logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

иметь представление о старинных способах обмена информацией между людьми;

знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;

писать адрес на почтовом конверте.

Метапредметные результаты:

различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации;

участвовать в дидактической игре;

рассказывать о сюжетах теле- и радиопередач, публикаций в прессе о природе, культуре, выдающихся людях России и мира (по выбору в соответствии с личными интересами).

Личностные результаты:

проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о природе, культуре, выдающихся людях России и мира;

осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.

Оборудование: волшебный клубочек, листы бумаги у каждого ребёнка и у учителя формата А4; вешалка из толстой металлической проволоки с привязанными  к краям верёвками длиной около 50—60 см; фонарик, два стаканчика из-под йогурта, соединённые верёвочкой около 150 см.

Предварительная работа: на перемене провести игру «Глухой телефон». Приготовить вешалку и стаканчики для проведения опытов. Предварительно проверить действенность приготовленного наглядного материала.

 

Ход урока

 

Целеполагание. На перемене перед началом урока учитель играет с детьми в игру «Глухой телефон». В начале урока он обращается к детям: «Сейчас мы играли в «глухой телефон». Скажите, а если бы в настоящей жизни телефоны работали  так, как в нашей игре — всё бы перепутывали, изменяли сказанные нами слова, легко было бы нам жить? А если такая путаница была бы и при передаче телеграмм, в работе радио, телевидения, почты? Что бы тогда было? (Дети высказывают предположения.)

Актуализация знаний и умений. А для чего вообще нужны почта, телефон, радио, телевидение? Что вы уже об этом знаете? (Они помогают нам узнавать новости.) Далее учитель задаёт вопросы раздела «Вспомним».

Аналитический этап. Учитель продолжает: «Ребята, как можно одним словом назвать телефон, телеграф, радио и другие средства передачи новостей, известий, знаний? (Связь.) А если чуть длиннее — средства связи. Почему так? Давайте проведём маленький эксперимент». Учитель берёт волшебный клубочек. Держит в руке один конец нити. Дети, стоя в ряд, передают клубочек друг другу за спинами. Когда несколько человек соединены нитью, учитель говорит: «Теперь мы друг с другом объединены. Можно сказать, что между нами есть связь. Если я сейчас потяну за свой конец, то все, с кем мы связаны, об этом узнают. А остальные ребята могут и не догадаться». Учитель тянет свой конец нити. Просит детей сказать, когда они почувствуют натяжение. Остальные ученики пробуют догадаться, когда произойдёт движение.

Учитель: «Те, кто держит нить в руках, чувствовали толчок. А те, кто смотрел за нами, могли заметить моё движение. Они тоже были связаны с нами вниманием к тому, что происходит. Вот также и средства связи объединяют, связывают людей, дают возможность многим жителям любой страны и всего мира быть участниками и наблюдателями какого-то события. Давайте сейчас прочитаем, что нам рассказывает о средствах связи учебник. Но перед этим рассмотрите, пожалуйста, фотографии на с. 41 учебника и скажите, какими средствами связи вы уже умеете пользоваться». Дети выполняют задание. Затем учитель читает текст учебника. После прочтения спрашивает детей: «Ребята, вспомните, кто из сказочных персонажей служил гонцом в сказках. (Например, Мальчик-с-пальчик.) А что же заменяет гонцов в современных телефонных аппаратах или в радиоприёмниках, телевизорах? Точно вы узнаете об этом в старших классах, как и обещал учебник. А пока давайте познакомимся со свойствами звука».

Тренировочные упражнения. Учитель делает из листа бумаги рупор. Предлагает то же сделать детям. Ребята произносят любое слово без рупора и в рупор. Другой опыт заключается в том, что учитель берёт металлическую вешалку с привязанными к ней по краям  верёвочками. Держит перед собой за верёвочки в подвешенном состоянии. Ударяет по металлу карандашом или ручкой. Спрашивает у детей об их впечатлениях от громкости звука. Просит сравнить с каким-либо из знакомых им звуков. «Как колокольчик, как ксилофон». Затем приглашает кого-то из детей подойти к себе. Ребёнок равномерно накручивает на вытянутые указательные пальцы, обращённые друг к другу перед грудью, верёвочки. Длина верёвочек должна сократиться до 40—50 см. Затем наклоняется вперёд, так чтобы вешалка не касалась ни пола, ни одежды, ни любого другого предмета. Указательные пальцы ребёнок вставляет в уши. Учитель легко ударяет по вешалке. Звук должен получиться очень громким, часто говорят — «как колокол». Учитель просит поделиться ребёнка своими впечатлениями. Также можно попробовать переговариваться по переговорному устройству, сделанному из двух стаканчиков из-под йогурта, соединённых верёвочкой. Верёвочка должна быть натянута. Один ребёнок тихо говорит в свой стаканчик. Второй держит свой  стаканчик у уха. Звук хорошо  передаётся и усиливается. После экспериментов учитель проводит опрос. Можно провести его  с помощью рупора.

Аналитический этап. Вопросы к обсуждению: «Как в старину люди обменивались сообщениями? С помощью каких средств связи люди общаются сейчас в личной и семейной жизни? Любите ли вы писать и получать письма?»

Тренировочные упражнения. Учитель: «Ребята, то, как заполнять почтовые конверты, вы вспомните, выполняя задание в рабочей тетради. А кому из вас приходилось отправлять или получать телеграммы?

