страна Фантазия

Л.Кэррол «Алиса в Зазеркалье»Д.Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов»

Анализ произведения по вопросам учителя.

Подготовка иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок»

Игра« Угадай произведение, зачитай отрывок»

24

25

Муса Джалиль о любви  к Родине.

Стихотворения Мусы Джалиля  «Зима», «Чулпан».

Патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре.

Подготовка к выразительному чтению

Конкурс на лучшего чтеца патриотического стихотворения

26

Разножанровые произведения о ратных подвигах  родного народа

К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России врассказах для детей».

История на страницах художественных произведений.

Поиск произведений по теме занятия.

Оформление читательского уголка, экскурсия к памятнику воинам ВОВ

27

Зарубежные писатели детям

А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи длинный чулок»

Э.Браун «Сипсик»

Р.Распе «Самый правдивый человек на земле»

Особенности произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые особенности, обычаи. Составление вопросов по услышанному отрывку  произведения.

Выразительное чтение  отрывка с коротким комментированием общего сюжета.

Ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

28

Итоговое занятие

Тестирование по выявлению читательского кругозора.

Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений.

Оформление уголка летнего чтения.

Итого

28 часов

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки, небылицы. Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы. Что такое речь, предложение, текст. Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Признаки текста. Что такое изложение, сочинение. Как писать изложение, сочинение. Понятия рифма, ритм, стихотворный размер.

Обучающиеся должны уметь:

Озаглавливать иллюстрации, тексты. Составлять простой план произведения. Определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст. Использовать слова текста для называния его частей.

Различать повествования и описания предмета. Письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера.Создавать (устно и письменно) тексты – повествования, обдумывать их содержание и выбор средств языка.Различать синонимы, антонимы, омонимы. Самостоятельно работать со словарями. Составлять словари антонимов, синонимов, омонимов, настроений. Составлять текст – поздравление к празднику. Писать сочинения, письма. Уметь писать изложения: по плану, вопросам с изменением лица рассказчика, по готовому плану, с элементами описания и рассуждения. Сочинять небылицы, сказки, стихи. Редактировать текст.

 

4-й класс

Развитие речевых компетенций (устная форма)

Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и, наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.  Обогащение словарного запаса новыми словами, словами с эмоционально – экспрессивной окраской, уточнение значений знакомых слов, выявление истинного значения слова, умение пользоваться этимологическим и толковым словарями. Работа по воспитанию культуры речи (овладение нормами русского литературного языка, очищение словаря школьников от слов – паразитов, жаргонизмов, трафаретных слов, иноязычной лексики 9при наличии русских слов с этим же значением).

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами: сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках. После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.

 

 

Русский язык

№ п/п

Тема занятий

Задачи

К-во

час

Результат

1.

Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка.

Побеседовать о сокровищах русского языка.

1

Обогащается словарный запас.

2.

Почему их так называют?

(Происхождение слов).

Познакомить с  наукой этимологией.

1

Обогащается словарный запас.

3.

Слово одно, а значений несколько. О многозначных словах.

Познакомить учащихся с многозначностью слов.

1

Обогащается словарный запас.

4.

Слова – тезки. (Омонимы).

Продолжить знакомство с омонимами.

1

Обогащается словарный запас.

5.

Одно и то же, но по-разному. (Синонимы). О различиях слов синонимов.

Продолжить знакомство с омонимами.

1

Обогащается словарный запас.

6.

Слова с противоположным значением. (Антонимы).

Продолжить знакомство с антонимами.

1

Обогащается словарный запас.

7.

Устаревшие слова.

Познакомить со словами – архаизмами.

1

Обогащается словарный запас.

8.

Новые слова.

Познакомить со словами – неологизмами.

1

Обогащается словарный запас.

9.

Слова – пришельцы.

Познакомить с заимствованными словами.

1

Обогащается словарный запас.

10.

Крылатые слова и

выражения.

Познакомить с крылатыми выражениями.

1

Обогащается словарный запас.

11.

Фразеологизмы.

Продолжить знакомство с фразеологическими оборотами.

1

Обогащается словарный запас.

12.

Словарное богатство родного языка.

Обогащение словаря и развитие речи учащихся.

1

Обогащается словарный запас.

13.

Сочинение – миниатюра «Осенний листок».

Написать сочинение на заданную тему.

1

Научатся писать сочинения.

14.

Сочинение в рисунках. (Пиктография).

