logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Программное содержание:

Активизировать нравственно - мыслительную аналитическую работу ума ребенка (самопознание, самовоспитание собственной личности).

Учить распространять предложения, подбирать рифмы.

Познакомить с лимериками.

Развивать словотворчество детей.

Продолжать учить разгадывать загадки;

Совершенствование речи в форме диалога.

Закрепление с детьми литературных жанров

Упражнять детей в составлении рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Закреплять умения логически строить свои высказывания

Активизация словаря: лимерики - смешные стишки, рифмы, редактор, наборщик, печатник, соавтор, небылицы.

Материал: макет города, человечки с разными жанрами литературы, предметные картинки, макет журнала, незаконченные стихи, фломастер, бусы и картинки с рифмами, схема лимериков, набор карандашей.

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Давайте познакомимся».

Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня к нам пришло. Давайте мы со всеми поздороваемся (все дети громко говорят: «Всем, всем, доброе утро!»). А, вы знаете что надо делать когда в гости приходят незнакомые люди? Давайте мы с вами представимся нашим гостям, но не просто скажем свое имя, а стихами. Вот послушайте, как это сделаю я:
я поэт зовусь я Жанна от меня вам 2 банана.
(Представление детей. Например: Я поэт, зовусь Аленка – от меня вам всем пеленка и т.д.)
Проблемный вопрос «Кто живет в городе Небылиц?»

Ребята, вы знаете, что такое небылицы? Это смешные рассказы, то чего не бывает.Как вы думаете, для чего придумывают небылицы? А, если бы мы с вами попалив город Небылиц, то каких бы мы встретили там жителей? (веселых, смешных). А каких людей в этом городе не может быть? (грустных, печальных, понурых). 
Вот здесь на столе у меня стоят человечки. Давайте мы с вами прочитаем, что написано у них на платьях и подумаем, живут ли эти человечки в городе Небылиц?

2. Учитель предлагает каждому ребенку зачитать отрывок рассказов, стихов, сказок, небылиц. Дети расселяют город.

3. Дидактическая игра «Подбери рифму».

Я недавно была в гостях в этом городе и его жители научили меня играть в очень интересную игру. Хотите я вас научу в нее играть? (детям раздаются предметные картинки. Учитель  задает вопросы детям, а ребенок отвечает то, что нарисовано на карточке подбирая рифму к нарисованному предмету).

4. Упражнение «Составь лимерик».

А давайте и мы с вами подарим жителям города Небылиц игру? Мы научим их составлять лимерики. Вы знаете что такое лимерики? Ли́мерик — форма короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы. Название происходит от ирландского города Лимерик, однако связь между городом и стихотворениями, которые стали называть так с 1896 года, точно не известна. Традиционно лимерик имеет пять строчек, построенных по схеме AABBA, причём в каноническом виде конец последней строки повторяет конец первой. Сюжетно лимерик строится примерно так: в первой строке говорится, кто и откуда, во второй — что сделал, а далее — что из этого вышло. Наиболее известным автором английских лимериков считается Эдвард Лир, в России его стихи известны в переводах Григория Кружкова, Марка Фрейдкина, Евгения Клюева, Сергея Таска и др. В лимериках обычно описывается некое происшествие, случившееся с кем-то где-то. Обязательным условием при этом является комизм происходящего, причем юмор обычно понимается в английском стиле, некая чудаковатость, парадоксальность, ирония - все это весьма ценится.
В традиционных, классических лимериках в первой же строке определяется герой (джентльмен, старик, леди и т.д.), обычно характеризуемый словами "некий", "юный", "пожилой" и т.п., и задается место его нахождения (первоначально это было какое-то место в Англии, Шотландии, Ирландии, но впоследствии география лимериков расширилась, так что ныне вполне допустимы, скажем, Москва, Айова или Австралия).

Один старичок из Тобаго
Ел только овсянку и саго.
К врачу он попал,
А он закричал:
«Баранину ешь, доходяга!» 
(Перевод И. Родина)

В настоящее время жанр лимерика активно предлагается на сайтах интернета в качестве игровой литературной формы для группового и индивидуального развлечения и оттачивания литературного мастерства и собственного остроумия. На отечественной почве помимо коррекции в связи с особенностями русского языка (более длинные строчки), лимерик имеет тенденцию смешиваться с популярным в России черным юмором. Таким образом, в современных «лабораториях слова» продолжают вестись эксперименты по скрещиванию разновидностей лимириков, имеющих разное историческое и национальное происхождение, и рождению новых синтетических форм юмористической поэзии.
Дети разбирают конверты со схемами и рассказывают свои лимерики гостям.

5. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
К нам принесли стихи, но они незакончены. Сейчас я вам их прочитаю и брошу мяч. Тот кто поймает должен досказать слово в рифму.

6. Дидактическая игра «Составь рифмы - бусы»

Жители города Небылиц предлагают вам поучаствовать в выпуске следующего номера поэтическогоо журнала. Давайте мы с вами сами тоже придумаем стихи в этот журнал. Но помните, что журнал для города Небылиц, поэтому стихи должны быть смешными. Нам помогут в этом волшебные бусы.

7. Домашнее задание:
Нарисуйте иллюстрации к вашим рифмам для журнала.

8. Обобщение и рефлексия.
Что нового вы узнали сегодня?
С каким настроением вы покидаете урок?

 

Поиск

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.