logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цели:

активизировать и развивать интерес к изучению русского языка;

воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

Участники: сборные команды от каждой параллели начальных классов.

Оформление зала: мультимедийный видеопроектор; 4 мольберта с прикреплёнными сверху названиями команд; скамейки, стилизованные под вагоны; изображение паровозика. На входных дверях надпись: Вокзал.

Ход мероприятия

Перед началом проводится мини-линейка.

Линейка.

Учитель: Сегодня последний день нашей недели русского языка. В течение этой недели вы повторяли ранее изученные сведения о русском языке, узнавали новое. Эти знания пригодятся вам сегодня во время занимательного путешествия, которое предлагает совершить Запятайкин.

Запятайкин: Сейчас мы отправимся в страну Акитаммарг, чтобы открыть одну из её тайн. Но принять участие в путешествии смогут только те команды, которые приобретут билеты на поезд. А для этого каждая команда при входе в вокзал должна будет рассказать мне одно из правил русского языка. Моим помощником в этом путешествии согласилась быть учитель вашей школы – Любовь Александровна. Итак, до встречи на вокзале.

(В зале звучит музыка. Команды по очереди спускаются вниз, «приобретают» у Запятайкина в обмен на рассказанное правило «билеты» с напечатанными на них разными знаками препинания (. , ? ! ). Команды занимают свои места на скамейках. На экране – 1 слайд с названием мероприятия.)

Запятайкин: Попрошу команды представиться друг другу. (команды встают, говорят своё название и девиз)

"Глаголики":

"Глаголить" – значит говорить.

По-русски говорить умеем,

По-русски пишем без труда.

Мы русским языком владеем!

«Словарики»:

"Нет ошибкам!" – наш девиз,

Мы грамотны – и это лучший приз!

«Орфограммы»:

Русский язык для нас не загадка,

Не будем играть с ошибками в прятки.

Мы правила знаем и их выполняем!

«Морфемы»:

Мы, морфемы, – лучше всех!

Впереди нас ждёт успех!

Запятайкин: Итак, команды готовы к путешествию. Давайте познакомимся с маршрутом нашего поезда.

(карта страны Акитаммарг с обозначенным маршрутом путешествия)

Запятайкин: Для того, чтобы достичь цели нашего путешествия и открыть тайну страны Акитаммарг, вы должны будете, передвигаясь от станции к станции, показать своё знание русского языка. Команды будут выполнять различные задания.

За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть фразы. Из них в конце путешествия вы все вместе составите общий текст и узнаете одну из тайн страны Акитаммарг. Также вы можете заработать жетоны-буквы, помогая друг другу разгадывать тайну.Итак, в путь!

(Звучит гудок паровоза и слышится стук колёс).

Запятайкин: Так как первая станция, к которой мы направляемся, называется Фонетика, то и задания будут связаны с этим разделом русского языка. Но что это? Посмотрите! Нам пришло письмо!

(изображение птицы с письмом в клюве, а затем текст письма).

Запятайкин: Давайте прочитаем, что там написано. (вместе с детьми читает текст письма) Ну что, поможем буквам?

Запятайкин:Для спасения букв приглашаются дети, у которых на билетах есть знак точки.

(Участники занимают места у мольбертов.)

(лабиринт.)

Итак, вы видите на лабиринте кружки с буквами. К этим буквам ведут дорожки со словами. Вам необходимо пройти только по тем дорожкам, на которых написаны слова с буквами Я, Е, Ё, Ю, обозначающими 2 звука – Й и гласный звук. Те буквы в кружках, которые вы встретите на пути, записывайте внизу листа. Так вы узнаете слово, которое может спасти пленниц. Будьте внимательны, путь – сложный. Команде «Фонемы» такое задание пока не под силу, поэтому они выполнят задание, которое поможет проверить правильность выполнения задания участниками остальных команд.

Остальные участники команд тоже смогут подумать над этим заданием, чтобы суметь помочь вам, если потребуется помощь.

На выполнение этого задания отводится 1 минута. Вам всё понятно? Тогда время пошло.

(В течение 1 минуты звучит музыка, затем – удар гонга.)

(Запятайкин проверяет выполнение заданий и выдаёт детям их части текста. После получения командами их частей фразы эти части показываются на экране.)

Запятайкин: Итак, какое же слово вы должны были отгадать, чтобы освободить буквы? Давайте все вместе посмотрим. Верно, это слово – ЗНАНИЕ.

