logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать несколько народных пословиц о силе человеческого ума и знаний;

приводить примеры того, как изобретения на основе познания природы и общества изменяют жизнь современного человека по сравнению с образом жизни наших предков (базовый вариант: на основе материала 2 класса);

определять сферы познания: природа, культура, человек.

Метапредметные результаты:

формулировать вопросы о том, что именно дети хотели бы узнать о природе или жизни общества и с какой целью;

формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека;

выявлять особенности познания;

высказывать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения.

Личностные результаты:

осознавать, что знания накладывают на человека ответственность перед природой и другими людьми за то, как, в каких целях используются открытия и изобретения. 

Оборудование: куклы мальчик и девочка в национальных  костюмах; волшебный клубочек.

Ход урока

Целеполагание. В начале урока учитель проходит между партами, пронося в руках волшебный клубочек, даёт возможность детям дотронуться до него и обращается к классу со словами: «Вот мы снова отправляемся в путешествие вслед за волшебным клубочком. От нас с вами зависит, на чём мы с вами остановим взгляд: на хорошем или плохом, каким будет путешествие: скучным или увлекательным, с кем встретимся в пути, что сохраним в уме и сердце. С собой мы возьмём и наших бессменных спутников, они тоже повзрослели за лето, но всё так же нуждаются в ваших объяснениях и помощи».

Учитель достаёт кукол-помощников. Кукла-девочка говорит: «Я очень хочу отправиться в путешествие, но в дороге может произойти что-то неожиданное, поэтому лучше останусь я в ящике стола. Тут сухо и тепло...» Кукла-мальчик говорит: «Трусиха!» Учитель вмешивается в их разговор: «Осторожно, неприятность уже произошла — вы поссорились. Оказывается, и сидя дома, не избежишь неожиданностей». Обращается к детям: «Ребята, вы согласны? (Поощряет детей к выражению мнений.) А сейчас послушайте древнюю историю о мастере Дедале и его сыне Икаре. Слушайте внимательно, а потом скажите, был ли напрасным поступок Икара». Учитель кратко пересказывает миф. Узнаёт мнение детей: «Какая давняя мечта людей отразилась в древнегреческом мифе? Смогли ли люди её осуществить?

Аналитический этап. Посмотрите на рисунки на с. 4 и 5 учебника. На какой из фотографий видно, что мечта человечества о полёте осуществилась? Скажите, для чего люди поднялись над землёй. Чтобы покрасоваться в небе, погордиться собой, похвастаться? (Познать свои силы и лучше узнать окружающий мир.) Значит, людьми в познании мира движет…» (Учитель даёт детям возможность завершить предложение, подводя к словам, близким по значению к словам любопытство, любознательность.) Ребята, какое слово прячется внутри слов любопытство, любознательность? (Любовь.) Значит, главное, что ведёт человека к познанию мира, — это любовь к миру, к исследованию мира. Любопытство — любовь  к испытанию (познанию). Где живёт в человеке стремление к познанию и сами знания? Каждый покажите на самом себе. (Дети поглаживают головы.) А где дом любви? Покажите-ка, где обитает любовь у каждого из вас. (Дети кладут руки на грудную клетку в области сердца.) Теперь вы сможете объяснить название главы в учебнике».

Тренировочные упражнения. Учитель предлагает одному из учеников прочитать пословицу «Голова всему начало, сердце всему закон». Обсуждает с детьми, как они понимают эту пословицу. Затем дети рассматривают фотографии в учебнике и рассказывают, что познаёт и использует человек. Учитель спрашивает: «Какие вопросы в познании природы или жизни людей вас интересуют? Какие открытия обогащают внутренний мир человека? Почему на пути познания поучительны даже неудачи? Как научные открытия и изобретения меняют привычки и образ жизни современных людей? Как можно уменьшить усталость от трудной работы?»

Аналитический этап. Учитель: «Много вопросов? Устали? Давайте ответим на последний: «Кто на свете задаёт больше всего вопросов?» (Дети.) Конечно, ведь каждый ребёнок  познаёт мир. Дети — самые любопытные создания на свете. А ещё наравне с детьми главные «задавальщики вопросов» — учёные. Каждое открытие начинается с вопроса. Вспомните, какие слова помогают нам задавать вопросы. Если мы захотим спросить о месте какого-то события, какое слово будет первым в нашем вопросе? (Где.) А если захочется узнать время события? (Когда.) Какие ещё вы знаете вопросительные слова?  Сейчас подумайте и запишите в тетради вопросы о том, о чём  хотелось бы узнать на уроках  в школе. Так вы создадите сокровищницу вопросов. В течение года я с помощью других ребят, книг, опытов постараюсь ответить на них».

