М У Д Р Ы Й   Г Н О М
Мудрым никто не родился, а научился.
 

Главная   Мой профиль Выход           Вторник, 11.12.2018, 01:44
» УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С МУДРЫМ ГНОМОМ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ И МЕРОПРИЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
» ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
» МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
» ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
» ТЕХНОЛОГИЯ
» ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
» КОНТРОЛЬНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ
» МУДРЫЙ ГНОМ - УЧИТЕЛЯМ
» Категории раздела
ОРИГАМИ [60]
ЧУДЕСНЫЕ ПОДЕЛКИ СВОИМИ РУКАМИ [27]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » МАСТЕРИМ С МУДРЫМ ГНОМОМ » ОРИГАМИ

Сущность вещей языком оригами

С помощью оригами к человеку приходит некое особое видение мира, чистое, не закрытое внешними признаками. Когда человек смотрит на любую фигурку оригами, то сразу замечает четкую ритмическую организованность, чуждую излишеств и каких бы то ни было украшательств, никакие ненужные, лишние элементы не мешают основной композиции. Они как бы выражают самую сущность вещей и предметов.

Людям, не знакомым с искусством оригами, удивительно: почему, чтобы изобразить, например, собаку, просто не взять и не вырезать ее силуэт из бумаги, не приклеить хвост и уши и не раскрасить ее в какой-нибудь подходящий для собаки цвет? Мастер оригами на это возразит: если вещь подобна своему прототипу, это не значит, что она правдива. Нужно, выполняя оригами, забыть о внешнем виде того животного, которое делаешь. Главное — увидеть суть, красоту, которая сокрыта в самом оригинале, и лишь намекнуть на нее. Этого будет более чем достаточно. Но это удивительно: неужели, чтобы сделать журавля, необходимо забыть, как он выглядит? Нет, неудивительно. В доказательство можно привести японского бумажного журавлика. Разве он похож на эту птицу? Нисколько! И все-таки это именно он. Мастеру, впервые сделавшему его, удалось передать в оригами намек на суть самого журавля. Поэтому внешняя схожесть поделки с самим журавлем уже не имела никакого значения. Конечно, если люди этот намек поняли. В оригами важно не то, что сказано, а то, что осталось недосказанным.

То, что в качестве материала для оригами была выбрана именно бумага, несет в себе глубокий символический смысл. Бумага недолговечна, уязвима, поэтому хрупкая поделка очень хорошо ложится на концепцию изменчивого мироздания. Чтобы выполнить какую-либо конкретную скульптуру из мрамора или глины, мастер выбирает определенный, подходящий именно для этого произведения кусок мрамора или глины. А фигурку оригами нельзя привязывать к какому-то конкретному листу бумаги. Неизменна лишь квадратная форма листа, но все-таки каждый раз это новый лист. Традиционные сорта японской бумаги «ваши» прочные, но все же и они не вечны. Так что при неизменном принципе складывания оригами из именно квадратного листа бумаги каждый раз меняется и сама бумага, и форма бумажной фигурки.

Главное в композиции оригами — игра света и тени. Тени, которая отбрасывается объектом или покоится в складках фигурок, отводится основное значение. Создается впечатление, что освещенные части нужны только для того, чтобы подчеркнуть величие и особенность теневых пятен. Равноправие и взаимопроникновение таких темных и светлых сторон оригами символизирует не только единство и борьбу противоположностей инь и ян, но и позволяет посмотреть на мир со стороны, ведь тени подвластно создать настоящий, подлинный образ вещей.

Очень важно обратить внимание на то, как в оригами осуществляется работа с бумагой. Хотя бумага позволяет использовать громадное количество приемов выполнения из плоскости пространственных объектов (сюда можно отнести и вырезание, и скручивание, и лепку из размоченной бумаги), мастера применяют самый естественный, вытекающий из самого материала способ, который проявляет самые существенные для формообразования свойства бумаги. Ребро жесткости в бумагопластике — конструктивная основа. Оригами уникально тем, что ни в одном другом виде народного творчества не получилось выявить и развить бумагу в качестве материала с уникальной выразительностью. Это объясняется и способностью к любованию, созерцанию окружающего мира, которая заложена в самой японской нации, стремлением понять то, как те или иные вещи и материалы существуют, что именно присуще или не присуще тем или иным вещам.

Благодаря развитым коммуникациям и СМИ современная культура быстро превращается в межнациональную. Традиции проникают друг в друга, культуры смешиваются между собой — все это присуще настоящему времени. Из всего того, что накоплено человечеством за тысячелетия, современный человек выхватывает то, что ему могло бы стать интересным и отвечающим современным запросам. Сюда можно отнести оригами, которое обладает целым комплексом принципов, просто необходимых для современного дизайна: модульность, соподчиненность частей в едином целом, условность визуального языка, реализацию действительности при помощи знаков, наличие сетки как моделирующего фактора, выразительность, которая достигается при помощи минимальных средств, ритмическую организованность и многое другое.