 Познакомить с пиктографией. Учить сочинять рассказ в рисунках.

1

Научатся составлять рассказ в рисунках.

15.

Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение).

  Продолжить знакомство с выразительными средствами языка.

1

Познакомятся с выразительными средствами.

16.

Обучение сочинению стихов.

Учить сочинять стихи.

1

Научатся сочинять стихи

17.

Письмо – текст. Поздравление к Новому году.

Научить писать письмо – поздравление.

1

Научатся писать письмо – текст.

18.

Речь, предложение, текст. Признаки предложения, текста.

Повторить и обобщить знания о речи, предложении, тексте.

1

Обобщат знания о речи.

19.

Составление текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование).

Учить составлять тексты разного типа.

1

Научатся составлять тексты разного типа.

20.

Редактирование текста.

Учить редактировать текст.

1

Научатся редактировать текст.

21.

Сочинение – отзыв по любимым стихотворениям, рассказу.

Научить писать сочинение – отзыв.

1

Научатся писать сочинения.

22.

Изложение текста по готовому плану.

Учить писать изложение по готовому плану.

1

Научатся писать изложения.

23.

Подробное изложение по измененному плану.

Учить писать подробное изложение по готовому плану.

1

Научатся писать изложение.

24.

Изложение текста – повествования.

Учить писать изложение текста – повествования.

1

Научатся писать изложение.

25.

Работа над сокращением текста.

Учить умению сокращать текст.

1

Научатся писать изложение.

26.

Сжатое изложение текста по готовому или коллективно составленному плану.

Учить писать сжатое изложение.

1

Научатся писать изложения.

27.

Сочинение по картине В.Перова «Тройка».

Написать сочинение на заданную тему.

1

Научатся писать сочинения

28.

Сочинение загадки наоборот.

Учить сочинять загадки наоборот.

1

Научатся сочинять загадку наоборот.

29.

Сочинение сказок: цветная сказка, белая, желтая, зеленая и т.д.

Учить сочинять сказки на заданную тему

1

Научатся сочинять сказки.

30.

Оформление классной газеты. Реклама.

Учить оформлять классную газету, сочинять рекламу.

1

Научатся оформлять газету.

31.

Заметка в газету.

Учить писать заметку в газету.

1

Научатся писать заметку в газету.

32.

Репортаж в газету.

Учить писать репортаж в газету.

1

Научатся писать репортаж в газету.

33.

Репортаж в газету.

Учить писать репортаж в газету.

1

Научатся писать репортаж в газету.

34

Составление текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование).

Учить составлять тексты разного типа.

1

Научатся составлять тексты разного типа.

35

Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение).

  Продолжить знакомство с выразительными средствами языка.

1

Познакомятся с выразительными средствами.

36

Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение).

  Продолжить знакомство с выразительными средствами языка.

1

Познакомятся с выразительными средствами.

37

Словарное богатство родного языка.

Обогащение словаря и развитие речи учащихся.

1

Обогащается словарный запас.

38

Словарное богатство родного языка.

Обогащение словаря и развитие речи учащихся.

1

Обогащается словарный запас.

39

Олимпиада.

Оценить эффективность обучения.

1

Проверят свои знания.

40.

Подведение итогов. Выставка лучших работ.

Подвести итоги работы за год.

Подведут итоги за год.

Итого

40 часов

Основные требования к знаниям и умениям учащихся  к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать:

Основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, литературные и народные сказки, стихотворения, познавательные статьи, очерки и др.) Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы. Основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.). Что такое речь, предложение, текст. Как писать изложение, сочинение.

Обучающиеся должны уметь:

Пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения. Соблюдать правила произношения, образования и изменения слов, зафиксированные в словарях. Самостоятельно пользоваться этими словарями для решения возникающих языковых и речевых вопросов. Различать омонимы, синонимы, антонимы. Понимать тему и основную мысль текста, передавать их в заголовке, выделять части текста и составлять план. Пользоваться планом при пересказе, изложении текста. Составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица. Озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового и создаваемого текста. Письменно пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, тексты – рассуждения, сохраняя особенности оригинала. Создавать тексты освоенных жанров. Письменно воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица. Создавать тексты освоенных жанров (рассказ, сказку, объяснение чего-либо и т.д.). Использовать языковые средства с учетом жанра, а также требований правильности, точности, богатства, выразительности письменной речи. Создавать небольшие устные и письменные сочинения на основе литературных впечатлений. Создавать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение).