Запятайкин: Теперь буквы свободны. Смотрите!

(изображение птицы с письмом: СПАСИБО!)

Запятайкин: Вы не только спасли буквы. Но и получили первые части текста. Вот они на экране.

(части текста.)

А теперь посмотрим на карту. За этими приключениями и не заметили, как добрались до станции Фонетика.

8слайд – с изображением карты и отмеченным на ней путём, который проделал наш поезд.)

Запятайкин: Нас пришли поприветствовать жители этой станции Что же они нам скажут?

(выступление команды 1 класса)

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться:

Могут они оказаться в сильной и слабой позиции.

Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим мы эти проблемы.

Запятайкин: отправляемся дальше в путь – к станции Лексика.

(Звучит гудок паровоза, стук колёс поезда.)

Я приглашаю детей, у которых на билетах стоит ! Посмотрите на ваши задания. Вам всё понятно? Тогда время пошло!

(В течение 1 минуты звучит музыка, затем – удар гонга.)

(В это время учитель проводит конкурсы с остальными участниками. Запятайкин проверяет выполненные задания, выдаёт следующую часть фразы командам)

Команды успешно справились с заданием и получили следующие части фразы.

(9 слайд – части фразы.)

Запятайкин: И вот она – станция «Лексика».

(карта.)

Во время короткой остановки команда «Словарики» покажет нам сценку «Знаки препинания».

Ученик:

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал чудак –

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

Восклицательный знак:

Ура! Долой! Караул! Разбой!

Ученик:

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы:

Вопросительный знак:

Кто? Кого? Откуда? Как?

Ученик:

Явились запятые, девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Заявили запятые:

Запятые:

Мы – особы занятые.

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Точка с запятой:

Если нет над вами точки,

Запятая – знак пустой! –

Ученик:

Отозвалась с той же строчки

Тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая, закричало:

Двоеточие:

– Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой.

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу –

За порядком я слежу.

Многоточие:

Нет!

Ученик:

Сказало многоточие,

Еле глазками ворочая, –

Многоточие:

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать.

Ставят многоточие…

Ученик:

Вопросительный знак удивился:

Вопросительный знак:

То есть как?

Ученик:

Восклицательный знак возмутился:

Восклицательный знак:

То есть как!

Точка:

Так.

Ученик:

– Сказала точка,

Точка-одиночка.

Точка:

Мной кончается рассказ.

Значит я важнее вас.

Запятайкин: Нас ждут станции Орфография и Морфология. А ведь вы знаете песню про эти разделы науки о языке. Давайте споём её, чтобы веселее было путешествовать.

(Исполнение песни «Что такое орфография».)

Отдохнули? Тогда отправляемся дальше – к станции Орфография.

(Звучит гудок паровоза, стук колёс поезда.)

Приглашаю участников с ? на билетах. Посмотрите на ваши задания. Вам всё понятно? Тогда время пошло!

(В течение 1 минуты звучит музыка, затем – удар гонга.)

(В это время учитель проводит конкурсы с другими участниками. Запятайкин проверяет выполненные задания, выдаёт следующую часть фразы командам.

Запятайкин: Вот уже по 3 части фразы собрали наши команды.

(части фразы ).

А наш поезд добрался до станции Орфография. ( карта.)

Во время короткой стоянки поезда нам покажет свой номер команда «Морфемы».

Части слова.

ПРИСТАВКА:

Я пристаю не к берегу, а к корню –

Не чаю в нём души.

Я весела, сметлива и проворна –

Ты так и запиши!

Всегда стою я впереди и помню:

За мною – всем стоять.

Всех оставляю позади, и даже корень –

Об этом нужно знать!

Прибавили приставку – и готово:

Есть в мире слово новое!

Прибавили ещё одну и снова

Родится слово. Здорово!

КОРЕНЬ:

Не всегда кто впереди – тот главный.

Без приставки можно жить – и славно!

А смотреть ребятам нужно – в корень!

Главный смысл – в нём, и мы поспорим:

В слове нет морфем важнее корня,

И неплохо бы об этом помнить!

СУФФИКС:

В корне – смысл, но не весь,

Главный, но не полный.

Потому приставка есть –

Смысл она дополнит.

Рад я в этом ей помочь,

После корня встать не прочь!

Ну и что ж, что после корня –

Всё равно я всех проворней!

