logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель: раскрыть роль имен прилагательных в русском языке. 
Закреплять умение задавать к слову вопрос. 
Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление. 

Прививать любовь к русскому языку. 


Ход урока 


1. Организационный момент: психологический настрой 
Сообщение цели урока: сегодня на уроке мы постараемся понять роль имен прилагательных в русском языке. 
2. Оформление записи в тетради – дата, каллиграфическая минутка.

3. Актуализация знаний, умений и навыков (по мере ответов детей учитель закрепляет на доске соответствующую карточку) 
- С какими самостоятельными частями речи мы уже знакомы? 
- Что такое имя существительное? Привести примеры. 
- Какие бывают имена существительные? Привести примеры. 
Игра с мячом «Не ошибись!» (Я называю вопрос и бросаю мяч. Ребенок ловит мяч и называет существительное. Я называю существительное и бросаю мяч. Ребенок ловит мяч и задаёт вопрос). 
- Молодцы! Как изменяются имена существительные? Привести примеры. 
(по числам) А какого рода они бывают? Привести примеры. 
4. Основная часть: работа по теме урока. 
- В начале урока я сказала, что сегодня мы постараемся разобраться с ролью имен прилагательных в русском языке. Как вы думаете, почему тогда вначале мы все вспомнили об имени существительном? (Прилагательных без существительных не бывает!) 
- Давайте это докажем! 
К моим именам прилагательным нужно добавить подходящее по смыслу имя существительное, записать на доске и определить грамматические категории числа и рода: большой, чистый. Но постарайтесь подобрать имена существительные разного числа и разного рода. 
Вывод: прилагательное может быть только с именем существительным. Грамматические категории рода и числа имени прилагательного зависят от имени существительного. 
Мир вокруг нас полон разных предметов. Согласны? Даже в нашем классе одни предметы маленькие, другие большие, одни горячие, другие … 
Какие слова мы сейчас вспоминали? (антонимы). Возьмите карточку с красной точкой. Самостоятельная работа. 
Работа по карточкам: подбери и запиши антоним. Проверка работы. 
Вывод: имена прилагательные помогают сравнивать предметы. 
Физминутка. 
- Мы хорошо отдохнули. Я предлагаю сейчас всем поработать волшебниками. Давайте превратим мои имена существительные в имена прилагательные. Готовы? 
Осень - …, золото -…, ум - …, сахар -…, тепло -…. 
Вывод: имена прилагательные раскрывают качества предмета. 
- Ребята, оказывается, если точно описать предмет с помощью имен прилагательных, то можно его узнать, даже не видя. Попробуем? Сначала устная разминка. Я начинаю: 
Рыжая, хитрая…. 
Мохнатый, косолапый… 
Спелое, круглое, зелёное… 
Кто-нибудь попробует дополнить меня сам? 
А теперь задание посерьезнее: прочитайте на доске мои предложения (открываю текст). Подумайте, о ком здесь говорится? 
В книге нарисовано животное. У него уши. Нос. Он живёт в странах. 
Почему вы не смогли догадаться, о каком животном здесь идёт речь? 
Используя данные имена прилагательные составьте свой текст. 
Огромное 
Широкие 
Длинный 
Жарких. 
Прочитайте. 
О каком животном идёт речь? Теперь узнали о ком речь? 
Вывод: имя прилагательное помогает описать предмет. 
Какая замечательная часть речи. Без нее никак не обойдешься! 
Сейчас проведем игру, которая покажет у кого из вас больший запас имен прилагательных и значит речь более точная, яркая и красивая. Игра «Кто больше» Я называю предмет. Вы говорите его признак. За правильный ответ вручается фишка. Победителем считается тот, кто наберет больше всех фишек. Условия игры понятны? Начали. Мое слово: «снег». 
Победителю – аплодисменты. Составим и запишем предложения со словом «снег». Найдем словосочетания существительное + прилагательное, определим грамматические категории числа и рода. 
Творческая работа. 
-Ребята. Какое время года за окном? 
Выполним творческую работу и докажем, что прилагательные делают нашу речь выразительной, яркой и живописной. 
Перед вами текст. Ознакомьтесь с ним. Прочитаем. Вместо точек вам нужно подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. Опорные слова даны ниже.

Скоро настанет ……………… весна. Кругом ещё лежит …………………………….снег. На реке ………………………………. лёд. Но дни стоят …………………………, ………………. Для ребят настала …………………………..…пора. Можно лепить ……………………. бабу и кататься с ………………….. горки. 
Опорные слова: 
Долгожданная, пушистый, белый, толстый, теплые, солнечные, весёлая, снежную, высокой. 
- Прочитаем тексты, которые у вас получились. Чей текст вам больше понравился, почему? 
Вывод: имена прилагательные делают нашу речь яркой, выразительной. 
5. Дом. задание. 
6. Рефлексия. 
- Какая была тема урока? 
- Какое задание понравилось больше всего, о чём расскажете дома? 
-Кто доволен своей работой? 
7. Оценки.

Учите русский годы кряду, 
С душой, с усердием, с умом, 
Вас ждёт великая награда, 
И та награда в нём самом.

 

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.