Кроме всего вышесказанного, следует отметить, что фигурка оригами — это знак, а визуальные символы в современном мире имеют огромное значение. Мышление современного человека работает в стремительном режиме, ему некогда остановиться и обдумать, поэтому информация лучше усваивается, если она обладает такими чертами, как лаконичность и точность.

Современный мир — это мир сублимированной информации, которая стремится трансформироваться в какой-либо визуальный образ, знак. Знак сейчас — это самое доступное и востребованное коммуникативное средство. Каждая фирма стремится обзавестись уникальным логотипом, узнаваемым и легко читаемым людьми любой нации и культуры. Эль Лисицкий писал: «Нам известны два вида письменности: знак для каждого понятия — иероглифическое письмо, и знак для каждого звука — буквенное письмо. Преимущества буквы перед иероглифом относительны. Иероглиф интернационален. Это означает следующее: если какой-нибудь русский, немец или американец запомнит знаки (картинки) для понятий, то он сможет читать по-китайски или по-египетски (разумеется, про себя), не зная языка, ибо язык и письменность представляют собой различные, изолированные структуры. В этом и состоит преимущество, которое утратила книга, набранная буквами. И поэтому я думаю, что форма книги в ближайшем будущем станет пластически-изобразительной… Грядущая книга будет космополитической; для того, чтобы понять ее, потребуется минимальное обучение».

Оригами — это тоже своего рода иероглиф, знак. Не случайно восточное, иероглифическое мышление смогло подарить миру объемно-пространственное знаковое выражение окружающего мира и действительности — оригами. Именно иероглифическое мышление позволило наделить все фигурки оригами какими-то общими чертами, оно упорядочило их при помощи модульного жесткого каркаса, отсекло все лишние детали, которые только бы мешали легко и быстро прочитать то, что хочет донести мастер, но оставило ту необходимую долю узнаваемости, которая позволяет знаку не повторять действительность точь-в-точь. Оригами — это иероглиф, который вырвался из скучной плоскости листа и превратил его в пространственную, трехмерную знаковую форму.

Можно сказать, что оригами является языком, при помощи которого культура Японии доносит себя в другие страны мира. Оригами — это общение, которое объединяет людей всех возрастов из разных стран. Организации любителей оригами рассредоточены по всему миру. Какие ниши могло бы занять оригами в западном мире? Оригами должно обязательно выучиться говорить на понятном западным людям языке и влиться в современные формы и стадии развития культуры Запада. Если обратиться к работам ранних оригамистов до 50-х г. XX в., то их поиски, разнообразие их работ вертелось исключительно вокруг размеров квадрата бумаги, они не задавали себе вопрос: «А почему именно квадрат?» В настоящее время этот вопрос задан. Оригами разделилось на три широких потока с множеством ответвлений в каждом. Первый поток — это традиционные оригами, выполненные из квадрата без надрезов. Такое оригами развивается благодаря поискам новых заготовок, из которых затем складывается одно, а иногда даже несколько разных оригами. Также сюда относится поиск новых узлов, которые используются затем и в других работах. Например, роза Кавасаки — ее закрученный узел сейчас встречается во многих сложных моделях. Оригами первого потока достигли высокой технической сложности в течение быстрого времени. Для их выполнения нередко требуется несколько часов даже для искушенных в технике оригами людей. В этом смысле западные модели оригами данного потока намного превосходят по сложности японские традиционные поделки оригами.

Второй поток — это модели, которые выполнены из правильного треугольника и половинки квадрата, оторванной по вертикали или диагонали, а также из пяти-, шести-, восьмиугольников. Последняя новинка потока — оригами из листа писчей бумаги стандартного формата А4.

К моделям второго потока относятся и оригами, выполненные из половинки, четвертушки, восьмушки квадрата и т. д., то есть из двух, трех, четырех квадратов и т. д. Сюда входят и модели, сплетенные из бесконечной ленты, где оригами практически переходит в макраме.

Современные оригамисты, привыкшие мыслить буквенно, постепенно перешли от традиционного японского оригами, в основе которого лежит преобразование квадрата как иероглифа, к современному западному линейному, или аналитическому оригами.

Третий поток был образован, когда оригамист впервые выполнил модель из двух частей, а потом и из трех, четырех и т. д. Эти части называются модулями. Необходимо при этом обратить внимание на то, что отдельные модули, хоть и выполнены из квадратов, теряют свою индивидуальность и сами по себе значат уже не больше, чем отдельная буква в слове. Иероглиф-картина постепенно сменился линейной строчкой, он превратился в слово, составленное из букв. Восточный иероглиф заменился привычным западному человеку словом. Каждый из крупных потоков потихоньку распался на великое множество отдельных жанров, в которых появились и свои мастера.