Аналитический этап. В телеграммах текст сообщения шифруется с помощью áзбуки Мо́рзе. Код Мо́рзе, или ещё её называют Морзя́нка, — способ кодирования букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов при помощи длинных и коротких сигналов, так называемых тире и точек. За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака — одна точка, между знаками в слове — 3 точки, между словами — 7 точек. Азбука была названа в честь американского изобретателя Сэмюэля Морзе, который предложил её в 1838 году, более 150 лет назад.

Телеграфист набирает текст телеграммы, пользуясь шифром каждой буквы. Например, буква А представлена в телеграфной азбуке точкой и тире (учитель отбивает шифр буквы А), а буква М — двумя тире (учитель также отстукивает ритм). Значит, если в одном городе телеграфист отстучит вот такой шифр: — —  . —  — — . —, то в другом городе его расшифруют как… (Мама.) Учитель даёт детям возможность самим попробовать разгадать слово и продолжает: «Такой сигнал можно передать  и с помощью фонарика». Учитель показывает детям, как можно передать сообщение с помощью азбуки Морзе, пользуясь фонариком.

Учитель продолжает: «Бывают такие случаи, когда требуется срочная, экстренная помощь — при болезни, пожаре, несчастном случае на дороге. Такой короткий сигнал, крик о помощи, известен и принят во всём мире, он носит название «СОС!». В телеграфной азбуке, в азбуке Морзе его передают так: точка-точка-точка, тире-тире-тире, точка-точка-точка». Учитель подтверждает свои слова постукиванием или вспышками фонарика: «Сколько людей спаслось благодаря посланному вовремя сигналу «СОС!»! Особенно при кораблекрушениях.

Тренировочные упражнения. Скажите, а в нашей жизни как мы можем сообщить о случившейся с нами беде? К какому средству связи можно прибегнуть, чтобы срочно вызвать помощь? Для нас самое главное средство — это телефон. По нему мы можем вызвать и пожарных, и «скорую помощь», и милицию. Только нужно твёрдо запомнить телефонные номера этих служб и то, что звонок к ним делается бесплатно с любого телефонного автомата. Итак, если где-то пожар, то мы набираем 01, если кто-то безобразничает, угрожает нашей жизни и здоровью, то телефон милиции 02, а если кто-то сильно заболел, плохо себя почувствовал, то телефон скорой медицинской помощи  03. Давайте запомним: если пожар, мы набираем номер телефона 01, если усмиряем хулигана — 02, если срочно вызываем врачей — 03». Учитель несколько раз повторяет игру, называя вразброс названия экстренных служб. Дети все вместе вслух произносят телефонные номера.

Аналитический этап. Учитель: «Ребята, что вы любите смотреть по телевизору и слушать по радио? Как местные газеты, журналы, радио и телевидение рассказывают о природе, культуре, людях нашего края? (Дети рассказывают.) Газеты, радио, телевидение, журналы также относятся к средствам связи, потому что они тоже связывают нас друг с другом, передавая самые разные сообщения, информацию. Эти средства связи  называются средствами массовой информации, так как сообщения, которые передаются ими, адресованы, в отличие от наших личных писем, телеграмм, телефонных разговоров, сразу большой массе людей». Учитель читает детям раздел  из учебника. Спрашивает детей: «Как вы поняли, что считается средством массовой информации? Почему необходимы средства массовой информации?»

Тренировочные упражнения. Учитель: «Однако надо учиться выбирать среди теле- и радиопередач такие, которые обогащают наш внутренний мир. Необходимо оберегать наши мысли, зрение, слух от всего недоброго, пустого, бездушного. Кроме того, телевизор и радио могут нанести вред не только духовному, но и физическому здоровью. О том, как правильно смотреть телевизор и слушать радио, прочитайте сейчас на «Страничках Умного Совёнка. А потом ответьте, кто из вас соблюдает те правила, о которых там говорится». Дети выполняют задание.

Выводы и обобщения. Учитель предлагает им сказать, что самое главное они узнали на уроке о средствах связи, сделать свой вывод. Сказанное детьми сравнивается с выводами учебника.

В завершение урока учитель говорит: «Темой нашего урока сегодня была связь. Технические средства связи. В начале урока мы говорили о том, что средства связи помогают объединению людей. Давайте стараться, чтобы объединяли нас не только экраны телевизоров, компьютеров, но прежде всего дружба, забота друг о друге, весёлые общие интересные дела и игры, а ещё —  сердечные, добрые беседы».  

Региональный компонент: познакомьте детей со старинными способами обмена информацией у народов вашего края; приведите примеры передач местных теле- и радиостанций, публикаций в региональных газетах и журналах, которые помогают узнать о природе, культуре, выдающихся людях родной земли. 

Рекомендации для занятий в семье: напишите поздравительные открытки к ближайшему празднику и разошлите по почте друзьям и родным. Помогите ребёнку организовать регулярную переписку с кем-то из товарищей, старших или младших родственников. Выпишите на дом газету или журнал, интересные ребёнку, а ещё лучше — всей семье. Обязательно обсуждайте содержание радио- и телепередач с ребёнком, вместе выбирая сюжеты, знакомящие с жизнью природы, с культурой вашего края и в целом России.  Прочитайте с ребёнком рассказ Н. Носова «Телефон» и В. Драгунского «Звёздные братья».

Дополнительный материал для учителя: если есть возможность, прослушайте вместе с детьми урок «Радионяни» из коллекции Госрадиофонда о правилах вежливости при разговоре по телефону. Можно повесить  в классе таблицу с азбукой Морзе.

 

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.