Слову отдаю, друзья, всё своё значение,

Но всегда имею я собственное мнение!

ОКОНЧАНИЕ:

Кто сказал, что конец всему делу венец,

Тот, конечно, любил окончание.

Но стою неизменно на грани я,

Я вот-вот упаду! До свидания!..

ОСТАЛЬНЫЕ:

Подожди, подожди, окончание!

Ты за нас ухватись,

Только крепче держись!

Не хотим никакого прощания!

ОКОНЧАНИЕ:

Если я удержусь,

То за дело возьмусь:

Покажу я вам разные лица,

Числа и падежи…

ОСТАЛЬНЫЕ:

Покажи, покажи!

Как в тебе столько знаний хранится?!

ОКОНЧАНИЕ:

И на род укажу,

И про время скажу,

И слова все свяжу, хоть и временно.

Ведь недаром всю жизнь

Беззаветно служу

Я родному морфемному племени!

Запятайкин: И снова гудок зовёт в путь, к станции Морфология. (Звучит гудок паровоза, стук колёс поезда.)

Приглашаются участники команд, на билетах которых изображены мои подчинённые – запятые. Посмотрите на ваши задания. Вам всё понятно? Тогда время пошло!

(В течение 1 минуты звучит музыка, затем – удар гонга.)

(В это время учитель проводит конкурсы с другими участниками. Запятайкин проверяет выполненные задания, выдаёт следующую часть фразы командам. Части фразы.)

Запятайкин: Вот и ещё один отрезок пути остался позади. (карта.)

Мы – на станции Морфология. Впереди – самая трудная и важная часть пути. А сейчас последняя передышка – посмотрим номер, подготовленный командой «Глаголики».

Басня.

Ворона как-то раз словарик отыскала,

а языка она совсем не знала.

Но захотела научиться говорить,

читать, писать. Других всех разуму учить.

Крутила книгу так и сяк, искала примененья.

Но для того, чтобы прочесть, ведь надобны уменья.

Лисица к кумушке на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит.

И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, ну как же ты глупа».

Ведь грамотен не тот, кто книжечку листает, а тот,

Кто знания из книги добывает.

Запятайкин: А теперь в путь. Ведь цель уже близка.

(Звучит гудок паровоза, стук колёс поезда.)

Каждая команда собрала по 4 части фразы, из которых нужно сложить фразу, расположив части в правильном порядке. Для этого приглашаются члены команд, на билетах которых стоит буква Ф – финал. Вам даётся 1 минута, для того, чтобы сложить фразу из 4 частей. Вам всё понятно? Тогда время пошло!

(В течение 1 минуты звучит музыка, затем – удар гонга.)

(Команды собирают фразы. Запятайкин проверяет выполнение задания и если фраза собрана верно, то обменивает отдельные куски на лист с напечатанной фразой.)

А теперь встаньте со своими фразами по порядку: 1, 2, 3, 4 класс.

Давайте прочитаем, что у нас получилось.

(Запятайкин читает вслух фразу.)

Ну что же. Мы с вами составили фразу и добрались до конца путешествия.

( карта.)

И сейчас мы сможем узнать – верно ли мы составили фразу.

(ворона и тайна.)

Запятайкин: Итак, цель нашего путешествия достигнута. Вы смогли с помощью своих знаний открыть одну из тайн страны Акитаммарг. Но вы можете открыть ещё одну тайну этой волшебной страны – узнать, почему она так называется.

(Акитаммарг.)

Посмотрите внимательно на это слово.

Кто-нибудь уже догадался? Верно, название этой страны образовалось от обратного прочтения слова ГРАММАТИКА. Это – Страна ГРАММАТИКИ русского языка. Но на этом тайны волшебной страны не кончаются, как не кончается и ваше путешествие по этой стране. В нашем путешествии нет проигравших, все – победители. Потому что те, кто изучает свой родной язык – обогащают свою речь, свою культуру, а значит – культуру своего народа, своей страны. Поэтому сегодня каждая команда получает «Свидетельство на право дальнейшего изучения тайн русского языка» и жетоны.

(Вручение грамот и жетонов командам под звук фанфар.)

Ваше путешествие не окончено, оно будет продолжаться столько, сколько вы будете изучать русский язык. Так давайте исполним песню об этом путешествии .

(Дети исполняют песню на мотив песни «Голубой вагон»)

 

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.