logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель: формирование представлений об альтруизме, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

познакомить с понятиями “альтруизм”, “эгоизм”, “разумный эгоизм”; показать полярность альтруистических и эгоистических поступков;

воспитывать стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся

Основные понятия: альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари (Ожегова, Энциклопедический), раздаточный материал

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (Психологический настрой на урок. Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность)

- Ребята! Очень рада вас видеть. Посмотрите в окно: сегодня пасмурный (солнечный) день. Давайте впустим солнышко в наш класс! Как это можно сделать? (улыбнуться) Слайд 2

Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.

Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!

Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, милые ребята,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало в нашем классе
И светлее, и теплей!

- Что хотите пожелать себе и своим товарищам на уроке?

- Я уверена, что у нас сегодня всё получится!

- Нас ждет увлекательное путешествие в мир этики

2. Актуализация знаний

- Ребята, о каких понятиях мы говорим на уроке Основы светской этики?

- Соотнесите понятие с его определением (работа в парах)

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это ... (этика)

Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало “возделывание земли” ... (культура)

Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей ... (мораль)

Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними...(добро)

То, что мораль стремиться устранить и исправить ... (зло)

Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом ... (добродетель)

Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется ... (порок)

Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества ...(свобода)

Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор ... (ответственность)

Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. ... (справедливость)

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это …

КУЛЬТУРА

Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» …

МОРАЛЬ

Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей …

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними…

ЗЛО

То, что мораль стремиться устранить и исправить …

ЭТИКА

Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом …

ДОБРОДЕТЕЛЬ

Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется …

ДОБРО

Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества …

ПОРОК

Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор …

СВОБОДА

Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. …

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Проверка Слайд 3

- К какой категории относятся эти понятия? (нравственные)

3. Постановка учебной задачи

- Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. Каких? Попробуйте расшифровать слова:

ЗМИУРТЬЛА (альтруизм) ЗМИОГЭ (эгоизм) Слайд 4

Сформулируйте тему, цель урока Слайд 5

4. “Открытие” нового знания

- Предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение данных слов (ответы детей) Слайд 6

- Благодарю вас за ответы. Теперь нам предстоит доказать, правы ли мы в наших суждениях. Как это можно сделать? (спросить, найти в Интернете, прочитать в словаре, найти ответ в учебнике)

Работа в группах (фиксирование в речи и знаково)

1 группа работает в Интернете

2 группа работает со словарями

3 группа работает с текстом учебника

4 группа работает с электронным приложением

5 группа работает с текстом, подготовленным учителем. (Приложение)

- Поделитесь своими открытиями (работа с интерактивной доской, фиксирование опорных слов. Игра “Ассоциации”) Слайд 7

АЛЬТРУИЗМ ЭГОИЗМ

... ...

- Итак, альтруизм – это .... Альтруист, это - ...

- Эгоизм, это - ... Эгоист, это - ...

- 5 группа работала с электронным приложением. Назовите синонимы слова альтруизм (альтруист) (бескорыстие, бессребреник, человеколюбие, самоотверженность)

Слайд 8

- Получается, что человек о себе вообще не должен думать? Всё отдавать другим? А как же самому жить? Как вы думаете? (ответы детей)

- Обратимся к притче “Зеркало” Слайды 9-15 (или электронное приложение), может быть она нам поможет разобраться (дети читают притчу и обращают внимание на то, что бедный человек не жаден, а тот, кто богат наоборот жадничает, не делится с нуждающимися)

- Все ли богатые люди эгоисты?

- Ребята, так как же поступать? Если мы что-то себе оставляем, значит, мы не альтруисты? Тогда кто?

Работа с учебником

- Обратимся за помощью к учебнику

- Что нового вы узнали об эгоизме? (Эгоизм бывает крайний и разумный. Крайний эгоизм направлен на удовлетворение собственных интересов в ущерб других людей. Разумный эгоизм - способность человека, преследовать свои интересы, содействовать общему благу)

5. Первичное закрепление

- Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм по отношению друг другу? (Альтруизм противостоит эгоизму)

Работа с иллюстрацией учебника

- Рассмотрите рисунок, обсудите в паре, что происходит

- На рисунке человек отдает все, что купил, людям. Оцените его поступок.

- А в итоге он остался без всего и уже не может помочь бедному человеку!

- Кому человек раздавал свои покупки, бедным людям? (нет, они хорошо одеты) Зачем тогда он с ними делился?

- Альтруистом быть хорошо? (да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям...)

6. Самостоятельная работа

Работа с электронным приложением (контроль)

7. Включение в систему знаний

- Поразмышляйте: чем альтруизм лучше эгоизма? Проанализируй литературных героев, с точки зрения альтруизма и эгоизма:

(не всем героям можно дать однозначную оценку, важно как ребенок аргументирует свою точку зрения) Слайд 16

Золушка

Колобок

Кот Леопольд

Человек – Паук

Баба – Яга

Илья Муромец

Карлсон

Айболит

- С какими трудностями столкнулись, выполняя задание? Почему?

- Предлагаю вам дома найти литературных героев - альтруистов и эгоистов

- Попробуйте поразмышлять над заданием 2 (или 3) на с.31 учебника [2]

8. Рефлексия

- С какими понятиями работали на уроке? Какие цели поставили перед собой, смогли ли их достичь?

- Что вас особенно заинтересовало? О чем вы хотите рассказать родителям?

Чтобы выйти из заколдованного круга (хором: любите друг друга)

Чтобы не быть в обиде, когда придётся туго. Во время труда и в час досуга (любите друг друга)

Зимой за окном свирепствует вьюга, а вы всё равно (любите друг друга)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Альтруизм и эгоизм

Альтруизм — противоположность эгоизму. Эгоизм от слова «эго» («я» – перевод с латыни), альтруизм от слова «Альтер» (по-латыни «другой»). Эгоизм – все для себя, альтруизм – все для других. Альтруизм – это бескорыстная готовность действовать в интересах других. Альтруизм свойствен живому существу генетически, эволюционно. Он встречается уже у ос, пчел, муравьев и выражается, например, в том, что рабочие пчелы и рабочие муравьи добровольно отказываются откладывать собственные яйца, чтобы ухаживать за общественными яйцами матки, а пингвин подкармливает оставшихся без родителей птенцов.

 

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.