logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель: На основе повторения и обобщения ранее изученного материала углубить знания учащихся.

Задачи: формирование умения различать части речи по признакам, на основе которых слова объединяются в части речи; 

развивать умение анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал; 

развивать орфографическую зоркость, навык грамотного письма.

Оборудование: лингвистический тренажер, открытки, сигнальные карточки (1,2 спр.)

Ход урока

1. Организационный момент.

Цели. 
Сегодня наш урок пройдет в форме игры «Грамматическое поле чудес» или по-другому это называется — «Лингвистический тренажер». Что такое лингвистика вы знаете. Что это? 
Лингвистика — это наука о языке, основные разделы о русском языке. 
Сегодня на нашем уроке, тема которого «Части речи», вы должны показать чему научились за 4 года обучения, как вы освоили основы «Грамматики» и «Орфографии». С такими понятиями вы уже знакомы. 
Гг,амматика — это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, соединение слов в словосочетания и предложения, изменение слов. 
Орфография — (греч. орфо - правильный, графо — пишу) система правил написания слов. 
- Какие вы знаете части речи? 
(Класс разделили на 4 творческие группы по 8 человек). Перед вами тренажер, он разделен на 4 сектора: 1 сектор — имя существительное 
2 сектор — имя прилагательное 
З сектор — глагол 
4 сектор — местоимение 
II. Первый гейм. 
Представитель 1 творческой группы вращает барабан, стрелка укажет на сектор и номер вопроса этого сектора. Группа отвечает на поставленный вопрос. 
Имя существительное. 
1 Что называется именем существительным? 
2. Три склонения имен существительных? 
3. Как определить падеж имен существительных? 
4. падежи имен существительных? 
5. Как проверить безударные окончания имен существительных? 
Имя прилагательное. 
1. Что называется именем прилагательным? 
2. Род. Изменение имен прилагательных по родам. 
3. Изменение имен прилагательных по числам. 
Глагол. 
1. Что называется глаголом? 
2. Изменение глагола по временам. 
3. Неопределенная форма глагола. 
4. 1 и 2 спряжение глаголов. 
5. Какие глагол относятся ко 2 спряжению (глаголы исключения)? 
К каждому вопросу дается письменное задание для каждого члена этой группы и вся группа выполняет его письменно на листочках (то же 2,3,4 группы). 
После завершения письменные работы передаются жюри. Жюри выставляет оценки. 
Имя существительное. 
1. Напиши существительные в три столбика по родам: 
Осина, скворец, пион, дерево, клен, судно, метро, тень, голова, печка, картофель, гвоздика, окунь, сазан, щука, пальто. 
2. Напиши существительные в три столбика по склонениям: 
Гвоздика, метро, осина, окунь, тень, скворец, воробей, шапка, помощь, заяц, дядя, облако, беседка, степь, самолет. 
3. Спиши. Ставь сущ. в скобках в нужном падеже. Обозначь склонение этих имен существительных. 
Человеку по (работа) воздается честь. Вкусное варенье из (малина, земляника). Что написано (перо), не вырубишь (топор). 
4. Прочитай. Спиши, ставя имена существительные в скобках в нужном падеже. 
Азбука — к (мудрость) ступенька. Живи и учись до (старость). дети играют на (скрипка, гитара, балалайка). 
Обозначь падеж имен существительных, которые ты изменил по падежам. 
5. Измени существительные по вопросам. Напиши словосочетания. Укажи склонение существительных. 
Верить (кому?) (сестра). 
Жить (где?) в (степь). 
Подойти (к чему?) к (вода). 
Вернуться (откуда?) из (поездка). 
Растут (где?) в (теплица). 


Имя прилагательное. 
1. Прочитай. 
В зимнем тумане встает холодн... тускл... солнце. Жители леса попрятались от лют... холода. Холодный ветерок шумит над притихш... лесом. 
Спиши, дописывая окончания. Подчеркни имена прилагательные. 
2. Прочитай. 
Классное собрание, волевой человек, русская речь, хорошее настроение, аккуратный человек, ранняя весна. 
Спиши словосочетания, определи род прилагательных. 
З. Просклоняй прилагательное: 
веселый праздник 
Выдели окончания. 
Местоимения 
1. Прочитай. 
Самое большое Гн.здо у орла. Оно сделано из толстых сучьев. Самое маленькое Гн.здо у королька. Он сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок. 
Спиши, укажи лицо местоимений. 
Глагол. 
1. Прочитай. 
Весной река разлилась и затопила низк... берега. Лишь на высоких местах сохранились маленькие островки. На них и нашли себе спасение зайцы. 
Спиши, подчеркни глаголы. 
2. Напиши глаголы в прошедшем времени ед. числа мужского рода. 
Образец: сеять-сеял. (Слышать, резать, падать, веять, бросить, вешать, начать, кончить, прожить). 
З. Напиши глаголы в неопределенной форме: 
Читал — читать, красил - _________, куплю - ______, брошу - кричу - ________, отдаю - __________, отвечу - ________, везу - 
думаю - ________, строю - ________, учу - _______, еду - 
4. Напиши глаголы в 2 столбика — по спряжениям. Выдели окончания. 
Работает, носит, видит, просить, ловить, ищешь, давить, рубит, дышит, тянут, машут, знаете, бегаешь, считают, играем, плывет. 
6. Проспрягай глаголы: молчать, замолчать. 
III. Второй гейм. 
Каждая группа получает открытку, на которой написано только одно слово. 
Задание: подбери к данному слову как можно больше слов, 
обозначающих именно ту часть речи, которая указана на открытке. 
1 групп — имя сущ. — высокий (дом, человек, графин) 
2 группа — имя прил. — шкаф (большой, новый, высокий) 
З группа — глагол — собака (лает, бегаем, служит, лежит) 
4 группа — перечислить местоимения ед. числа 1,2,3 лица. 
IУ. Третий гейм. 
Проверим ваши знания об имени прилагательном. Работать будете на листах, жюри надо будет оценить ваши работы... 
Просклонять словосочетания. 
1 группа — интересная работа. 
2 группа — интересное дело. 
З группа — интересный человек. 
4 группа — интересная газета. 
У. Четвертый гейм 
Определить спряжение глаголов по сигнальным карточкам. 
Бегаешь, чистим, пишем, верим, думает, светит, прыгаешь, летаешь, знаете, сидите, спешат, шагают, стоишь, ищешь, играем, плывем, считают. 
УI. Пятый гейм. 
Выписать из текста имена существительные в З столбика по склонениям. 
Кот-ворюга. 
Мы не знали, как поймать этого кота. Он воровал каждую ночь и ловко прятался. У кота были рваное ухо и короткий хвост. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану, хлеб. 
Однажды кот попался. Он украл со стола кусок колбасы и полез на березу. Мы стали трясти березу. Кот уронил колбасу. Он смотрел на нее дикими глазами и выл. 
(проверяет задание жюри). 
УII. Подведение итогов жюри. Объявление оценок.

 

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.