logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Тип урока: урок изучения  нового материала.

Используемые педагогические технологии:

компьютерные технологии;

элементы технологии организации исследовательской деятельности обучающихся;

информационно-коммуникационная технология.

Задачи урока:

вовлечь обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность;

активизировать познавательную активность младших школьников;

формировать контрольно-оценочную самостоятельность обучающихся в условиях коллективно-распределительной деятельности;

формирование навыков работы обучающихся с источниками дополнительной информации, а также с информационными ресурсами Интернета.

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о природной зоне степей.

Оборудование урока: карта природных зон мира; карточки «помогай-ка»; выставка книг и детских работ; учебник:  А.А. Вахрушев  «Окружающий мир» 2 класс; рабочая тетрадь; компьютер; мультимедийный проектор; презентация Power Point.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Создадим хорошее настроение.
– Улыбнитесь друг другу, садитесь!
– Руки?
– На месте!
– Ноги?
– На месте!
– Локти?
– У края!
– Спина?
– Прямая!

Учитель:

Нас сегодня ждёт дорога
И узнать нам надо много
Так возьмёмся, ребята,
Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждёт ролевая игра,
И роли уже распределены
Познакомьтесь, вот они!

(Представление групп учащихся) 

Географы

Биологи

Экологи

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока

Учитель: Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие, в новую природную зону.  Это зона, в которой мы с вами живём.

Куда приведёт нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать! 

Вопросы к кроссворду:

1. Всю ночь летает – 
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)

2. Кто в беретке ярко– красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит, 
Всё по дереву стучит. (Дятел)

3. Хозяин лесной 
Просыпается весной
А зимой под снежный вой 
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

4. С моего цветка берёт 
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают: 
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

5. Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это … (Рысь)

Дети читают ключевое слово кроссворда.

III. Сообщение темы урока и целей

Учитель: Кто сможет  сформулировать тему урока?

Дети называют тему урока.   
Учитель читает стихотворение о степи Татьяны Лавровой.


Степь

Между Волгой и Доном чубатым,
Вольной вольницей, ширью хмельной
Простирается щедрый, богатый
Край, что сердцу навеки родной.

Сколько солнца, бездонного неба.
Степь без края... Белесый ковыль.
Словно горы чистейшего снега –
Солончак средь зеленой травы.

Море красных и желтых тюльпанов
Разливается ранней весной.
Свежим утром от запахов пряных
Сердце тает, находит покой.

Ветер легкой прохладою манит,
Только волны бегут по степи.
Запах трав перезревших дурманит,
В жилах кровь от простора кипит.

Ширь степная, казачьи мотивы,
Конский топот, гулянья размах.
Сколько прелести, мощи и силы
В этих южных, бескрайних степях!

Учитель: Каждая группа ребят провела большую исследовательскую работу.

тобы времени зря не терять 
О том,  как потрудились дома 
Поспешим друзьям рассказать.

IV. Объяснение нового материала

Учитель: Откройте карту «Природные зоны». Посмотрите внимательно, найдите природную зону – степь. 
– Каким цветом она показана на карте? 
– Географы, покажите ребятам эту природную зону.
Один представитель группы показывает зону  степей  на карте «природные зоны мира».

1. Практическая работа №1

Дети работают в группах по карточке – «Помогай-ка», с атласами.

Учитель: Ребята, перед вами жёлтая карточка – «помощница», которая поможет нам выяснить особенности географического положения степей. 

2. Сообщение группы географов

Учитель: Географы приготовили дополнительный материал о климате степей.
Один представитель группы рассказывает о климате природной зоны. 

Учитель: Весна в степи – чудесное время. Земля ещё напитана снеговой влагой. Степь оживает, покрывается разноцветным цветущим ковром. Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты. 
В мае когда становится жарко растительный покров изменяется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения: типчак, ковыль, полынь. Все растения степи травянистые, им хорошо живётся в степи, где много света и тепла. Но к жизни каждое из них приспосабливается по-разному. Об этом нам расскажут биологи.

3. Сообщение группы биологов

Один представитель группы рассказывает о приспособлении растений к жизни  в степи.

