logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Значение хорошей книги в жизни человека вели­ко. Она помогает разбираться нам в сложных обстоя­тельствах жизни, учит нас уважать достоинство чело­века и правильней оценивать самих себя, она окрыля­ет ум и сердце чувством любви к Родине, к человеку.

Являясь верным спутником в жизни человека, она учит жить и работать. Особенно велико значение лите­ратуры для детей. В книгах они найдут ответы на мно­гие интересующие их вопросы.

О значении книги для человека писал М. Горький (слова записаны на доске): «Любите книгу - источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить челове­ка, уважать его труд и сердечно любоваться прекрас­ными плодами его непрерывного великолепного тру­да».

Как организовать руководство чтением детей в се­мье, с чего начинать? В первую очередь родителям надо познакомиться с детской литературой. Ориентироваться в детской литературе родителям помогут списки книг для самостоятельного внеклассного чтения, имеющи­еся в программах для начальной школы.

Таким образом, все родители легко могут узнать, что, прежде всего, следует читать их детям, порядок, время и систему внеклассного чтения.

Родителям необходимо всячески содействовать чтению детей, контролировать своевременное прочитывание рекомендованных учителем книг. В связи с этим очень важно заботиться о том, чтобы у детей постоянно имелась литература для чтения. Полезно создавать личную библиотеку школьника, постепенно пополняя ее. Организацию таких библиотечек нужно начинать еще в дошкольный период жизни ребенка. Лучшим подарком для детей является книга.

Со второго полугодия первого класса ребенка следует записать в библиотеку, а затем время от времени заглядывать в нее, беседовать с библиотекарем о системе чтения своего ребенка, просматривать его читательский формуляр, который поможет выяснить картину чтения школьника. Однако важно не только то, что дети читают, но и то, как они читают. Полезно помнить слова великого русского педагога К.Д. Ушинского. Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело». Встречается много школьников, которые требуют «книгу потолще», читают на переменах, часто на уроках, дома за едой и в то время, когда следует готовить уроки. Они «проглатывают» десятки книг. Но когда побесе­дуешь с такими ребятами, то убеждаешься в том, что они очень мало что извлекли, поняли или запомнили из прочитанного. Такое поверхностное чтение нельзя допускать, так как оно не столько полезно, сколько вредно. Ну, а как же отцу или матери научить своих детей читать вдумчиво и внимательно?

Здесь нужно учитывать индивидуальные особенно­сти ученика. В семье следует организовать регулярное чтение вслух, беседовать о книге, как в процессе чте­ния, так и после него, рассматривать и обсуждать ил­люстрации, учить записывать краткое содержание про­читанного.

Во многих семьях такие громкие чтения проводят­ся систематически несколько раз в неделю: по суббо­там, воскресеньям и другим свободным вечерам.

Беседа о прочитанной книге

Вы прочитали книгу. Теперь очень полезно пого­ворить о ней, поделиться впечатлениями, обменяться мнениями. Коллективное обсуждение прочитанного расширяет кругозор и дает больше возможностей для самостоятельной творческой работы мысли. Характер бесед по прочитанному будет различен. С младшими школьниками - это беседа по содержанию. Хорошо будет, если чтение вслух и систематические беседы по прочитанному родители сделают семейной традицией.

Одна мама рассказывает: «Если у нас дома новая интересная книга, сыновья готовят уроки по-деловому, не растягивая. Они знают - вечером будем читать вслух. После чая, когда вся семья в сборе, начинается чтение. Первым читает обычно тот, кто принес книгу, а потом продолжают все по очереди. Часто возникают споры, связанные с содержанием книги. И не всегда сразу можно найти на них ответы. Такие вопросы отклады­ваются до следующего чтения, причем отвечаем на них не только мы с мужем, но и сыновья».

Некоторые родители в своих беседах, там, где это уместно, используют живопись. В настоящее время издаются массовыми тиражами репродукции с картин классиков русской живописи. Рассматривание в семье картины в дополнение к прочитанному, еще более уси­ливает впечатление и расширяет кругозор детей.

Необходимо также поощрять и развивать у детей индивидуальные беседы о прочитанных книгах.

Чтение вслух

Для детей очень полезно, когда проводится систе­матическое чтение вслух, особенно, если кто-нибудь из родителей или других членов семьи может вырази­тельно читать. Такое чтение дает лучше понять содер­жание, понять красоту языка произведения. Дети об­ратят внимание не только на отдельные описания, но и с интересом прослушают описания природы, почув­ствуют ее красоту. В их поле зрения будут и характери­стики действующих лиц.

При самостоятельном же чтении многое может ос­таться незамеченным. Маленькие дети вместе с героя­ми радуются, смеются, плачут, негодуют. Они живут их жизнью. Регулярное чтение развивает речь, увели­чивает кругозор ребенка, является хорошей подготов­кой его к школе. Для чтения надо уметь отбирать по­нятные, интересные и полезные книги. Чтение вслух полезно не только дошкольникам, но и даже подрост­кам 5-7 классов. Слушая выразительное чтение, дети сами начинают читать лучше, приучаются пользовать­ся паузами, овладевают интонацией.

Многие родители придают большое значение вы­разительному чтению, считая, что именно оно пробуж­дает любовь к литературе.

