logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся)

Предметные результаты:

называть факторы, объединяющие граждан России в один российский народ;

приводить примеры этих факторов из реальной жизни;

называть государственную символику (флаг, герб, гимн).

Метапредметные результаты:

сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», находить общее и различное;

составлять рассказ на основе картин и фотографий в соответствии с целями коммуникации;

прогнозировать свою деятельность для осуществления проектов на благо Отечества;

оформлять Календарь памятных дат.

Личностные результаты:

определять поступки, в которых будет проявляться любовь к Родине;

проявлять уважение к атрибутам государственной символики — гимну, флагу, гербу — через соблюдение социально принятых норм поведения.

Оборудование: куклы-помощники, картонный экран телевизора, государственная символика России, звуковая запись государственного гимна России; календарь памятных дат — может быть обычный настенный календарь, в котором удобно отмечать важные даты.

Предварительная работа: приготовить картонный экран, образцы государственной символики России.

Ход урока

Актуализация знаний и умений. Целеполагание. Учитель приветствует класс и говорит: «Предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент телепередачи и высказать своё мнение о том, что вы увидели». Педагог выставляет на учительском столе картонный экран, включает — появляются куклы-помощники. Учитель поясняет, что передача снята в другой стране и это — её жители. Обращается к куклам: «Здравствуйте. Мы журналисты из России. Вам известна такая страна? Нам хотелось бы узнать, что представляется вам при слове «Россия». Куклы перечисляют: «Матрёшка, снег, гармошка, пельмени, богатырь». — «Спасибо!» Телепередача окончена, и учитель беседует с классом. «Ребята, вы согласны с тем, что названные слова и явления — самое главное в нашей жизни, объединяющее нас в одну страну и в один народ?» Ученики высказывают своё мнение. Учитель дополняет: «Конечно, всё названное связано с Россией, а значит, и с нами — её гражданами. Но самое ли это главное? Это ли объединяет нас в один народ? Снег — явление в России частое, но далеко не во всех областях нашей страны. Матрёшка появилась в нашей культуре совсем недавно, когда мастера научились делать кукол, которые вставляются одна в другую, на примере японских традиционных игрушек. Гармошка — исконно европейский инструмент. Пельмени — блюдо восточных народов. Богатыри прославлены в русских былинах, но само слово «богатырь» восходит к тюркским языкам. Похоже, самое главное, самое общее для всех нас скрыто в чём-то другом. Давайте вспомним: с какими народами России мы познакомились на страницах учебников в 1, 2 и 3 классах? Какие народы России живут в нашем крае? И как они все незримо объединены в одно сообщество граждан России? А как с помощью приставки превратить слово «граждане» в слово, обозначающее жителей одной страны? (Сограждане.) На прошлом уроке мы говорили о Родине и Отечестве. Как называют тех, кто живёт в одном Отечестве? (Соотечественники.) Как вам кажется, в чём разнятся по смыслу слова «гражданин» и «соотечественник»? Какое из них больше подчёркивает тёплую, почти родственную связь между людьми? Почему? А вот в слове «гражданин» я лично ощущаю высокую торжественность, может быть, это потому, что оно своими корнями уходит в седую древность старославянского языка».

 Аналитический этап. «Попробуем рассуждать дальше. Наша Родина объединила многие народы. Что способствует взаимопониманию разных народов России?»

 Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрации на с. 9. «Ребята, как изображённые здесь люди связаны с нами, с нашей жизнью, что у нас с ними общего?» Обсуждение проходит с помощью вопросов из разделов «Обсудим» и «Подумаем!».

Выводы и обобщения учащихся. После обсуждения учитель зачитывает текст параграфа на с. 8—9. Дети выделяют и проговаривают названные в тексте факторы объединения всех граждан страны в один российский народ. Отвечают на вопросы раздела «Проверим себя».

 Учитель: «С сегодняшнего дня мы начнём заполнять наш классный Календарь памятных дат. В нём мы будем отмечать важные дни в истории Отечества и в нашей сегодняшней жизни. Наш первый узелок на память будет посвящён Бородинскому сражению как свидетельству общей судьбы многих народов России, входивших в состав российского народа и принимавших участие в борьбе с нашествием наполеоновской армии в 1812 году». Учитель с детьми прочитывает текст на с. 10—11. Делает отметку в календаре.

Завершается занятие чтением вывода. Дети дополняют его, раскрывая своё понимание пройденного материала. При возможности учитель включает запись государственного гимна, предварительно напомнив ученикам, что при его звучании принято вставать.

Региональный компонент: посетить с детьми краеведческий музей для знакомства с событиями в жизни народов вашего края, которые являются их общим достоянием. Рассказать о своём земляке, целом творческом коллективе, которые в настоящее время предлагают или уже претворяют в жизнь проект для будущего процветания России. На основе посещения музея составить страницу для настенного Календаря памятных дат в классе.

Этап рефлексии.

Домашнее задание: выполнить задание 3 в рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье: обсудить с ребёнком услышанное на уроке. Обратить внимание на то, где и когда в учреждениях, на улицах встречается государственная символика (герб, флаг, гимн). Поделиться, что значит понятие «российский народ».

 

Поиск

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.