Япония для западного человека всегда была загадочной, закрытой для понимания, он может лишь надеяться, что постиг суть восточного отношения к жизни, но на самом деле понимание жизненного процесса в европейском смысле этого слова, которое является нашей сутью, нам никогда не позволит понять Восток до конца. Нужно родиться и вырасти в той загадочной культуре, чтобы понятия о ней были хотя бы минимально достоверны.

Красивые бумажные поделки способствуют развитию фантазии, творческого воображения, сообразительности, порядку и аккуратности. Занимаясь оригами, можно развить внимательность, изобретательность и конструктивное мышление не только у детей, но и у взрослого поколения. Фантазируйте, и в ваших руках расцветет прекрасный цветок, взлетит в небесную даль маленький журавлик или отправится в морское путешествие отважный кораблик.


Как и в любом другом виде искусства в оригами можно выделить несколько направлений:

— обычное оригами — складывание бумаги приемами любой сложности, с возможностью использования дополнительных материалов и инструментов, таких как клей, ножницы, карандаши, картон и пленка;

— простое оригами — облегченный вариант складывания с минимальным количеством приемов для начинающих оригамистов и людей с ограниченными двигательными способностями;

— модульное оригами — создание целой фигурки из нескольких одинаковых частей (модулей), причем один модуль складывается из одного листа бумаги, после чего все модули соединяются путем вложения друг в друга;

— кусудама — разновидность модульного оригами, сложенного в виде шара, отдельные модули которого сшиты или склеены между собой, а сам шар прикрепляется сверху на подвеску из нити;

— паттерн — складывание бумаги по развертке (чертежу);

— мокрое складывание — с использованием смоченного водой листа бумаги для придания большей выразительности и плавности изделию;

— денежное оригами — вместо бумаги используют денежные купюры, является прекрасной идеей для подарка.

Понятие модульного оригами впервые встречается в книге «Ranma Zushiki» японского оригамиста Хаята Охоко еще в 1734 г. В ней есть гравюра, которая показывает группу классических моделей оригами, среди них — модульный куб. Этот куб назывался «сундук волшебного сокровища» («таматэбако»). У японского автора Исао Хонда в книге «Мир оригами», изданной в 1965 г., показана та же модель, что и у Хаята Охоко, только называлась «Кубической коробкой». Она состоит из шести модулей — традиционных фигурок «мэнко». Каждый из шести модулей формирует грань куба.

Модульное оригами и до настоящего времени является одной из самых распространенных и популярных техник. Оно стало настолько популярным, что уже сейчас представлено тысячами работ. В этой технике используют не классический принцип складывания фигурок из бумаги, когда применяют лишь один лист бумаги, а несколько листов бумаги разных цветов, размеров и видов. Каждый отдельный лист складывается в отдельный элемент (модуль), при этом применяются правила классического оригами. После того как все отдельные детали сделаны, они собираются в общую фигуру путем вкладывания один в другой. При этом создается сила упругости, благодаря которой фигурка не распадается. В модульном оригами нет ограничения в применении количества листов, что позволяет создавать очень объемные фигуры, поэтому даже самые сложные из них можно будет сделать с легкостью. В модульном оригами существует отличное от других оригами применение нескольких листов, когда можно конструировать только одинаковые по форме детали. При изготовлении довольно сложной модели придется использовать клей либо другое средство, с помощью которого можно будет соединить отдельные части. Только в самых простых случаях — плоских изделиях (например, кубик Сонобе) — отдельные части будут хорошо держаться без дополнительных ухищрений. Но в целом применение клея возможно и в плоских изделиях, если это необходимо.

Модульное оригами подразделяют на два вида: кусудаму и модуль Сонобе.

Кусудама в переводе с японского означает «лекарственный шар». Он представляет собой модель из бумаги, чаще всего формирующую соединением одинаковых модулей в виде пирамид. Обычно это цветы, которые сложены из листа бумаги квадратной формы, а в результате соединения получается шарообразная конструкция. Как правило, в кусудаме отдельные модули сшивают или склеивают. Первоначально кусудамы служили для хранения целебных сборов, трав и различных благовоний, отсюда и пошло название — кусури — «лекарство», тама — «шар». В настоящее время такой вид оригами используют либо для украшения, либо в качестве подарка. Кусудама является одной из важнейших частей оригами. И хотя ее относят к виду модульного оригами, однако таковым она не является. Скорее, ее можно назвать предшественницей модульного оригами, так как в модульном оригами все детали обычно вложены друг в друга, а в кусудаме они сшиты или соединены клеем. Приверженцы классического оригами, которые борются за его чистоту, достаточно скептически относятся к кусудаме из-за применения в ней сшивки и склейки деталей. Но другие мастера оригами признают, что в начале своей истории при создании оригами довольно часто бумагу разрезали и склеивали. Поэтому большинство мастеров оригами отдают должное кусудаме как важному объекту этого искусства.

