logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цели:

Предметные:

Актуализация знаний о единицах русского языка через ранее полученные знания учащихся о слове, словосочетании, предложении;

Создать условия для наблюдения за особенностями связи имен существительных и имен прилагательных.

Метапредметные: формировать умения ставить познавательные цели, искать и выделять нужную информацию.

Личностные: развивать самоопределение (мотивацию учения), коммуникативные универсальные действия (контроль, оценка действий, коррекция поведения); творческое мышление, устную и письменную речь, учить видеть красоту русского языка, умения правильно и точно использовать в речи существительные и прилагательные.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за товарищей, умения подчиняться правилам сотрудничества в работе, самоорганизации, взаимопомощи, любовь к Родине, родному краю, бережное отношение к природе.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Оборудование: рисунок солнышка со съемными лучиками, листики с буквами, карточки с текстом, рисунки с фразеологическими оборотами, запись мелодии П.И.Чайковского "Осенняя песня”, презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

В школьных коридорах прозвенел звонок
И пора настала нам начать урок.
Мы отбросим прочь веселье, примем
Мы серьезный вид,
И отправимся учиться, это нам не повредит.
Вновь достанем мы тетрадки,
Лег на край стола дневник.
Наши знанья и уменья всем покажем в тот же миг.

Мы с вами снова будем открывать тайны русского языка. Вы готовы?

Наш урок я хочу начать с мелодии П.И.Чайковского "Осенняя песня” (Фонограмма 1)

- Какие чувства и мысли вызвала у вас эта мелодия?

- Ребята, а как вы думаете, почему чувства грусти и печали? Солнышко светит не так уже ярко как летом. У нас в классе тоже появилось солнышко. Только лучики у него не такие длинные. А, чтобы продлить жизнь лучикам, я предлагаю разгадать загадки. 

1. Загадки.

1.

Ночи темные, дни холодные
Листья пожелтели, птицы улетели,
Мелкий затяжной дождь поливает
Как это время народ называет? (Осень)

2.

Не снег, и не лед, а серебром 
Деревья уберет. (Иней)

3. Это явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. (Листопад)

4.

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)

5. Понижение температуры осенью. (Похолодание)

6. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)

(Учащиеся отгадывают загадки, ответы-лучики прикрепляют к солнышку, получается солнышко с красивыми лучиками)

Получилось настоящее осеннее солнышко. А что написано на каждом лучике? (Слова)

- А что можно составить при помощи слов? (Словосочетания и предложения)

- А какова наша тема урока? Составьте словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного, используя эти слова.

- А почему у ваших прилагательных именно такие окончания?

- Как называется такой тип связи? Кто командует прилагательным?

- А какая цель нашего урока?

Солнышко светит ярко. Погода замечательная, поэтому предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в осенний лес. А чтобы наше путешествие прошло удачно, нужно работать дружно.

Давайте повторим правила сотрудничества: ТДВО 

Т – терпеливость

Д – доброжелательность

В – Вежливость

О – общий результат зависит от моей работы

2. Исправь ошибку. 

Мы заходим в осенний лес и видим множество тропинок. На этих тропинках написаны словосочетания, но лесные звери что-то здесь напутали. Ребята, посмотрите, может вы что-то заметили и исправите ошибки!

На доске текст:

Наступила золотое осень. Стоит отличный погода. На пруду в воде плавают осенняя листья.

- В чем ошибка? Выпишите словосочетания, в котором допущена ошибка. Какое значение этого словосочетания? (признак предмета).

- В каком падеже стоит существительное?

- В форме какого падежа стоит прилагательное? ВЫВОД. ЦЕЛЬ УРОКА.

РОД, ЧИСЛО ПАДЕЖ = СОГЛАСОВАНИЕ

3. Игра "Какое прилагательное?”

Вокруг нас много замечательных деревьев. Но почему-то за деревьями спрятались основы прилагательных. Давайте найдем их!

До ....ого дерева

по ...ому берегу

К ...ему дождю

над ...им озером

В ...ой корзине

с ....ым облаком

Задание: определить род, число и падеж словосочетания.

4. Орфографическая минутка.

Подул ветер, листочки закрыли буквы-орфограммы. Откройте листочки и решите орфографические задачи.

Поздняя осень, кленовый лист, колючий шиповник, желтая березка, перелетная птица, веселый листопад.

1 вариант – м.р. 2 вариант – ж.р.

ФИЗМИНУТКА 

Мы листики осенние

(покачивают руками над головой)

На ветках мы сидим.

 

Дунул ветер – полетели,

(руки в стороны)

Мы летели, мы летели

 

И на землю сели.

(присели)

Ветер снова набежал

 

И листочки все поднял.

(плавное покачивание руками вверху над головой)

Закружились, полетели

 

И на землю снова сели.

(дети садятся по местам)

4. Работа с текстом.

Ветер унес некоторые слова прилагательные далеко на север и оставил текст таким. Прочитайте его. Нравится ли вам он? Как исправить? Кем сейчас поработаем? (редакторами)

(У учащихся на столе карточки с текстом)

Наступает осень. Дни становятся короче, и все реже проглядывает солнце. Деревья все в одеждах.листья медленно опадают и шуршат под ногами, словноковер. На опушке пламенеют гроздья рябины. Птицы готовятся в дорогу.

- Для чего нужны прилагательные? (Речь точная, красивая, выразительная; прил. уточняют признаки сущ.)

5.Упражнение в подборе слов, употребленных в прямом и переносном значениях.

- Птицы иногда тоже произносят словосочетания, но не знают, где оно употреблено в прямом, а где в переносном значении. Помогите им разобраться!

- Прочитайте словосочетания:

1. Теплая погода

кофта

2. Холодный ветер

конфета

3. Сладкая ягода

беседа

 

чай

Речь

разговор

- В каком значении употреблены прилагательные? (в прямом)

К данным словосочетаниям подберите такие сущ., где прил. будут употреблены в переносном значении. Используйте с /с, объясните значение нового словосочетания.

- Замените прил. в словосочетании холодный разговор противоположным по значению. (задушевный, приятный).

6. Когда так говорят?

Лесные жители нашего осеннего леса решили вас спросить: "А когда так говорят?” Они вам приготовили рисунки – загадки. Объясните им значения фразеологических оборотов.

Держать в ежовых рукавицах.

Смотреть как баран на новые ворота.

Смотреть сквозь розовые очки.

Дрожать как осиновый лист.

В час по чайной ложке.

7. Творческая мастерская. 

В благодарность осеннему лесу давайте подарим ему самое красивое предложение из ваших сочинений. (Учащиеся зачитывают по одному предложению)

8. Составление словосочетания об уроке. 

 


9. Рефлексия

10. Д.З. С.49, упр.107, составить 6 словосочетаний об осеннем лесе.

11. Итог урока. 

 

Поиск

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.