Контрольная часть

Контроль и учет речевых компетентностей учащихся будет осуществляться в форме смотра творческих работ, олимпиадных заданий (2, 3, 4 классы), конкурсов («Русский медвежонок», дистанционных олимпиад), заполнение таблиц «Речевых компетенций» и карт речевой активности.

Цель контроля:

- стимулировать личностное развитие каждого ребенка;

- создать и поддерживать развивающую образовательную среду для младших школьников;

- формировать ключевые компетентности младших школьников.

Для этого предлагаются интересные компетентностно - ориентированные задания. Выполнение ребятами таких заданий поможет им проявить себя в новых ситуациях с одной стороны, а с другой – послужит толчком для осознания потребности лучшего усвоения учебного материала.

Контрольно – измерительные материалы:

1-4 класс: Методика выявления уровня речевого развития младших школьников. Методика проводится в конце учебного года в форме индивидуального занятия – собеседования. Продолжительность занятия – 25 – 30 минут.

2 – 4 классОлимпиадные задания. Олимпиады проводятся в конце учебного года. Продолжительность 45 минут.

Диагностические методики:

Таблица «Речевые компетенции»

Учитель заполняет таблицу, в которой фиксируется сформированные компетенции обучающихся по результатам 1 и 2 полугодия каждого класса начальной школы. Таким образом, можно проследить уровень развития, как каждого учащегося, так и коллектива в целом.

Ф. И. ученика

Формируемые компетенции

Развитие речи

Понимание прочитанного

Пересказ

Говорит

правильно

Участвует  в

дискуссии

Отвечает на вопросы

Умеет  составлять

творческий  рассказ

С помощью

учителя

Без помощи

учителя

Обозначения:+ хорошо развит, + -  недостаточно развит,  - не развит.

2 класс:Методы оценки уровня развития речи младших школьников (Методика «Выяснение пассивного словарного запаса», Методика «Определение активного словарного запаса»).

Ожидаемые результаты

а) конкретные ожидаемые результаты:

- повышение уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных ее параметров;

- психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности;

- оформление методических рекомендаций по теме программы.

б) результаты детской продуктивной деятельности:

- словотворчество учащихся;

- издание сборников литературного творчества учащихся.

 

 

 

Литература

Учебник для ученика:

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – 3 – е изд., стереотип. М: Рус. яз., 1986.      

Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся нац. Школ/ Е.А. Быстрова,  А.П. Окунева, Н.М. Шацкий.- Л.: Просвещение, 1984.

Грушников П.А. Орфографический словарик: Пособие для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1981.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под. Ред. Л.Ф. Беловинского – М.: ОЛМА – ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004 .

Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. – М.: АО «Столетие», 1994.

Ладыженская Т.А. , Ладыженская Н.В. , Ладыженская Т.М. . Марысева О.В. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник-тетрадь для 4-го класса. – М.: Издательский дом «С-инфо», Издательство «Баласс», 1997.

Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980.

Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Книга для учащихся. Изд. 2 – е  дополненное. Ленинград: Просвещение, 1969.

«Методичка» для учителя:

Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. – СПб.: «Литера», 2005.

Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках. Ч. 1, Ч. 2. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981.

Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. / Н.Г. Белицкая, А.О. Орг. – 3-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007.

Введенская Л.А Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1971.

Введенская Л.А. пословицы и поговорки. Пособие для учителя. М.:, 1963.

Волина В.В. Занимательноеазбуковедение. - М.: Просвещение, 1991.

Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.

Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну Слов. – М.: Дрофа, 1995.

Горбушина Л.А. и Николаичева А.П. Выразительное чтение. Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ. – М.: «Просвещение», 1978.

Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.

Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. – М.: АО Столетие, 1994.

Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать сочинение. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. (Пособие для начальных классов). – М.: Грамотей, 2004 .

Журналы: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Начальная школа».

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985.

Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.

Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под.ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.

Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1990.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.

Страхова Л.Л. Сочинение по картине для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2005.

Фелицына В.П. , Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь / Ин-т рус.яз.  им. А.С. Пушкина; Под. ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – М.: рус. яз., 1979.

Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку, Начальная школа. 2-4 классы / Т.В. Ходова. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2 – е, испр. и доп. Под.ред. чл. – кор. АН СССР С.Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971.

Использованная при составлении данной программы:

Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. – М., 1991.

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.