logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель:

дать первоначальное представление о рельефе Земли, знать формы поверхности родного края;

определять различные формы поверхности по карте;

развивать интерес к окружающему миру;

воспитание бережного отношения к природе.

Тип урока: комбинированный.

Научно-методическое содержание урока: Основные формы рельефа Земли: горы, равнины, овраги, холмы. Различия гор и равнин по высоте.

Ведущие понятия: горы, равнины, овраги, холмы.

Оборудование: макеты гор и горных систем, карта края, глобус.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы будем говорить о формах поверхности нашей страны, научимся находить и различать их на карте.

Повторение пройденного материала

На ладонь он ляжет весь.
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодиться – 
С ним нигде не заблудиться.

- О чем эта загадка?

- Что такое компас? 

- Кто им пользуется на работе? (моряки, летчики, путешественники, геологи, туристы)

- Для чего люди пользуются этим прибором?

- Как устроен компас? Магнитная стрелка, корпус, предохранитель.

- По каким признакам можно ориентироваться в природе?

- по весеннему таянию снега на склонах оврагов;
- по таянию снега на крышах домов;
- мхов и лишайников больше на северной стороне;
- у отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще.

4. Работа по теме урока.

- Кому из вас доводилось долго подниматься пешком  на возвышенность? 
- Как вы себя чувствовали?

Вероятно,  вы думали что нет ничего лучше ровной поверхности земли, по которой очень удобно идти.
Но в таком случае  мы бы не смогли бы жить на такой ровной планете, т.к. все воды растеклись бы по поверхности почвы и мы с вами оказались бы на дне океана глубиной более двух километров.
Поэтому лучше оставить её такой, какая она есть: с горами и равнинами, холмами и оврагами.

Рассмотрите изображение суши на глобусе.

- Почему она пестрит разным цветом?(Суша на карте  обозначается оттенками зелёного и коричневого цвета.
- Подумайте, что обозначают эти цвета.
- Сравните изображения  
- Какие формы поверхности вы видите?
- Попробуйте объяснить, что это такое. - Как вы считаете, почему равнину назвали равнина?
- Прочитаем о них в учебнике на стр. 76 (5 слайд видео об образовании гор, впадин, равнин) 
- Что такое равнина?
- Что можно встретить на равнинах? (холмы и овраги)

Различают плоские и холмистые равнины. На карте они обозначены зелёным цветом  и с вкраплением светло-коричневого цвета.

- Откройте карту России в учебнике на  стр. 90
- Найдите на карте равнины. Назовите их.

Равнины кажутся плоскими только на первый взгляд (8 – 14 слайд) – просмотр слайдов равнины.

- Рассмотрите на карте территорию нашего края (индивидуальные карты)
- Есть ли на территории нашего края равнины? (Азово – Кубанская равнина.)
Большую часть территории края, расположенную к северу от реки Кубани, занимает Азово – Кубанская равнина.
- Каким вы представляете себе холм?
Холм – это небольшая возвышенность, имеющая округлую вершину и отлогие или крутые склоны, не превышающая 200 метров над окружающей местностью.

На рисунке показан вид местности: река, мост через нее, холм. На холме растет дуб  - холмистая местность.

- Как вы думаете, что такое овраг? На равнинах встречаются  не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги. 
- Как они образуются?

Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают её, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, а могут быть глубокими. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага много трав и кустарников то он превращается в болото.
Овраг – глубокая вытянутая промоина с крутыми склонами, размытая дождевыми и снеговыми водами.
Овраги приносят человеку вред, т.к. разрушают верхний плодородный слой почвы, от оврагов страдают дороги, города.

- Найдите на карте России места с ярко выраженным коричневым цветом.
- Что они обозначают?
- Что такое  горы?

Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью. 

Горы бывают высокие, средневысокие, низкие.
  
Холм и гора возвышаются  над окружающей местностью.  Они имеют одинаковые части: подножие, склон, вершину.

- В чем  различие  холмов и гор? (в высоте)
- Прочитайте текст на стр. 77. (под картинкой)
- Что такое подошва? (прочитайте)
- Что такое вершина? (прочитайте)
- Откройте карту России в учебнике на  стр. 90
- Есть ли горы на территории России? Назовите. (Уральские горы)
- Рассмотрите на карте территорию нашего края 
(индивидуальные карты)
- Есть ли горы? (Кавказские горы) 

Основная горная область Кавказа – Большой Кавказ  Uграндиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Приближаясь к Кавказскому хребту еще за 200 км видишь очертания Эльбруса.

Высота Эльбруса 5642 метров. Это самая высокая гора в Европе.
На северных и южных склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный заповедник. 

Его основные цели - охрана природы, восстановление численности ценных видов зверей и птиц.

В домашнем задании  вы будете рисовать горы нашего края, кто запомнил – подпишет их название.

5. Практическая работа

- Откройте рабочие тетради на странице 32 задание №2 - подписать части холма. Стр. 33. № 3 Нарисовать гору и пописать её части.

Проверка:

- Покажите их на макете  (макет горы).

6. Домашнее задание:  в печатной тетради задание №1, №4 стр.33, учебник стр.76-79 (объяснить)

7. Итог


 

По горизонтали:

2. Большое пространство ровной поверхности. (Равнина)
4. Самая низкая часть холма. (Подошва)

По вертикали:

1. Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора)
3. Самое высокое место холма (Вершина)
5. Извилистое резкое понижение местности (Овраг)

- Знает ли кто – нибудь как называется самая высокая гора в мире?

- Ребята, мы поднимемся на высочайшую земную вершину – прекрасную и неприступную гору Эверест  и получим  возможность взглянуть на нашу землю с «крыши мира»! (видеофрагмент)

 

Поиск

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.