М У Д Р Ы Й   Г Н О М
Мудрым никто не родился, а научился.
 

Главная   Мой профиль Выход           Четверг, 18.01.2018, 21:04
» УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С МУДРЫМ ГНОМОМ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ И МЕРОПРИЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
» ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
» МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
» ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
» ТЕХНОЛОГИЯ
» ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
» КОНТРОЛЬНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ
» МУДРЫЙ ГНОМ - УЧИТЕЛЯМ
» Категории раздела
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [94]
ПИСЬМО [13]
РУССКИЙ ЯЗЫК [40]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [18]
МАТЕМАТИКА [50]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [74]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [24]
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА [38]
ОБЖ [26]
МУЗЫКА [12]
РИСОВАНИЕ [59]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
ТЕХНОЛОГИЯ [12]
» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Интегрированный урок народоведения и природоведения во 2 классе «Славное прошлое избяного дедушки»
16.03.2014, 18:48

Цели:

• познакомить детей с историей появления образа домового, рассказать о перевоплощении его образа, знакомого по сказкам, из древнего славянского Рода;

• формировать интерес к культуре, этносу своего народа;

• воспитывать уважение к своей малой Родине – семье, дому.

Материалы: иллюстративное изображение домового; литературные описания о богах из славянской мифологии.

Ход урока

Педагог. Среди многочисленных духов природы, окружающих наших дедов и прадедов, самым родным и близким, самым доброжелательным к людям был дух дома. Кто мне скажет, как его зовут?

Дети. Домовой.

Педагог. Правильно. Кто может рассказать, каким вы его себе представляете?

Дети. Он маленький, с длинной бородой. Он добрый.

Педагог. Дедушка мечтательный, хозяйственный, а подчас шаловливый, обитал у каждого очага и оберегал его от всех возможных напастей. Он селился невидимкой, то за печью, то на чердаке, а иногда и в подполе. Туда носили ему угощение: маленькие хлебцы, щедро посыпанные солью, молоко на блюдце, а в особых случаях – нюхательный табак да чарку водки. По имени его старались не называть, чтобы не обидеть. Потому и величали «дедушкой-доможилом», «хозяином» и даже «кормильцем». Многие с ним «знакомы», но позабыли откуда берет он свой род, кем был в древности.

После того как в XI в. Ярослав Мудрый построил в столице Киевской Руси огромный и прекрасный храм Софии, сам Киев стал христианской митрополией – центром веры. Почти сразу же был созван собор священников, чтобы укрепить жителей города в новой вере, так как доходили в Киев слухи о том, что горожане не чураются языческих празднеств, и сам митрополит охотно принимает в них участие. Вот и решили наставить всех на путь истинный. Одним из таких наставлений стало слово человека, глубоко верующего в христианскую религию. Он считал, что негоже приносить в жертву угощения богу Роду. Надо отметить, что с принятием христианства на Руси многие языческие обряды осуждались.

Давайте поговорим о том, кем было божество Род для наших древних предков. Восточные славяне считали его главным над богами, творцом Вселенной и повелителем всего живого на земле. Род жил на небе, ездил на облаках и даровал жизнь природе: людям, животным, птицам, рыбам. Он посылал летом благодатные дожди и зимой снегопады, весной вешние воды и разноцветные радуги. Заботился о том, чтоб не высыхали реки и не истощались источники. Управлял громами и молниями. По величине и могуществу его можно было сравнить с древним греческим богом Зевсом, но Род отличался от Зевса тем, что был доступнее для простых людей, особенно землепашцев. Имя Род (корень род) мы встречаем во многих словах: Родина, родичи, природа, родник. Давайте вместе рассмотрим значение этих слов в жизни человека. Родина, что она значит для человека?

Дети. Это место, где человек родился.

Педагог. Что является Родиной для нас?

Дети. Родина – это наша страна – Россия.

Педагог. Правильно. Наша малая Родина… (называет город или село). А что означает слово «родичи»?

Дети. Это семья, в которой мы живем, родные братья, сестры, бабушки, дедушки, дяди и тети.

Педагог. А слово «природа», что оно значило для древнего человека?

Дети. Природа помогала выжить человеку. Она кормила, одевала, укрывала от непогоды. Древний человек поклонялся природе.

Педагог. Правильно, человек обожествлял природу. А как мы сегодня относимся к природе?

Мальчик. Я видел в лесу, на очень красивой полянке, разбросаны бутылки, пакеты из-под сока.

Девочка. А я на берегу речки видела много полиэтиленовых бутылок.

Педагог. Да, к сожалению, сегодня человек не бережет природу. У нас осталось еще одно слово – «родник». Почему это слово я тоже выделила для обсуждения?

Дети. Родник – это источник, который бьет из земли. В нем чистая вода. Сегодня мало осталось родников. Но таких источников становится мало. Они есть только там, где живет мало людей. А без чистой воды человек прожить не может.

Педагог. Правильно, родник – это то, что необходимо для здорового человека, для продолжения его жизни на земле. Мы с вами рассмотрели слова, которые объединяет общий корень – название древнего божества – Род. Все эти слова очень значимы для человека. Но куда же исчезло божество Род сегодня? Некоторые считают, что полузабытый, постаревший Род спустился с небес на землю, получил свое продолжение, превратившись в многочисленных избяных дедушек-домовых, каждый из них обитает в одном из славянских домов (рис. 4, 5). Но существуют и другие предположения о происхождении домового. Одни ученые считают, что он своим волосатым внешним видом и заботой о домашних животных напоминает древнего «скотного бога» Велеса. Другие уверены, что предком домового духа был последний сжатый сноп, который величали дедушкой-кормильцем, его украшали лентами и ставили на зиму в дом до следующего урожая. Но есть и такие, кто уверен, что домовой – это призрак первого предка данного рода, похороненный в доме и продолжающий заботиться о своих потомках.

