logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

I. Вводная беседа

-Ребята, мы закончили изучение  темы «Моря, озёра  и  реки  России».  И  приступаем  к  новой  теме «Зоны  северного  полушария» (стихи).

II. Сообщение темы урока

-Прочитайте  строки стихов  из известной  песни.

-Сегодня  мы  отправляемся  с  вами туда, где царство  холода, снега  и  льда.

Мы путешествовали по  нашей стране  с  востока  на запад и наоборот. А сегодня  изменим  наш  маршрут - возьмём  направление  с  севера  на  юг  по  природным  зонам  России.

-Мы  с вами – это  научная  экспедиция. Отправляемся  за Полярный  круг, в зону арктических пустынь.

-К  бескрайним  просторам  Северного  Ледовитого  океана, - к его  островам  наш  путь.

-Членами  нашей   экспедиции являются  географы (1,2ряд), ботаники (3,4ряд) и зоологи (5,6ряд).

-Мы знаем, что  это  царство  холода, снега и льда. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?

III. Введение в новую тему

А теперь оделись побыстрее и отправляемся в путь.

-Сегодня я уже неоднократно произнесла фразу: природная  зона.

– А что это такое?

-Какой ответ я услышу от наших учёных? (уч-ся дают свои ответы)

Вы правы: итак, природная зона-это природный комплекс с общими

температурными условиями, почвами, растительным и животным миром.

-Посмотрите на нашу таблицу.

-Что она вам напоминает - это паутинка, которая в природе связана невидимыми нитями.

-А что же входит в эти невидимые нити, что

Так необходимо для жизни:

1) Это вода (нажми клик)

-Вода необходима для почвы, животных, растений.

2) Почва (нажми клик)

-Почва питается водой, на её поверхности и внутри  живут разные

животные и растут разные растения.

3) Животные (нажми клик)

-Животных арктической зоны кормит море, морскими водорослями

питаются рачки, а ими рыбы.

4) Растения (нажми клик)

-Животные питаются растениями, растения питаются минеральными веществами из  почвы и воды.

5) И всё это создаёт одну природную зону с общим климатом для всего живого.

IV. Составление 1-карты темы (общей)

Итак, чтобы, как можно лучше изучить ту или иную природную зону, составим поэтапный план ответа:

Что мы будем изучать, узнавать?

О зоне арктических пустынь.

(Выстраивание схемы по вопросам учителя):

1. Как вы считаете, чем занимаются наши географы? (геоположением)

-Что это такое?

-И что ещё? (неживую природу) 

2. Что заинтересует ботаников и зоологов?

3. Что мы относим к неживой природе? (климат и почву?) 

4. А в свою очередь климатические особенности изучают?

(температуру и осадки) 

5. А зоологи и ботаники в живой природе будут изучать? 

V. Работа с картой на доске «Природные зоны России»

Найдите, пожалуйста, на карте зону арктических пустынь, покажите (один ученик у доски).

-Кто может назвать острова, которые относятся к этой зоне? (один ученик у доски)

Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить, почему здесь такие суровые условия.

Самый главный секрет нам раскроит схема природных зон России.

-Покажите мне на схеме «Природных зон России», зону арктических пустынь.

-Что интересного можно рассказать о направлении лучей солнца на поверхности Земли?

VI. Работа с контурной картой:

-Возьмите контурную карту и закрасьте ту часть Российской

Федерации, где  расположена зона Арктических пустынь.

Природных зон России-6, но сегодня мы ведём разговор о самой первой зоне, которая называется: «Зона арктических пустынь». Покажите её на схеме.

-Какими же особенностями обладает только эта зона?

VII. Работа с карточками

Чтение и составление текста по карточкам.

1. Работа для географов.

-Подведём итог: что самое главное для зоны арктических пустынь? 

-А теперь давайте рассмотрим растительный мир этой  зоны. Если эта зона обладает такими суровыми климатическими условиями, то и растительный мир не очень разнообразен.

-Скажите, по всей ли зоне можно встретить растения?

-А где можно увидеть и когда?

2. Работа для ботаников.

