logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Цель. Закрепить правописание Ь у глаголов неопределённой формы.

I. Словарная работа

1) Записать глаголы в неопределённой форме, однокоренные данным именам существительным.

Подчеркнуть безударные гласные в корне. Какие глаголы надо запомнить, а какие можно проверить?

Подчеркнуть ь на конце глаголов.

На доске

Запись учащихся

Мечта
барабан 
сочинение 
мороз

Мечтать
барабанить
сочинять
морозить

2).Звукобуквенный разбор.

Меч\та – [мэчта ] – 2сл., 5б., 5зв.

II. Повторение изученного

Составление рассказа о глаголе по схеме (схема на доске).

Глагол

Неопределённая форма

 Прошедшее время

 Настоящее время

Будущее время

что делать? -ТЬ-,
что сделать? -ТЬ-,
-ТИ- суффиксы

род (един. число)
число.
-Л- суффикс

число: ед. и мн.

число: ед. и мн.

 – Привести примеры, подтверждающие, что глаголы изменяются по числам и по временам; в прошедшем времени – по родам.

Ш. Сообщение темы урока

– Будем упражняться в правописании глаголов неопределённой формы.

IV. Тренировочные упражнения:

1) Найти «четвёртый лишний» глагол.

Упр. № 372 – под руководством учителя.

Образецчто делать? – играть, гулять, петь – н.ф. (выделить суффиксы – а--ть--ть-.)

2) Упр. 373 – по памяти.

а) Чтение про себя, а потом вслух.

б) Беседа о лексическом значении глаголов.

(Веять – дуть, обдувать, дуновением; маяться – томиться, мучиться.)

Физкультминутка

в) Повторное чтение, запоминание.

(Во всех этих глаголах перед -ть- пишется суффикс -я-).

г) Письмо по памяти, графически обозначить -я--ть-, http://festival.1september.ru/articles/527760/img1.gif" /> ).

3)Образование неопределённой формы.

Упр. № 374 – комментированная запись.

– Как записали беречь, испечь? (после ч мягкий знак).

Вывод с. 249.

Это орфограмма? Почему?

(Да, т.к. это написание по правилу.)

Звук [ч] мягкий, и мягкий знак в этих словах НЕ указывает на мягкость согласного, не играет роль разделительного, а указывает на неопределённую форму глагола. Это грамматическая роль ь.

– Откуда же взялся ь знак после ч?

(Это наследство древнерусской орфографии.)

– А в глаголах с суффиксами -ть- – ь знак служит для …(обозначения мягкости согласного [т] на письме. Это тоже орфограмма.

V. Работа над правилом

Чтение правила про себя и вслух.

Ответы на вопросы:

У глаголов какой формы после буквы ч пишется ь? (Примеры.)

– Как обозначена орфограмма?

– Какое условие выбора? (наличие шипящего звука и буквы ч).

VI. Первичное закрепление

На доске: уж (сущ.), речь (сущ.), ёж (сущ.), стричь (гл., н.ф., что делать?), печь ( гл., н.ф., что делать?), течь (сущ.), течь (гл., н.ф., что делать?)

– Чем интересны слова течьпечь? (разные части речи; это может быть имя сущ. ж.р., и глагол в н.ф. Они одинаково пишутся и произносятся.)

– Составить предложения, где слово течьпечь было бы сущ.; глаголом.

Образец:

Печник сложил новую печь (сущ.).
Мама будет печь (гл., н.ф.) пироги.
Корабль дал течь (сущ.).
«Вода устала петь, устала течь…(гл., н.ф.)» (Д. Самойлов)

VI. Домашняя работа

Упр. № 376 – самостоятельно.

VII. Итог урока

С какой орфограммой познакомились?

Домашнее задание

Упр. № 3, правило, звукобуквенный разбор «СТРИЧЬ» в тетради.

 

Поиск

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.