Учитель: В степи много тепла, богат травянистый покров, мощные корневые системы, поэтому здесь сформировались самые плодородные почвы. Они очень богаты перегноем, имеют темную окраску.

– Кто знает, как называют такие почвы?

Учитель: Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кузнечики, кобылки, шмелибабочки, богомолы.
Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль-красавка. 
Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурокмышь-полёвка, тушканчики, суслики, хомяки.
А если есть птицы,  мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк. 

Учитель: У нас в школе живёт в кабинете биологии представитель степных животных – хомячок Борька. Он у нас сегодня в гостях. Ребята расскажут нам о нашем госте.

4. Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два,  три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать.

Учитель: Биологи приготовили нам сценку о жизни животных в степи.

5. Сценка о жизни животных в степи

Автор: Жаркий летний день. Далеко, далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу.  Вот он удаляется, превращается в чёрную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга – тушканчик растениями питается, а куропатка – насекомыми.
Тушканчик: наконец-то орёл улетел. А то я боялся по степи пробежать.
Куропатка: И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе то чего его бояться? Ты же вон как быстро бегаешь, разве тебя орел поймает?
Тушканчик: я для того быстро и бегаю, чтобы не поймал. Да лучше не рисковать.
Куропатка: А кто еще у нас в степи также быстро бегает?
Тушканчик: Сайгак. 
Куропатка: Ой! Смотри дрофа бежит, вот умора! Ноги длинные, летает кое-как.
Тушканчик: Это он разбегается долго, а летает не так уж и плохо.
Куропатка: Настоящая птица выше летать должна. То ли дело я – серая куропатка, или журавль-красавка, или розовый скворец, или степной жаворонок.  
Тушканчик: Или орёл.
Куропатка: Не говори мне про орла! Он высоко-высоко поднимается, потом оттуда на всех бросается. Нет, настоящая птица так не поступает.
Тушканчик: Вон смотри, кузнечик поскакал!
Куропатка: Это не кузнечик, это кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок – короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть сами – насекомые. А кобылки – растениями.
Автор: И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по  степи, туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.  
Учитель: Ребята,  о каких степных животных нам рассказали тушканчик и куропатка?
Что интересного о жизни степных животных вы узнали из их рассказа?

6. Практическая работа №2

Учитель: А как же приспособились животные к жизни в жарком климате? Ответить на этот вопрос нам поможет наша карточка «Помогай-ка» розового цвета. 

7. Работа по учебнику

Учитель: В любой экосистеме существуют живые организмы, выполняющие санитарную роль. Кто же в степи выступает в роли «мусорщика»?  Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебники на стр.19, прочитайте предпоследний абзац.

Учитель: Кто же выступает в степях в роли «мусорщика»?

8. Экологические проблемы степей

Учитель: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – распашка земель. Чернозёмы, тёплое солнечное лето, позволяют людям выращивать пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие культуры.
Другая причина – это выпас скота. Скот вытаптывает и выщипывает траву. Ещё одна причина – незаконный отстрел животных (браконьерство). Поэтому многие растения и животные занесены в Красную книгу.

Экологи подготовили сообщения об исчезающих растениях и животных.

V. Итог урока

1. Рефлексия

– В какой природной зоне мы побывали?
– Что интересного вы узнали о степях?
– Что вам особенно запомнилось в этом путешествии?

2. Контроль и оценка

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мне очень хотелось бы узнать у вас понравилось ли вам это путешествие, интересно ли вам было, легко ли вам было в пути. Оцените наше  путешествие.

 (Дети показывают сигнальные карточки : солнышко, солнышко, спрятанное за облачко,  туча.)

Учитель: Каждой группой бала проведена большая работа, подготовлены интересные сообщения. Ребята, подумайте и оцените работу каждой группы.

Экологи

                                 

Биологи

                                  

Географы

                                 

биологи

                                 

Географы

                                 

Экологи

                                 

Учитель: Руководитель группы оцените своих товарищей.

3. Домашнее задание

Учебник стр. 17-20. придумать вопросы для викторины о степи.

Учитель: Мне было интересно с вами работать. Спасибо за урок.

 

Поиск

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.