logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель: совершенствовать умение писать повествовательное сочинение с элементами описания. 
Задачи: 
- Формировать умение излагать свои мысли по плану. 

- Систематизировать собранный материал. 
- Продолжить формировать навыки самоконтроля, устойчивого внимания. 
- Способствовать пониманию учащихся художественного произведения с помощью других видов искусств (ИЗО, музыки) 
- Работать над развитием речи, творческих способностей. 
- Воспитывать любовь к природе, языку.

Оборудование: 
портреты писателей: А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, В.В. Бианки, С,Я,Маршака, И.С.Соколова-Микитова. 
Репродукции к картинам А.К.Саврасова «Грачи прилетели», И.И.Левитана «Март» 
Диски с записью музыки П.И.Чайковского «Времена года", А.Вивальди «Весна", Ф.Мендельсона «Весенняя песня».

Ход урока

І. Организационный момент
Отгадайте загадку. 
Зеленоглазая, весела, 
девица-красавица. 
Нам в подарок принесла, 
То, что всем понравится: 
Зелень – листья, нам – тепло, 
Волшебство – чтоб все цвело. 
Вслед ей прилетели птицы – 
Песни петь все мастерицы. 
Догадались, кто она? 
Это девица ... (весна) 
(Можно показать творческую работу учащихся. Изображение весны в виде девушки-красавицы)

ІІ. Цель нашего урока – подготовиться к написанию сочинения на тему «Полюбуйся, весна наступает!» 
Определите задачи своей учебной деятельности на уроке. (отыскивать в природе признаки весны, подобрать яркие, образные слова для их описания)

ІІІ. Работа по теме урока. 
Учитель читает отрывок из стихотворения А.А.Фета «Весна» 
Ещё весны душистой нега 
К нам не успела низойти, 
Ещё овраги полны снега, 
Ещё с зарёй гремит телега 
На замороженном пути 
Едва лишь в полдень солнце греет, 
И соловей ещё не смеет 
Запеть в смородинном кусте..., 
Но возрожденья весть живая 
Уже есть... . 
Давайте попробуем отыскать в окружающей нас природе эту "живую весть возрожденья".

IV. Сбор фактического материала
За неделю до урока из числа учащихся класса формируются группы: каждая получает задание. 
1.Журналисты-натуралисты (наблюдают за изменениями в природе) 
2.Чтецы (готовят стихи о весне) 
3.Искусствоведы (собирают материал о полотнах А.К.Саврасова «Грачи прилетели», И.И.Левитана «Март») 
Учитель. 

Началась чудная пора, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полностью, молодой, торопливою жизнью, когда всё переходит в волнение, движение, звук, цвет, запах. 
В течении недели ваши одноклассники наблюдали за родной природой и подметили вот что...


Выступление «журналистов-натуралистов» 
1.Приметы весны. 
Рано затает – долго не растает. 
Длинные сосульки – к долгой весне. 
В марте облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде. 
Если в марте вода не течёт, в апреле трава не растёт. 
17 марта – в народе именуется, как Герасим-грачевик. Грач зиму расклевал.

2.Пословицы и поговорки. 
Прилетел кулик из заморья – принёс весну из неволья. 
Вешний день целый год кормит.

3.В народе считают, что в природе бывает три весны: 
Весна света – март (дни становятся длиннее, небо светлее) 
Весна вода – апрель (в апреле начинается таяния льдов, разлив рек, наводнения). 
Весна травы и цветов – май. (в мае цветут сады, распускаются листья на деревьях)

4.Этимология слова Март 
Когда-то это был первый месяц года и римляне назвали его в честь Марса. Этот грозный бог был покровителем воинов в боях и походах, приносил им победы. А если не было войн, люди все свои силы направляли на поля, пахали и сеяли. А в кузнях ковали из грозных мечей плуги. 
Дети дополняют 
5.- Весна в этом году прилетела к нам на солнечных крыльях. 
С крыш сосульки растут. 
Солнце всё ярче светит. 
Деревья очнулись от зимнего сна. 
Весенний воздух пахнет свежестью 
Снег потускнел, порыхлел.

Как люди определяют какой будет весна? 
Выступление чтецов 
1.Зачитываютс отрывки из произведений: 
В.В.Бианки «Синичкин календарь» (первые признаки весны) 
Г.Скребицкий «Четыре художника» 
И.С.Соколов-Микитов «Как весна на Север пришла» 
А.С.Пушкин «Птичка»

Как приметы наступающей весны увидели писатели в окружающей природе?

