logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель: обобщение  знаний учащихся по теме «Человек и животные».

Задачи:

1.развивать навыки экологического мышления;

2.формировать основы экологической грамотности;

3.воспитывать любовь и уважение  к природе.

Ход урока

I. Учитель: Удивительная голубая планета - единственная в Солнечной системе, где существует жизнь. Такая маленькая и хрупкая! Здесь уникальная природа и венцом ее творения является разумное существо - человек. С каким удовольствием мы слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса, с каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью водоемов или величественными громадами гор. И все это нам дает планета Земля! А взамен просит только одного - бережного, доброго отношения. Чтобы сохранить природу на планете для наших потомков, мы должны хорошо ее знать и хозяйствовать грамотно и бережно.

Тема сегодняшнего занятия «Мы в ответе…» Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ответы детей)

Проверим ваши предположения и в конце урока закончим название нашей темы «Мы в ответе…»

И вот такой эпиграф я выбрала для этого занятия:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они ,

На планете мы останемся одни.

 Есть такое выражение «Земля – наш общий дом». Для кого Земля – общий дом? Ответы детей: Для животных, растений и для человека.

Как вы думаете, а почему наша Земля  нуждается в охране?  От кого ее нужно защищать?

Ответы детей (принимаем любые предположения)

-Чтобы уметь защитить растения и животных нужно их знать

II.– Выделите общие признаки растений и животных. (Они относятся к живой природе.)

– Животные, как и растения, относятся к живой природе. Назовите признаки живой природы. (Животные рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются – оставляют потомство.)

– Выделите отличительные признаки растений и животных. (Различаются растения и животные по способу питания.)

– Расскажите о способе питания растений. (Зеленые растения производят  питание  из  воды  и  углекислого  газа  с  помощью  зеленых  листьев на свету.)

– Расскажите о способе питания животных. (Животные создавать для себя пищу не могут. Они питаются растениями, или растениями и животными, или другими животными.)

Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности.

Есть Красная книга Алтайского края. В ней, к сожалению, множество растений и животных.

А еще, ребята, человек создает заповедники и заказники. Заповедники –

это большие территории,  на которых запрещена любая деятельность человека, кроме научно-исследовательской. Самый близкий от нас Тигирекский заповедник. 

А видели вы какие-нибудь растения из Тигирекского заповедника в окрестностях нашего села? (Жарки-огоньки).

Слайд Кроме заповедников в нашем крае есть также заказники. На правом берегу Большой речки начинается Большереченский заказник. В заказниках охраняются отдельные виды растений и животных. Ребята приготовили сообщения о животных, которые занесены в Красную книгу и обитают в окресностях села Загайнова и п.Лесной.(подготовленные дети выступают с сообщениями))

Физкультминутка

Танец утят

III. О каких животных упоминалось в песне ( утята, бегемот). А к каким классам

животных они относятся? Вспомним,  какие классы животных мы знаем 

1. (– Назовите отличительные признаки насекомых. (Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко. У насекомых три пары ног.)

– Назовите признаки рыб. (Тело рыб покрыто чешуёй.)

– Назовите  признаки  птиц.  (Тело  птиц  покрыто  перьями;  есть крылья.)

– Назовите признаки зверей. (Тело зверей покрыто шерстью; у них четыре конечности.)

(Все пресмыкающиеся (и с ногами, и без ног) ползают по земле, «пресмыкаются», а также то, что их тело покрыто сухими чешуями или панцирем.)

– Назовите отличительные признаки земноводных. (Голая кожа, которая участвует в дыхании.)

2. «Горячий стул» (учащийся садится спиной к доске, учитель показывает класс животных, класс называет отличительные признаки, сидящий ученик должен назвать класс): угадать по описанию класс животных

1) Кожа голая, слизкая;

2) две пары ног;

3) дышат легкими и влажной кожей.)

3. – Выберите верное рассуждение: (верно -зеленая фишка, неверно- красная)

а) Птенцы у птиц выводятся из яиц. Ящерицы  тоже появляются из яиц. Значит, ящерицы – птицы. (Неверно.)

б) У млекопитающих две пары ног. У ящерицы тоже четыре ноги. Значит, она – млекопитающее. (Неверно.)

в) Тело ящерицы покрыто роговыми чешуйками. Выводятся ящерицы из яиц. Ящерица – пресмыкающееся. (Верно.)

3. На партах у вас карточки: Поместите животных в соответствующий класс. (Работа в парах) 

4. (На доске изображения домашних и диких  животных. ) Класс поделен на две группы. Каждая группа выбирает «своих» животных. Чем отличаются дикие и домашние животные?

У многих из вас есть свои любимые домашние животные

Как заботится о своем домашнем питомце нам расскажет Артем (мальчик демонстрирует морскую свинку, рассказывает о ее привычках и о том, как он за ней ухаживает)

5. Живые организмы связаны между собой невидимыми нитями, которые совсем

не просто распознать с первого взгляда. Давайте покажем эти связи, составив

цепь питания. Практическая работа: на демонстрационном столе находятся макеты животных, растений, простейших и т.д.. Каждая группа учащихся составляет свою цепь питания и защищает свой выбор.

На примере одной цепи проводим игру «Кто здесь лишний»

Вывод: на планете нет нужных и ненужных жителей. Все в природе взаимосвязано.

6. Учитель: "Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля,

И небо чистым быть.

Спасти  поля, леса, луга -

И чистую гладь рек, всю Землю -

Можешь только ты -

Разумный  человек!"

Вывод: (делают дети)

Давайте вернемся к началу урока и закончим тему «Мы в ответе за наш общий дом – планету Земля»

Каждый человек может сделать то, что ему по силам.  А вы как можете поучаствовать в охране природы? (выполнять Правила поведения в лесу)

7. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"! Если я приду в лесок 
И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок 
И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок 
На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, 
Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер, 
А тушить не стану? (нет)

Если сильно насорю 
И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу, 
И с собой я заберу? (да)

Я люблю свою природу, 
Я ей помогаю! (да) 

8. Домашнее задание: П.Т. стр.33

Подведение итогов: Я узнал…

Я вспомнил…

Я понял…

Оцените себя на нашей лестнице успеха, оцените своего соседа. Если ваши оценки совпали – поставьте эту оценку в дневник

Спасибо.

До свидания.

 

 

Приложение

Класс птиц

Класс насекомых

Класс земноводных

     

Класс пресмыкающихся

Класс рыб

Класс млекопитающих

Шмель

Щука

Жаба

Черепаха

муравей

Сом

Лягушка

Крокодил

Божья коровка

карась

Тритон

ящерица

глухарь

Страус

Ласточка

 

медведь

лось

заяц

 

 

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.