logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся).

Предметные результаты:

иметь представление о роли русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов;

рассказывать о произведениях писателей своего края как о создателях общего культурного наследия России;

знать, чем знамениты К.Л. Хетагуров, Ю.С. Рытхэу как участники диалога культур народов России;

знать сведения о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края как создателях общего культурного наследия России.

Метапредметные результаты:

работать в группе;

строить речевое высказывание — рассказ о выдающихся уроженцах своего края по образцу;

высказывать суждения о диалоге культур народов России как способе их взаимного культурного и духовного обогащения;

составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной культуры.

Личностные результаты:

осознавать ценность диалога культур народов России как способа их взаимного духовного и культурного обогащения;

испытывать эстетические чувства в процессе общения с произведениями культуры одного или нескольких народов России (на примере творческого общения с произведениями К.Л. Хетагурова и Ю.С. Рытхэу);

совершенствовать навыки межкультурной коммуникации на основе знакомства с ролью русского языка и культуры, со значением диалога культур народов России в сложении общенациональной российской культуры.

Оборудование: схема языковых семей народов России; выставка книг на языках народов своего края, подготовленная к предыдущему уроку и дополненная произведениями этих же авторов на русском языке или в переводе на русский язык.

Предварительная работа: подготовить произведения писателей — представителей разных народов своего края на русском языке или в переводе на русский язык; выбрать две группы детей (по их желанию) и подготовить с ними презентации для знакомства остальных учащихся с творчеством К.Л. Хетагурова и Ю.С. Рытхэу, взяв за основу материал учебника и дополнив его сведениями и иллюстративным сопровождением из дополнительной литературы или (и) Интернета.

Ход урока

Актуализация знаний и умений. Целеполагание. Начать занятие можно с предложения ответить на вопросы рубрики «Вспомним»; обратить внимание детей на изображение рядом с заглавием урока в учебнике памятника А.С. Пушкину; процитировать строки из стихотворения «Памятник» с пророческим предсказанием поэта о творческой судьбе народов России; одновременно это является и поэтическим определением роли русского языка и русской культуры во взаимном обогащении культур разных народов России через творчество выдающихся их представителей в самых разных сферах отечественного искусства, науки, техники.

Аналитический этап. 

Друг за другом выступают две группы детей с рассказом о творческих судьбах К.Л. Хетагурова («Великий сын осетинского народа») и Ю.С. Рытхэу («Самый известный в мире чукча»). Сильное впечатление на детей производит мультимедийная демонстрация репродукций картин К.Л. Хетагурова, особенно его картины «Природный мост», и произведений, выполненных народными мастерами Чукотки в технике резьбы по кости. После такой демонстрации можно провести беседу по вопросам рубрики «Подумаем!». Учитель предлагает найти на схеме языковых древ древа родных языков писателей, с творчеством которых вы сейчас познакомились. Затем учитель знакомит детей с региональным материалом и беседует с ними, опираясь на вопросы рубрики «Обсудим», предварительно раздав по группам книги поэтов и писателей своего края, для того чтобы дети могли по выходным данным изданий найти ответы.

Выводы и обобщения учащихся.   В завершение урока куклы-помощники, передаваемые от одного ученика к другому, проведут работу по вопросам рубрики «Проверим себя», а учитель обобщит урок своим выводом, попросив детей сопоставить его с выводом учебника. Задания в рабочей тетради можно выполнять по ходу урока либо дома.

Урок также можно провести в форме праздника культур народов России «Диалог культур через диалог личностей» в классе; можно посетить краеведческий, литературный музей, организовать встречу со специалистом-краеведом, просмотр соответствующего фильма, посвященного жизни и деятельности земляка, соотечественника, творческие достижения которого вобрали в себя богатство достижений русской культуры и обогатили общее культурное достояние России в области искусства, науки, техники.

Региональный компонент: подготовить выставку книг на языках народов своего края; подобрать материал о выдающихся деятелях культуры России — уроженцах своего края. Оформить страницы настенного Календаря памятных дат, посвящённые этим людям.

Этап рефлексии.

Домашнее задание: выполнить задание 2 в рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье: принять участие в подготовке презентаций к рассказу о творческой судьбе К.Л. Хетагурова, Ю.С. Рытхэу или выдающихся деятелей культуры России — уроженцев своего края. Побеседовать с ребёнком о том, в каких формах проходит «диалог культур через диалог личностей» в вашем крае (городе, селе), какова роль русского языка и культуры в этом процессе.

 

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.