Одна мама рассказывает: «Я много читала своему сыну и наблюдала, что те книги, которые ему читала вслух, он и его друзья с удовольствием потом перечи­тывали самостоятельно». Особенно нужно читать тем детям, которые мало и плохо читают, чтобы улучшить технику их чтения. В чтении вслух могут принимать участие не только свои дети, но их одноклассники, друзья.

Интерес к сказкам

Большое место во внеклассном чтении младших школьников занимают детские сказки. В сказках мно­го поучительного и познавательного материала. Слу­шая и читая их, дети усваивают, что такое добро и что такое зло, что такое хорошо и что такое плохо, они начинают больше любить правду и ненавидеть ложь и зло. Например, первоклассник, прослушав «Сказку о рыбаке и рыбке» A.C. Пушкина сказал: «Старик мне больше понравился, старуха - совсем не понравилась, потому что все время старику не давала покоя». Семи­летняя Ира, после прочтения этой сказки, вся была во власти своего негодования против старухи (ей все мало) и решительно одобрила Пушкина за то, что поэт нака­зал ее за вздорность" и привел снова к разбитому коры­ту, «чтобы она больше никого не выгоняла».

О гигиене чтения

Если школьник читает запоем, забывает об уроках и отдыхе, то тут отцу или матери надо твердо настоять на ограничении чтения, ввести его в определенное русло так, чтобы оно не мешало приготовлению уроков, а также не отнимало время, отведенное на сон и развле­чения. Но запретить совсем читать или. просить биб­лиотекаря не выдавать ему книги не следует — это бес­полезно. Встречаются семьи, когда дети привыкли чи­тать в постели, перед сном, иногда до 2-3 часов ночи. Нередко дети читают лежа и днем, валяясь на постели или диване. Это недопустимо, т.к. ухудшается зрение, нарушается нормальная продолжительность сна, пор­тится и книга, которую перегибают, мнут. Нельзя позволять детям читать во время еды. Ученик должен твер­до помнить, что читать можно в свободное время, сидя за чистым столом, предварительно вымыв руки. Си­деть надо в таком месте, где достаточно светло, чтобы тень от головы не ложилась на страницы, чтобы школь­ник не горбился и не наваливался грудью на стол, а сидел бы прямо, не подносил слишком близко текст к глазам (расстояние от текста книги до глаз для детей должно равняться 35-40 см).

Читательский дневник (записи о прочитанном)

После беседы родителям надо приучать детей де­лать записи о прочитанном. Они способствуют созна­тельному чтению, развивают критическое мышление и самостоятельность: что нравится и что не нравится, и почему?

Для записей прочитанного надо вести читательс­кий дневник: название книги, фамилия автора, год и место издания. Ученик отмечает основную идею про­изведения и то, что ему понравилось или не понрави­лось. Записи ведутся свободно. Название книг и фа­милии авторов следует подчеркивать.

Читательский дневник время от времени следует перечитывать, вспоминая старое и внося новое. Что самое важное в записях в читательском дневнике? Са­мое важное - это мысли и чувства ученика, ведущего такой дневник. По такому дневнику можно просле­дить, как шло развитие школьника в умственном, нрав­ственном и эстетическом отношении, как формиро­вался его моральный облик, характер. Это интересно знать и самому ученику. Полученные из книг знания дети используют на уроках при ответах. Рассказы этих учеников более яркие, содержательные, интересные.

Выбор книг

Родителям необходимо учить детей умению выби­рать книгу: обращать внимание на заглавие, на фами­лию автора, место и год издания, для кого написана, обращать внимание на предисловие. Кроме заглавия иногда бывает подзаголовок, который помогает понять содержание.

Советы родителям

Пока ребенок мал, его нужно не только научить читать, но, главное, понимать прочитанное, использо­вать добытое в книгах для познания окружающей нас действительности.

Много надо приложить усилий, чтобы заставить ре­бенка полюбить книгу, но сделать это необходимо.

Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте детям вслух хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.

О бережном отношении к книге

Книги надо хранить на полках, а не бросать их куда попало. Бережное отношение надо развивать как к сво­ей, так и библиотечной книге. Книга ведь не только моя, она и наша. Полезно чаще подчеркивать школь­никам то, что мало кому приятно читать книгу рваную и грязную с недостающими страницами, вырванными иллюстрациями.

Необходимо добиться, чтобы дети ясно усвоили, что нельзя брать книгу грязными руками, загибать угол­ки страниц, нельзя класть в книгу ручку, карандаш или что-либо другое вместо закладки, т.к. от этого она рвет­ся. Во время чтения следует ее обертывать в бумагу, чтобы не пачкалась, недопустимо рисовать или писать не ней, класть на нее продукты во время еды.

Правильному обращению с книгами дети должны учиться у родителей. Дома дети не должны видеть раз­бросанных или растрепанных книг.

Учебному труду детей помогает также регулярное чтение детьми газет, журналов, слушание радио. По­этому и здесь необходимо вдумчивое руководство со стороны родителей. Регулярные занятия внеклассным чтением обеспечат успех в воспитании у детей ответ­ственного отношения к учению, которое является их первым общественным долгом перед родиной, будут способствовать развитию познавательных способнос­тей детей, формированию морально волевых качеств, необходимых российским детям.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут pechenka.online
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.