2.Музыкально-поэтическая композиция. Дети под музыку А.Вивальди «Весна» читают стихи. 
Упал сосулькой март к ногам, 
И потекли ручьи по склонам 
Навстречу солнцу и ветрам 
С неумолкающим трезвоном. 
Зимние дни миновали 
Ночи короткими стали 
Солнышко с неба ясней 
Луч золотой разливает. 
Чиста небесная лазурь, 
Теплей и ярче солнце стало, 
Пора метелей злых и бурь 
Опять надолго миновала. 
Природа проснулась, все радостно дышит 
Становятся дни все длинней и длинней. 
И солнце гуляет по небу все выше ивыше 
И веет теплом от оживших полей.

Какая специально подобранная лексика помогает поэтам передать свое настроение? 
Что объединяет отрывки из произведений и стихи? (радость от наступления весны)

Учитель: 
Художники на своих полотнах писали красками весну, и мы сейчас совершим «Экскурсию в картинную галерею». 
Выступление группы «Искусствоведов» 
Более 100 лет назад Алексей Кондратьевич Саврасов написал свою знаменитую картину «Грачи прилетели» 
«Грачи прилетели» – совсем не эффектная работа. Казалось бы, что может быть прекрасного в обычных, ничем не примечательных деревенских задворках с сугробами снега у заборов и тонкими, кривыми, как бы случайно выросшими здесь березками? 
Но Саврасов совершил чудо: он открыл людям глаза на удивительную красоту и поэзию того, что считалось некрасивым. 
В картине И.И.Левитана тоже нет ничего особенного: деревенский дом, у крыльца – лошадка, неподалеку темнеет лес. Но художник с особой любовью показал красоту пробуждающейся природы. Навстречу теплу и солнцу распушились маковки березы. Подтаявший снег медленно сползает с крыш – вот-вот упадет. Солнечным лучам ничто не мешает согревать землю. Поэтому золотистыми, словно, мед, стали стены домов, и длинные голубые тени легли на рыхлый снег.

Какой увидели весну художники? (ранней) 
Какие признаки указывают на то, что власть «зимы» не кончилась? 
(в тени деревьев еще лежат сугробы, в скворечнике еще пусто, нет листвы на деревьях)

V. Релаксация. Прослушивание музыкального произведения 
Ф.Мендельсона «Весенняя песня».

Какие картины рисовало ваше воображение под музыку?

VІ. Творческая работа. 
1.Сегодня мы наблюдали и слушали, как великие мастера своего дела, поэты и писатели через художественное слово, композиторы через звуки, художники через краски изобразили пробуждение природы в своих творениях, тем самым подчеркивая красоту природы и призывая любить родную землю.

Я предлагаю поработать на опорных листах. 
У каждого на листе в столбик написаны весенние слова –существительные. Слева вы допишите слова – признаки, справа слова – 
дейсвия. По желанию можно добавять свои слова. 

Слова – признаки

Что?
Слова – действия

радостная
весна

солнце
пригрело

голубое
небо

говорливые
ручейки
журчат

звонкая
капель

природа
пробуждается

золотой
луч
коснулся

свежий, легкий
ветерок
дует

солнечный
зайчик
бегает

серый, грязный
снег

темные, «голые»
деревья

запах
разносится

перелетные
птицы

дети
радуются 

Дети зачитывают словосочетания. Можно составить предложение (устно)

2.Итак, к нам на легких крыльях ветерка прлетела красавица-весна.

Какие ощущения у вас связаны с этим словом, напишите. 
свет 
волнение счастье

радость тепло


солнце настроение

Какие ассоциации возникают у вас при слове «март?

темные проталины

рыхлый, серый снег грачи вестники весны

звонкая капель 

3.На протяжении недели вы собирали материал для написания сочинения «Полюбуйся, весна наступает!» 
Я предлагаю вам следующий план. 
1.Полюбуйся, весна наступает! 
2.Пробуждение природы. 
3.Весна чудесное время года.

Дети записывают план в тетрадь и опираясь на собранный материал обговаривают каждый пункт плана. 
Далее следует орфографическая подготовка.

VІІ. Самостоятельная работа. 
VІІІ. Итог. Чтение детьми вслух сочинения. 
ІХ. Рефлексия. 
Если вам понравился урок и в душе у вас зажегся весенний лучик, то поднимите изображение улыбающегося человечка (смайлик), а если вам было неинтересно – то грустного.

Материал рассчитан на 2 урока. 
Или можно начать работу в классе, а закончить дома.

 

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.