logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цели урока:

Обобщить знания детей по теме «Люби живое».

Учить ориентироваться по текстам.

Прививать любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Открытие конференции

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты. Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной».

В президиум приглашаются корреспонденты «Лесной газеты» из отделов:

Вести из леса

Рыбацкий узел

Почта

Городские новости

Сельские новости

(Ребята-корреспонденты занимают места в президиуме.)

II. «Вести из леса»

Учитель - Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту ..., представителю отдела «Вести из леса».

1 корреспондент: «Стая птиц под снегом»

Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! – сорвался и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – и опять в снег.

Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

Учитель – Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? Расскажите, какие истории вам запомнились о зайчике, о глухарке.

(Дети дополняют выступление своими рассказами о животных из раздела или из энциклопедий о животных.)

III. «Рыбацкий узел»

Учитель - Слово для выступления предоставляется корреспонденту .., представителю отдела «Рыбацкий узел».

1. – Сегодня я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.

Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.

Ондатра завезена и выпущена в угодьях России в 1927 году. Родина ее – Северная Америка.

Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помета за лето, по 4-7 детенышей в каждом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.

Ондатра дает красивый ценный мех.

Учитель – Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях.

(Рассказы детей.)

2. – Вставьте пропущенные слова, восстановив текст.

«Первыми заметили Пики большие ….

Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик.

А со дна реки поднялась … и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда … скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов».

(Ответ: 1. Белый чайки. 2. Щука. 3. Чайки.)

– Откуда этот отрывок?

(«Мышонок Пик». В Бианки.)

– какая смерть грозила бедному мышонку?

(Его чуть не убил мальчик; чуть не склевали чайки; чуть не поймала щука; змея; жулан.)

IV. «Почта»

Учитель – Слово корреспонденту из отдела «Почта».

Корреспондент – Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь и какую пользу оно приносит.

Жалоба 1

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.

Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая.

(Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.)

Жалоба 2

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, кА ко нас. не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.

(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)

Учитель – Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?

– Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает?

Кукушка – птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.

Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.

V. «Городские новости»

– Я корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был – 
Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что он жует.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут как птицы трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!

– Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории?

(Дети рассказывают о мальчике и Жучке из рассказа В.Л. Дурова «Наша Жучка».)

– В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных?

(В. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку». В Астафьев. «Капалуха».)

VI. «Сельские новости»

– А вот корреспондент «Сельских новостей» привел с собой помощников.

Мальчик:

Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.

Мотылек:

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питье – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!

Корреспондент – Ребята, я слышал про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он?

(Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».)

VII. Итоги конференции

Учитель – Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели, их рассказы? О чем заставили задуматься?

(Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!)

Ученица:

Берегите землю. Берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М. Дудин

Конференция закачивается песней, которую поют все.

Не дразните собак,
Не гоняйте кошек.
Не жалейте для птиц
Ни зерна, ни крошек!
И тогда воробей,
Ля, ля, ля, ля,
Песенкой разбудит.
А царапать и кусать,
Ля, ля, ля, ля,
А царапать и кусать
Вас никто не будет…

 

Поиск

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.