logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Данная программа направлена на социальную адаптацию детей в обществе, формирование общей культуры пешехода. Программа призвана обеспечить вход детей во взрослую жизнь, дает им возможность чувствовать себя увереннее в окружающем мире.

Автомобилизация, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на дорогах создают объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками движения и особенно с детьми.

Анализ статистических данных показывает, что зачастую дорожно-транспортные происшествия с детьми происходят из-за их недисциплинированности, однако бывают и такие случаи, когда ребенок не знает даже необходимых правил дорожного движения.

В предупреждении дорожно-транспортных происшествий с детьми важную роль играет работа школ и учреждений дополнительного образования по обеспечению детей требуемым уровнем знаний, умений, навыков по безопасности дорожного движения.

Преподавание Правил дорожного движения в школах ведется в рамках курса ОБЖ с ограниченным числом часов, поэтому просто необходимо дополнительное обучение детей Правилам дорожного движения.

Актуальность программы «Дорожная азбука» основана на активизации творческой деятельности детей в освоении основ безопасности дорожного движения, привлечь их к участию в мероприятиях, к разработке и реализации социально значимых акций и дел. Программа дает возможность практически отработать умения, полученные на занятиях.  

Программа «Дорожная азбука»  разработана с учетом  требований к организации внеурочной деятельности (социальное направление) в образовательном учреждении в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одной из главных особенностей образовательных стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Отличительными особенностями данной программы являются:

определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

 

Основные идеи программы:

личностно – ориентированный подход к каждому ребенку – обеспечение педагогическими средствами естественного, свободного процесса становления личности;

общественно и личностно значимые мотивы деятельности;

гуманизация    отношений     «педагог – ребенок»   -   это гуманное (человеческое) отношение к ребенку, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать», переделать, это партнерские отношения между педагогом и детьми;

активное взаимодействие образовательных учреждений с ГИБДД;

холизм – каждый ребенок должен видеть и знать свою вовлеченность в круговорот материальных процессов, в ход природной и человеческой истории, оставаясь при этом активной творческой индивидуальностью.

 

Основные принципы программы:

преемственности - построение образовательного процесса таким образом, чтобы каждая новая ступень обучения должна опираться на уже усвоенное ранее;

комплексности, системности и последовательности - построение образовательного процесса таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже освоено;

сознательности - заинтересованность, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений;

наглядности - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления дорожной обстановки;  

единства воспитания и обучения – на всех этапах обучения воспитание у детей культуры поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте;

непрерывности - определяется постепен­ным и поэтапным становлением и развитием куль­туры поведения на дорогах, предполагает органи­зацию обучения на всех этапах начального и основ­ного образования;

социализации – выстраивание педагогически целесообразных партнёрских отношений с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями.

Цель программы:  формирование осознанного безопасного поведения детей в реальных дорожных условиях через изучение правил дорожного движения и их отработку на уровне привычки.

Задачи:

обучить правилам поведения на дороге, необходи­мым для безопасного движения в каче­стве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира;

способствовать овладению умениями рас­познавать дорожные «ловушки» и ситуации, воз­никающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности;

воспитывать правопослушность, сознательно­е отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорож­ных ситуаций и оценке возможных опасностей,

развивать внимание, наблюдательность, активность.

Программа рассчитана на 1 год обучения для детей в возрасте 9 – 10 лет. Объем программы 34 часа в год .

При обучении детей безопасному поведению на дорогах, учитываются возрастные особенности восприятия ими учебного материала. Учебный материал, сложная дорожная информация дается детям в доступной форме; занятия проводятся в  специально оборудованном кабинете с нанесённой в нём разметки нерегулируемого пешеходного перехода.

Для систематической и целенаправленной работы выбраны следующие формы организации обучения: беседа, викторина, конкурс, игра, экскурсия, соревнование, практическая работа, наблюдение, просмотр видеофильмов, эстафета.

Во время проведения занятий используются разнообразные методы обучения: вербальный, наглядный, объяснительно-иллюстрационный, практический, репродуктивный, проблемного изложения, направленного мышления, метод рисования. Без наблюдения за движением и без его анализа невозможно правильно оценить и распознать опасные ситуации. Именно поэтому во время занятия используются наглядные пособия, рисунки по безопасности дорожного движения, работа на дорожной разметке. Школьнику, чтобы отличить на вид «безопасную ситуацию» от реальной, необходимо увидеть это со стороны. Затем на основе анализа увиденного, дать оценку причинам дорожно-транспортных происшествий.

2.Планируемые результаты

Первый уровень результатов – приобретение ребенком социальных знаний о культурном и безопасном поведении на дороге, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к необходимости соблюдения правил дорожного движения, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне группы, класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение детьми опыта самостоятельного общественного действия, в том числе, передача полученных знаний более младшим ребятам, родителям и другим участникам дорожного движения, участие в коллективных проектах, акциях и т.п. мероприятиях. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Осознанное правильное поведение детей на дорогах снижает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Предметные результаты

Должны знать:

правила поведения пешеходов на тротуаре при движении в группе,

особенности движения пешеходов и водителей в различное время суток, места, где можно ездить на самокатных средствах,

правила поведения в маршрутном транс­порте, на остановках, при посадке в транспорт и выходе из него,

опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемых и нерегулируемых перекрестках,

опасности на дороге при движении из дома в школу, магазин и т.п..

Должны уметь:

пользоваться общественным транспортом,

правильно оценивать дорожную обстанов­ку в месте перехода и безопасно переходить до­рогу.