(чтение текста с карточки)

Какие растения можно встретить в зоне арктических пустынь?

-Какие же сюрпризы нам преподносит животный мир Арктики?

3.Работа для зоологов.

(чтение текста с карточки)

VIII. Подведение итога групп

Итак, все научные группы хорошо поработали.

-Можем ли мы назвать арктическую зону пустыней? (В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и даже птицы выращивают своих детенышей.)

IX. Составление кроссворда

X. Продолжение новой темы (подготовленные учащегося)

И это нам доказали люди покорившие эту суровую землю.

-Кто же эти отважные герои?

-Седов Георгий Яковлевич, Колчак, Шмидт Отто Юльевич.

Но исследования Арктики продолжаются и в наши дни - доклад ученика.

XI. Работа по учебнику

-А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с текстом учебника,

чтобы получить более полную информацию об этой природной зоне.

XII. Составление карты темы «Арктические пустыни»

 У вас в парте лежит лист с картой темы: «Арктические пустыни».

-Положите его перед собой, мы вместе будем заполнять эту карту.

Составление карты темы по вопросам учителя:

1. С чего мы начинали изучение зоны «Арктических пустынь»? 

2. О чём ещё рассказывали наши географы? 

3. О чём рассказывали наши зоологи и ботаники?

4. Что мы говорили в геоположении о том, где простирается эта зона? 

5. Только ли в Северном Ледовитом океане расположена зона Арктики?

6. Что мы изучаем у неживой природы? 

7. Что изучают климатические особенности? 

8. Назовите особенности температуры? 

9. Что ещё относится к климатическим особенностям? 

10. Особенности воды? 

11. Какая почва в Арктике? 

12. Что мы относим к живой природе?

13. Мир животных это?

14. Живая природа это не только мир животных, но и?

15. Основные растения Арктики? (клик)

16. Так же живая природа-это конечно и…?

17. Чем занимаются люди в Арктике? 

XIII. Работа в парах 

XIV. Итог, самостоятельная срезовая работа

Возьмите лист со схемой для самостоятельной работы и попытайтесь заполнить её так, чтобы у вас получилась карта  темы, которую мы с вами заполнили коллективно. Попытайтесь дополнить её недостающими фактами.

Я вам предлагаю два варианта работы:

1. Если вы подпишите основные термины, что мы изучали в зоне Арктических пустынь – вы получите 4

2. А если вы сумеете самостоятельно раскрыть  основные понятия, то получите 5.

XV. Д/з 



Карточка №I

Арктика-это огромное пространство…………………..

океан, с……… и ………… .Солнце направляет

на это пространство ……… лучи. Оно ………………..

но не ……………… .Зимой в Арктике ………………… .

Темноту в Арктике освещают:  луна, звёзды и …….

Дуют ……., бушует ……. .Температура опускается

до ………. градусов. Летом в Арктике ……………, но

тепла  тоже нет. Это зависит от географического……

арктической зоны. Температура лишь на…..выше…..

Карточка №II

На остовах прямо га голых …….. встречаются………

они очень …………. . Также приспособились к жизни

на камнях …….. и ………. . В толще воды, не покрытой ………., большое количество……………

Существует  такой вид мха, который приспособился

к жизни на льду, в морях встречаются «зелёные

льдины».

Карточка №III

Животных арктической зоны кормит…… Морскими

водорослями питаются …. , а ими ….. . Основная

пища птиц и животных – это …… . На скалистых

берегах собираются ….., ……, гагарки, здесь они

выводят …. . Кайры откладывают яйца на голые

камни. Птиц с необычными клювами называют тупики. Все звери – прекрасные ……. . От холода их

защищает слой ….. . Это ….. и …… . На тюленей

охотятся …… . У них длинная густая шерсть ………

цвета и…… лапы, чтобы удобнее было ………………

по снегу и льду. В водах серных морей, где проходят

тёплые течения, обитает великолепное животное-

-гренландский кит.

Кроссворд

Разгадайте кроссворд и восстановите предложение

«…… - царство льда и снега»

 

 

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.