Тренировочные упражнения. Дети выполняют задание 2 на с. 3 рабочей тетради.

Аналитический этап. Учитель: «А сейчас давайте узнаем историю одного человека, кто всю свою жизнь был любознательным по отношению  к миру, благодаря чему и сделал великие открытия в науке. Это великий русский учёный Д. И. Менделеев». Учитель читает рассказ из учебника о Д. И. Менделееве. Спрашивает детей об их впечатлении от услышанного: «Ребята, вот вы услышали рассказ о великом учёном. Его имя известно во всём мире. Школьники всего мира изучают его открытия. Как вы думаете, был ли он богатым человеком? В чём было его главное богатство? (В силе духа, характера, в знаниях, любви к миру, познанию, активности.) Что в современном мире является основой богатства разных стран? Точный ответ на этот вопрос вы прочитаете дома в учебнике. А теперь давайте вспомним, с чего начался сегодня урок. Получилось так, что нашей помощнице пришлось делать выбор между  покоем в ящике стола и неожиданностями во время путешествия. Что бы вы сейчас могли посоветовать ей, чем ободрить? Как вам самим кажется, стоит ли бояться неизвестности, неудач на пути познания?»

Дети высказывают мнения. Учитель продолжает: «Выбор приходится делать каждому из нас каждый день: выпить чай или компот, пойти гулять или остаться дома, поссориться или помириться, нарисовать прекрасный рисунок или испортить стену в подъезде, сказать грубое или ласковое слово... Как вы думаете, в чём же наш главный выбор, между чем и чем? Об этом яснее всего говорится в народных сказках. Ответьте, чему служит Иван-царевич, а чему — Кощей Бессмертный. (Добру и злу.) А знания можно сравнить и с мечом-кладенцом, и с волшебным клубочком, и с чудо-зеркальцем, и с ковром-самолётом. Вы согласны? Объясните почему»

Дети отвечают. Учитель продолжает: «Учёный — это почти волшебник, он превращает сказку в быль, открывает кладовые природы, секреты устройства мира. Какой же выбор должен делать человек, обладая знаниями?»  После обсуждения учитель говорит: «Всё, о чём мы сейчас говорили, коротко изложено в выводе учебника. Давайте его прочитаем». Ученик зачитывает вывод. Затем учитель предлагает повторить прочтение всем вместе вслух.

Выводы и обобщения. Учитель: «Издавна люди сравнивали знания со светом. Попробуйте дома провести научный опыт: побудьте вечером в тёмной комнате без света, попробуйте найти какой-то предмет в темноте, а потом с помощью фонарика. Что изменится вокруг, как вы себя будете чувствовать со светом и без света? И ответьте на вопрос: чем похожи свет и знание? О результатах эксперимента можно будет рассказать нам или внести их в дневник впечатлений или просто сохранить  в своей копилке знаний о мире. Наш урок окончен, но познание мира продолжается, оно бесконечно».

Региональный компонент: подберите в творчестве народов своего края пословицы о силе знания, человеческого ума для сравнения их с пословицами, приведёнными в учебнике. Расскажите о вкладе деятельности целого коллектива или отдельного специалиста своего края в достижения отечественной науки. Посетите с детьми краеведческий музей или дом-музей выдающегося земляка, прославившего край и российскую науку.

Рекомендации для занятий в семье: выполнить задания рабочей тетради, прочитать главу учебника. Обратить внимание родителей на необходимость поддерживать и развивать в детях естественный интерес к познанию мира, стараться не оставлять без ответа детские вопросы, создавать ситуации,  в которых ребёнок окажется перед необходимостью разрешать вопросы, т. е. проявлять познавательную активность. Родителям надо пояснить, что возрастающее количество современных детских, подростковых депрессий и психологических зависимостей объясняется в том числе подавленным детским стремлением к познанию, принятию решений, деформацией воли, привычкой  к пассивному, некритичному, лёгкому получению ярких впечатлений, неумением видеть интересное в обыденных явлениях.

 

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.