Метапредметные результаты

Универсальные учебные действия

Регулятивные:

оценивать и осознавать то, что уже усвоено при обыгрывании дорожных ситуаций на разметке (в школе, в кабинете, на макете и т.п.) и при выходе на улицу.

Познавательные:

строить речевое высказывание в устной и письменной форме,

извлекать необходимую информацию из материалов ГИБДД и других информационных источников.

Коммуникативные:

задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные результаты

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

 

3.Формы контроля

В конце каждого учебного года проходит отслеживание результатов образовательного процесса с помощью моделирования ситуаций на разметке, опросов учащихся, с помощью вовлечения их в игры, практические занятия, соревнования, викторины, конкурсы и т.д.

Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Входной контроль применяется для диагностики имеющихся знаний, умений учащихся. Формы контроля: беседы с учащимися, наблюдения за учащимися, активное участие в игровой деятельности.

Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы контроля: беседы с учащимися, наблюдения за учащимися, активное участие в игровой деятельности и моделировании ситуаций, участие в конкурсах, викторинах, выставках, соревнованиях и выступлениях, а также вовлеченность в создание информационных и презентационных материалов по изучаемым темам.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Формы контроля

Дата

теория

практика

всего

План.

Факт.

1

Вводный урок

1

1

Беседа

Игра «Дорожное лото»

2,3

Правила поведения учащихся на улице и дороге.

1

1

2

Игра «Дорожное лото»

Викторина

4,5  

Остановочный путь и скорость движения.

1

1

2

Беседа с презентацией

Игра

6,7  

Пешеходные переходы.

1

1

2

Игра

8,9

Нерегулируемые перекрестки.

1

1

2

Игра

10,11 

Регулируемые перекрестки. Светофор.

1

1

2

Игра

12,13 

Регулировщик и его сигналы.

1

1

2

Игра

14,15   

Где еще можно переходить дорогу.

1

1

2

Наблюдение. Игра

16,17 

Поездка на автобусе и троллейбусе.

1

1

2

Беседа

Игра

18,19

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

1

1

2

Беседа

Игра

20,21

Дорожные знаки и дорожная разметка.

1

1

2

Наблюдение, конкурс

22,23

Где можно и где нельзя играть.

1

1

2

Конкурс

24,25

Первая медицинская помощь при травмах.

1

1

2

Наблюдение

26,27

Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах.

1

1

2

Конкурс

28,29

Ты – велосипедист.

1

1

2

Игра

30,31

Поездка за город.

1

1

2

Беседа. Наблюдение

32,33

Улица глазами водителей.

1

1

2

Игра

34

Итоговое занятие.

1

1

Задание, игра

Итого:

34

4.Содержание программы

Тема 1-2.  Правила поведения учащихся на улице и дороге.

Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару.

Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре.

Как правильно вести себя на улице и при переходе проезжей части с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми.

Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.

Перекрестки и их виды.

Рассказ об улице и ее составных частях: проезжая часть, тротуар; их значение.

Рассказ о дороге и ее составных частях: проезжая часть, обочина, кювет.

Пешеходная и велосипедная дорожки.

Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте.

Тема 3.  Остановочный путь и скорость движения.

Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь.

Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток.

Тема 4.  Пешеходные переходы.

Правила перехода проезжей части с двусторонним и односторонним движением.

Опасные ситуации при переходе проезжей части.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

Тема 5. Нерегулируемые перекрестки.

Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.

Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке.

Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

Тема 6.  Регулируемые перекрестки. Светофор.

Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров.

Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке.

Из истории светофора.

Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток.

Тема 7. Регулировщик и его сигналы.

Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам.

Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией.

Инспектор дорожной полиции, его работа.                      

Тема 8.  Где еще можно переходить дорогу.

Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

Опасные ситуации, возникающие при таком переходе.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми при таких переходах проезжей части (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

Тема 9.  Поездка в автобусе и троллейбусе.

Обязанности пассажиров.

Правила пользования автобусом и троллейбусом.

Правила перехода улицы (дороги) при движении на остановку и после выхода из общественного транспортного средства (автобуса, трамвая или троллейбуса).

Автобусные и троллейбусные остановки в микрорайоне школы.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

Тема 10.  Поездка на трамвае и других видах транспорта.

Правила перехода проезжей части при движении на остановку и после выхода из трамвая.

Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузовиком.

Тема 11.  Дорожные знаки и дорожная разметка.

Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей.

Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички.

Дорожная разметка, ее назначение и виды.

Тема 12.  Где можно и где нельзя играть.

Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом.

Опасность игр вблизи железнодорожных путей.

Где можно играть в микрорайоне школы и дома.

Тема 13. Первая медицинская помощь при травмах.

Виды травм: переломы, ушибы, раны, ссадины, ожоги и т.д.

Виды кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное.

Тема 14.Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах.

Практическое занятие по наложению давящей повязки и жгута-закрутки.

Практическое занятие по наложению косыночной, круговой и пращевидной повязок.

Тема 15. Ты – велосипедист.

Игры и соревнования на велосипедах с элементами велофигур.

Тема 16.  Поездка за город.

Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог.

Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми за городом (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

Тема 17.  Улица глазами водителей.

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП).

Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов:

- переход проезжей части в неустановленном месте, перед близко движущимся  транспортом, на запрещающий сигнал светофора;

- неожиданный выход на проезжую часть из-за препятствия (автобуса,  автомобиля, кустов);

-  езда по проезжей части детей, не достигших 14-летнего возраста, на велосипеде;

-  игра вблизи или на проезжей части.

Тема 18.  Итоговое занятие.

Игра-соревнование по Правилам дорожного движения.

Подведение итогов. Награждение лучших учащихся.

Поиск

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.