logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках;

отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания.

Метапредметные результаты:

придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока);

сравнивать фотографии;

определять и описывать изменения в отношениях друг к другу за месяц учебы в школе;

составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс»;

оценивать сложившиеся отношения в классе;

выделять положительные ситуации, предлагать изменения негативных ситуаций;

взаимодействовать с одноклассниками в ходе игры «Море волнуется».

Личностные результаты:

понимать необходимость товарищеского сотрудничества, готовности к взаимодействию и взаимопониманию, чувства принадлежности к коллективу (классу), поколенческой идентичности (мы – это «я» и мои сверстники);

осознавать необходимость сплочения учащихся как членов единого коллектива – класса;

понимать важность развития коллективистского самоопределения личности на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями.

Оборудование: без особых рекомендаций.

Предварительная работа. Первый вариант: выполните с детьми посильную сезонную работу на школьном участке, во дворе подшефного детского сада (детского дома, дома ветеранов). Заранее договоритесь о том, чтобы авторитетный для детей человек похвалил и поблагодарил их за дружную коллективную работу. Второй вариант: примите всем классом участие в школьном конкурсе начальных классов на лучшую коллективную работу, например «Рисунок на асфальте» и т. п. (в зависимости от условий и погоды).

Подготовьте стационарный стенд с фотографиями учеников, их именами, фамилиями и датами дней рождения. Вторая часть стенда «Мы — дружный класс» отражает текущую жизнь класса. Начать экспозицию можно с фоторепортажа, посвященного коллективному мероприятию (до этого место на стенде может быть оформлено плакатом ко Дню знаний).

Подготовьте напечатанные или написанные от руки на полосках бумаги тексты пословиц к уроку из учебника.

 

Ход урока

 

Актуализация знаний и умений. Открыть урок может диалог кукол Мальчика и Девочки о дружной совместной работе детей накануне. Необходимо подчеркнуть яркие подробности сотрудничества (как обдумывали тему рисунка, намечали композицию, распределяли, кто и что будет рисовать; как обменивались цветными мелками в ходе работы, уточняли детали рисунка и придумали неожиданный выразительный штрих, украсивший всю ком позицию; кто кому и как помог в трудном случае, какую испытали радость от взаимопонимания и взаимодействия и т. п.).

Диалог сопровождается рассматриванием на стенде фотографий прошедшего мероприятия. Кукла Девочка: «Давай сделаем подписи к фотографиям. Некоторые у меня уже есть». (Это пословицы.) Куклы пробуют подобрать подписи, обращаются за помощью к детям. Учитель вызывает желающих. В случае затруднений с помощью кукол сам распределяет уже готовые подписи, а детей просит подумать еще раз в ходе урока или потом, на перемене.

Целеполагание. Затем учитель предлагает детям подняться из-за парт, дает задание встретиться глазами с теми из ребят, чьи имена уже хорошо знакомы, и помахать им рукой. (Правило: нельзя окликать друг друга, игра проводится в тишине.) За тем нужно попробовать, находясь на своих местах, объединиться через рукопожатие (дети берутся за руки змейкой по рядам). Когда все руки соединились, проводится игра «Море волнуется», после чего дети бесшумно садятся за парты. Эта часть занятия выполнит и роль физкультминутки.

Аналитический этап. Продолжается беседа кукол с детьми. Мальчик: «Ребята, вот у нас написано на стенде и в учебнике: «Мы — дружный класс». А кто это «мы»? Поднимите, пожалуйста, руку те, кто относит себя к «мы». (Дети поднимают руки вместе с учителем.) Девочка: «А теперь поднимите руки те, кто может сказать о себе «я». (Дети снова поднимают руки.) Полу чается, что «я» и «мы» друг с другом очень связаны. Без «я» не может быть «мы». Мальчик: «А ты знаешь, что раньше многие правители говорили о себе «мы»: «Мы повелеваем, мы опечалены, мы желаем, мы разгневаны…» Девочка: «Вот какая сила в слове «мы». Ребята, попробуйте составить предложение, одинаковое по смыслу с предложением «Мы — дружный класс», используя слово «я». (Я учусь в дружном классе.) Учитель: «Ребята, а как можно назвать тех, кто учится в одном классе? (Одноклассники.) А если наш класс дружный, то нас можно назвать… Как называют тех, кто дружит? (Друзья.) Какое еще слово подходит к тем, кто учится в школе?» (Ученик, ученики.) Учитель выписывает слова «ученики», «одноклассники», «друзья» на доску. Если класс читающий, то ученики дополнительно выделяют эти слова в учебнике с помощью счетных палочек. Мальчик: «Ребята, а кого мы еще не назвали? Без кого не может быть класса и учебы в нем?» (Учитель.) Учитель: «Давайте скажем то волшебное слово, которое делает учебу в классе радостной, а каждый урок превращает во встречу друзей». (Дружба.) Затем учитель выразительно читает завершающий абзац урока (в читающем классе дети следят за его чтением с помощью счетной палочки) и спрашивает, согласны ли дети с прочитанным текстом.

Тренировочные упражнения. При наличии времени детям предлагается заполнить рисунком или принесенными заранее фотографиями одно (по выбору) из отведенных в рабочей тетради мест (с. 22), «поработать фотокорреспондентами», рассказывающими о жизни класса.

Выводы и обобщения. Кукла Мальчик: «На прошлом уроке мы по-другому говорили о классе. Ребята называли… не могу вспомнить. Помогите мне, пожалуйста. (Ребята перечисляют слова прошлого урока, описывающие материальный мир класса.) Вот – вот – вот. Вспомнил! Так что же, мы на прошлом уроке ошиблись? Не про то говорили? Оказывается, у слова «класс» разные значения. В одном случае мы говорили о классе как о ком нате, которая заполнена частицей природы; в другом мы понимали под словом «класс» содружество людей, у которых есть общие цели, общая работа и общие радости». Учитель спрашивает мнение детей и делает вывод: «Наш класс — это целый мир. В нем есть и природа, и культура, и мы — люди!»

Региональный компонент. Вспомните с детьми те сказки, пословицы культурной традиции народов своего края, в которых говорится о дружбе, взаимопомощи, товариществе.

Физкультминутки. Можно повторить игру «Дети бегали по школе», а также исполнить ритмичные движения под песню «Если с другом вышел в путь». 

Рекомендации для занятий в семье. 

Выполните с ребенком задание из рабочей тетради. Заранее обдумайте задание № 2 на с. 23. Оно предназначено для следующего урока «Учитель — наставник и друг». Обратите внимание, что для нормальной адаптации ребенка к школе, формирования положительного отношения к обучению очень важна эмоциональная позиция близких взрослых. Поэтому необходимо в воспоминаниях о своих школьных годах выдерживать положительный тон, настраивающий ученика на соответствующее отношение к учебе и школе в целом. Кроме того, подобные беседы сближают ребенка с родителями и служат залогом того, что в случае затруднений ребенок обратится за помощью именно к ним, а не замкнется в своих проблемах, т. е. выполнение данного задания не разовое мероприятие, а начало определенных внутрисемейных отношений, имеющих не нравоучительное, а скорее, терапевтическое значение для всех последующих лет учебы и взаимоотношений с ребенком.

 

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.