Модуль Сонобе — это система модульного оригами, названная в честь ее создателя Мицунобу Сонобе. Применяя данную систему, можно собрать практически любую фигуру. В основе трехмерных фигур лежит тот самый модуль Сонобе (также и его разновидности) — параллелограмм с двумя карманами, с помощью которых все параллелограммы и собираются в необходимую фигуру.

Паттерн удобно применять при создании очень сложных моделей. Идея паттерна была впервые использована еще в 60–70-х гг. XX в. Многие мастера оригами довольно часто пользовались паттернами для описания своих моделей. Наибольшее распространение паттерны получили в конце прошлого века, так как это более простой и быстрый способ изобразить схему складывания модели, чем пошаговая инструкция; кроме того, паттерн часто используется оригамистами при разработке схемы, что облегчает работу. И главное, рост мастерства и повышение квалификации оригамистов привели к тому, что в последнее время все больше людей научились читать паттерны.

Некоторые все же считают паттерн не таким иллюстративным, как, например, классическая пошаговая инструкция для складывания, которая представляет собой последовательное изображение каждого действия при складывании, но на самом деле это не так. Паттерн не просто несет в себе информацию по складыванию модели, но и «рассказывает», как она была придумана. Современные способы конструирования интересны тем, что даже сам автор модели может не знать последовательности создания, да и вообще ее может и вовсе не существовать, так как в некоторых моделях все складки делаются одновременно, без применения промежуточных.

Использование паттерна интересно тем, что на самом чертеже чаще всего представлены только общие черты будущей модели, а ее окончательный вид и форму ей придает уже сам мастер. В паттернах отсутствуют традиционные обозначения складок. На чертеже можно увидеть сотню штриховых и пунктирных линий, что делает паттерн для новичков довольно сложным и нечитабельным. Именно поэтому этот вид оригами нельзя применять начинающим юным оригамистам. Это «высший пилотаж» работы с бумагой, к которому приходят после освоения других техник. Но в данной технике как ни в одной другой развиваются фантазия, творчество и конструкторские способности.

Технику мокрого оригами разработал сам Акиро Йошидзава. В этой технике фигурки обладают плавностью линий, выразительностью и одновременно жесткостью. До изобретения мокрого складывания идеальным считалось точное определение плоских складок. Лучше всего это можно охарактеризовать математикой оригами. Однако для негеометрических объектов, объектов живой природы, прямые линии неприменимы, так как выглядят неестественно. Мокрое складывание, появившееся сравнительно недавно, является одним из способов создания трехмерных моделей, в полной мере передающих всю красоту оригинала.

Перед тем как использовать эту интересную технику, лучше освоить классическую технику, чтобы изучить все тонкости модели и облегчить работу.

Складки в этой технике не должны быть очень острыми. Не следует проводить по складкам ножницами или ногтем, иначе они очень сильно впитают влагу и легко порвутся. После завершения работы модель необходимо высушить, при этом, чтобы работа не потеряла форму, используют различные предметы, например, булавки, резинки и даже прищепки. Чтобы полученная фигурка высохла быстрее, можно применить фен.

Среди недостатков этой техники можно выделить то, что мокрая бумага очень легко рвется, что усложняет работу. При этом сложно создать многослойные складки — мокрая бумага при этом быстро расползется, к тому же толщина ее обычно не позволяет создавать многослойные складки точно. Но если взять тонкую бумагу, то складки получатся значительно острее и тоньше, а это важно в некоторых моделях (например, при складывании антенн у членистоногих и ногу насекомых).

Важно обратить внимание на то, что на конечный результат повлияет не только выбор заготовки и толщина бумаги, но и точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому при организации работы с детьми следует научить их приемам изготовления оригами, постепенно усложняя последовательность сгибов и остальные приемы обработки бумаги, чтобы научить детей выполнять сначала более простые, а затем и сложные по способам изготовления изделия.


Категория: ОРИГАМИ | Добавил: admin (07.01.2014)
Просмотров: 532 | Теги: фигурка из бумаги, урок технологии, модель из бумаги, сгибаем бумагу, поделки из бумаги, труд, оригами | Рейтинг: 0.0/0
» ЗНАНИЯ ПО КРУПИЦАМ


» ШКОЛЬНИКАМ О КУЛЬТУРЕ РОССИИ
» МАСТЕРИМ С МУДРЫМ ГНОМОМ

» ЗАНИМАТИКА ОТ МУДРОГО ГНОМА
» ДЕТСКАЯ КОМНАТА
» Форма входа

» Поиск
"Мудрый Гном"
рекомендует









ПАН ПОЗНАВАЙКО
 
 Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2018 Рейтинг@Mail.ru