Как бы то ни было, а все начиналось со строительства дома. Какой же домовой без жилья? И здесь все было таинственно, загадочно, с соблюдением охранных ритуалов. На новом месте нужно было как бы заново родиться, потому и входили в жилье в темноте, ощупью, лучше всего в новолунье. Впереди себя пускали петуха или кошку: если во время строительства дома завелась между стенами какая-нибудь нечисть, то пусть уж она на птицу или животное нападает, а не на людей. А если все обойдется, тогда можно и самим входить, и обязательно с иконой и хлебом-солью. Войдя, нужно икону первым делом в красный угол поставить, затем – отрезать кусок от каравая, густо посыпать его солью и положить под печь, чтобы незримый хозяин, который сюда войдет, должен принять на себя все заботы по хозяйству, от бед и напастей охранять. Подношение нужно приносить с почтением и серьезно, а то домовой может заподозрить насмешку. В новом доме и домовой новый, и его доверие еще нужно завоевать. Но и тогда он никогда не покажется – домовой строго соблюдает свою независимость.

По окончании урока учитель проводит итоговую беседу по вопросам:

Кто такой домовой?

Кто был его предком?

Какие обряды связаны со строительством дома?

Кого по традиции славяне пускают в новый дом первыми?

Примечание. В свободное от занятий время педагог может прочитать детям рассказ.

Выделился из семьи старший брат и задумал себе избу ставить. Решил новый хозяин под стройку взять обжитое место, ведь без людской помощи никакое дело не сладится. Сто помощников срубили в лесу по дереву, потом на место доставили. Рубили поздней осенью, когда дерево не в соку, а вывозили по первому снегу, чтоб везти было легче. Потом новые хозяева сговорились с плотниками. Те помолились на восход солнца, выпили за успех дела, да и начали топорами стучать с ранней зари до сумерек.

А как работа была выполнена, случилась незадача: один из работников, человек нездешний, с обычаями не знакомый, стукнул разок в дверь и, не дожидаясь, когда хозяева в дом позовут, сам вошел, да прямиком – в красный угол, так и уселся на лавку под иконами. Хозяева так и ахнули! Хотели взашей вытолкать «нахала» вон, да не решились – все ж человек им избу строил, старался.

А тот, словно ничего и не случилось, говорит:

– Ну что, хозяева, переночую я у вас, а на заре домой отправлюсь.

Постелили ему. Сами улеглись, да только спать в эту ночь никому не довелось. Вдруг среди ночи как закричит плотник:

– Ай-я-яй! Кто по мне мохнатыми руками шарит? Да что ж ты мне на ноги сел?

Смотрят хозяева, а никого не видно. Только плотник корчится, да кричит истошным голосом:

– Ой-е-ей! На грудь-то не дави, супостат, вздохнуть не могу! Что ж ты, нечисть, рот-то мне зажимаешь?! Что я тебе такого сделал? Покажись хоть, кто ты такой! Ай-я-яй, все, не могу больше!

Вскочил плотник с лавки и, не прощаясь, на иконы не перекрестившись, выскочил вон из дома, дверью хлопнул. Так и убежал ночью в лес: неизвестно, добрался ли до дома или в лапы к лешему попал, а уж тот заведет в самую чащу, сгубит.

Испуганные хозяева посматривали друг на друга, не зная, что и подумать, а тут кто-то по стеночке постучал, да голосок старческий похихикал. Поняли хозяева, что поселился у них в избе «хозяин», признал их, да и от человека непочтительного защитил.

Рис. 4. Образ домового

Но время позднее – спать надо – снова легли. Кто-то до рассвета их по лицам мохнатыми лапами гладил, ласкал, успокаивал. И почудилось хозяину, кто-то ему в самое ухо сказал:

– Завтра поезжай лошадку покупать. Что за дом без лошадки-то? Только смотри, гнедую не бери! Никакой не бери, кроме пегонькой, такая мне по нраву, а другую до смерти заезжу!

Проснулся хозяин, подумал было, что голос ему почудился, глядь: а борода у него косичками завита! Не иначе как домовой постарался.

Рис. 5. Образ домового

А «хозяина» ослушаться никак нельзя: поехал да и купил пегонькую лошадку. Наутро зашел в конюшню глянуть на скотинку, а у нее вся грива завита косичками, значит, домовой стал за ней присматривать, да и за всем хозяйским домом.

Категория: ПРИРОДОВЕДЕНИЕ | Добавил: admin | Теги: учителю начальных классов, методсовет, разработки уроков для младших класс, конспекты уроков для начальных клас, план-конспект урока
Просмотров: 488 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ЗНАНИЯ ПО КРУПИЦАМ


» ШКОЛЬНИКАМ О КУЛЬТУРЕ РОССИИ
» МАСТЕРИМ С МУДРЫМ ГНОМОМ
» ЗАНИМАТИКА ОТ МУДРОГО ГНОМА
» ДЕТСКАЯ КОМНАТА
» Форма входа

» Поиск
"Мудрый Гном"
рекомендует









ПАН ПОЗНАВАЙКО
 
 Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2018 Рейтинг@Mail.ru