М У Д Р Ы Й   Г Н О М
Мудрым никто не родился, а научился.
 

Главная   Мой профиль Выход           Суббота, 21.07.2018, 18:34
» УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С МУДРЫМ ГНОМОМ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ И МЕРОПРИЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
» ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
» МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
» ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
» ТЕХНОЛОГИЯ
» ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
» КОНТРОЛЬНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ
» МУДРЫЙ ГНОМ - УЧИТЕЛЯМ
» Категории раздела
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [94]
ПИСЬМО [13]
РУССКИЙ ЯЗЫК [40]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [18]
МАТЕМАТИКА [50]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [74]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [24]
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА [38]
ОБЖ [26]
МУЗЫКА [12]
РИСОВАНИЕ [59]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
ТЕХНОЛОГИЯ [12]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок-акция по русскому языку "Чистое слово"
10.03.2016, 13:30

Задачи:

  1. развивать лингвистическую зоркость учащихся;
  2. формировать лингвистические навыки;
  3. формировать деятельное отношение к борьбе за чистоту русского языка.

Условия организации занятия:

  1. проблемность;
  2. сотрудничество;
  3. вовлечение в активную, практическую значимую деятельность.

Методы обучения – беседа, рассказ, объяснение, учебная дискуссия, игра, игровое проектирование.

План занятия

1. Вступительная беседа «Эмоциональная разминка»

Учитель вступает в диалог с ребятами (позиции: «говорящий – слушающий», слушающий – говорящий»).

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и прочем.
   О том, что хорошо и хорошо не очень.
   Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.
   Поговорим?

- Поговорим.

- Вам будет интересно.

- Мои уважаемые собеседники, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди в самые первые минуты встречи? (Как твоё настроение)

- Что же это за такой интересный, удивительно важный предмет, который нельзя увидеть, услышать, потрогать руками, но зато можно? (ощутить, почувствовать)

- Попытайтесь раскрыть секрет, тайну, смысл, лексическое значение этого всем знакомого и одновременно загадочного слова. (Настроение – внутреннее душевное состояние, состояние духа.)

- А если бы вас попросили поразмышлять о характере, душу слова «настроение», что бы вы на это ответили? (характер непонятный, изменчивый: противоречивый)

- Как вы думаете, почему так важно, необходимо учитывать настроение своего собеседника? (важно, чтобы не обидеть его в тот момент, когда он не расположен, психологически не готов к разговору, чтобы не навредить ему и самому себе…)

- А сейчас каждого из вас я попрошу выразить оттенок своего настроения в данные минуты. Ответьте, пожалуйста, одним словом (каким?). На проекторе «словарь настроений».

- А теперь немного пофантазируем, представим такую ситуацию. Вы – юные художники, которым предлагается не совсем обычное оригинальное задание: изобразить своё абстрактное слово – настроение в виде конкретного образа. Сделать это нужно не кистью, а с помощью ранней формы языка…

Итак, рисуем настроение жестами.

- Итак, незаметно для себя мы приступили к общению. Как вы думаете, какая форма речи и почему возникла раньше других? (раньше других возникла внутренняя речь, когда человек что-то чувствовал, ощущал, переживал и думал об этом не вслух, а про себя.)

- Внутренняя речь человека – это его внутренний голос, голос души, сердца, чувства и ощущений. Этот голос надо будить, к нему нужно прислушиваться. Попытайтесь прислушаться к своему внутреннему голосу, о чём он должен напомнить?

Ребята встают и не очень громко, почти шёпотом, хором произносят следующие слова (слова на экране)

Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу.

Мой язык – моё лицо.

Знаю, мне необходимо развивать, совершенствовать свою речь. Учусь чувствовать себя и другого. Я спокоен и уверен в себе.

2. Создание лексического «магнитного поля»

- Язык может быть добрым другом, жестоким и злым, коварным врагом. Мы говорим: слово – друг и враг. Словом можно излечить и ранить! Слово в моём представлении – живое существо, которое, как и человек, способно радоваться, грустить обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать слово доброе от злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь.

-Мы с вами договоримся отмечать добрые слова знаком «+» (плюс), а злые слова – знаком «-» (минус). Произнесите слова, записанные на доске. (Чистое слово).

-Как вы считаете, добрые они или злые? Какой у них знак «+» или «-»? Что помогает вам сделать выбор?

- А теперь немного пофантазируем: представьте себе, что произнесённое и записанное слово превратилось в магнит. Оно может притягивать, присоединять к себе другие слова. Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к выбранному вами слову- магниту. Обратите внимание на то, что совсем как в жизни, всё доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому. «Притягивающиеся» к слову магниту слова могут принадлежать к разным частям речи, только записывать их надо в начальной форме.

Дети придумывают слово - магнит и притягивают к нему другие слова.

3. Игровое задание «Я начну, а ты продолжи»

Учитель предлагает начало известной строки. Учащиеся самостоятельно должны продолжить.

Слово не воробей: (вылетит – не поймаешь).

Сперва подумай, а там (скажи).

В добрый час молвить, в худой (промолчать).

4. Работа со словарём.

Выясняем значение слова акция. Находим слова – синонимы к слову.

5. Внимание! Словесный шторм!

Дети читают задание по одной строфе. Исправляют речевые ошибки.

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А, вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол.
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.

Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать,
Будут польта выдавать.

6. Подбери рифму.

На доске записаны строчки из стихотворения. В левом столбике стихотворение с пропуском слов, в правом – слова пропущенные. Дети подбирают нужные слова, изменяя, где нужно, форму.

Лучше нет моей…

И родного…

Мощь его, краса и сила

Нам понятна и …

А русский …

Могучий, народный,

И он мне на …

Дороже всего.

Россия

Язык

близкий

Свободный

Свет

7. Собери предложение. Дети восстанавливают деформированный текст.

Наш, язык, меч, наш, любовь, наша, свет, наш, гордость, наша

( Эти слова К.Г. Паустовского могут послужить лозунгом к проведению акции «Чистое слово», дети могут предложить свои лозунги.)

8. Творческая работа - исследование «Какие слова меня больше всего обижают и радуют?» (домашнее задание или домашняя заготовка)

9. Итог. Учитель благодарит ребят за тёплый, доверительный разговор, за добрые и умные мысли, за творческое отношение к работе. Произносятся заключительные слова – пожелания, которые подводят итог всего занятия:

Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.

Так заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным, добрыми словами и добрыми делами!

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin | Теги: учителю начальных классов, разработки уроков для младших класс, методсовет, конспекты уроков для начальных клас, план-конспект урока
Просмотров: 814 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ЗНАНИЯ ПО КРУПИЦАМ


» ШКОЛЬНИКАМ О КУЛЬТУРЕ РОССИИ
» МАСТЕРИМ С МУДРЫМ ГНОМОМ

» ЗАНИМАТИКА ОТ МУДРОГО ГНОМА
» ДЕТСКАЯ КОМНАТА
» Форма входа

» Поиск
"Мудрый Гном"
рекомендует









ПАН ПОЗНАВАЙКО
 
 Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2018 Рейтинг@Mail.ru