М У Д Р Ы Й   Г Н О М
Мудрым никто не родился, а научился.
 

Главная   Мой профиль Выход           Понедельник, 22.01.2018, 09:13
» УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С МУДРЫМ ГНОМОМ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ И МЕРОПРИЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
» ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
» МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
» ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
» ТЕХНОЛОГИЯ
» ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
» КОНТРОЛЬНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ
» МУДРЫЙ ГНОМ - УЧИТЕЛЯМ
» Категории раздела
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [94]
ПИСЬМО [13]
РУССКИЙ ЯЗЫК [40]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [18]
МАТЕМАТИКА [50]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [74]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [24]
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА [38]
ОБЖ [26]
МУЗЫКА [12]
РИСОВАНИЕ [59]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
ТЕХНОЛОГИЯ [12]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » МУЗЫКА

Интегрированный урок "Портрет в литературе и в музыке" по произведениям А.Л. Барто и С.С. Прокофьева
09.01.2014, 13:04

Цели урока:

  • развитие речи учащихся;
  • развитие умений анализировать произведения литературы и музыки;
  • развитие умений сравнивать два произведения, поднимающих одну проблему;
  • формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения;
  • формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения, давать характеристику героям;
  • формировать представления о художественных средствах создания образа;
  • воспитание внимательного отношения к мнению другого человека, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам собеседников.

Учебные задачи:

  • познакомиться со способами передачи авторского настроения в произведениях –  шуточном стихотворении и музыкальной пьесе;
  • развивать умение интонировать произведения на основе личного восприятия авторского произведения;
  • открыть способы понимания авторской позиции в стихотворении;
  • продолжить знакомство с особенностями произведения, созданного на основе шуточного стихотворения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

У1. Здравствуйте, мы начинаем необычный урок. Мы сегодня и слушатели, и зрители, и исполнители! Как вы думаете, какие два предмета мы сегодня совместим? (Литературное чтение и музыка)
– Мы сейчас поговорим о музыке литературным языком и поговорим о литературе, вспомнив музыкальные произведения.

2. Актуализация знаний

– Давайте вспомним, что делает нашу речь выразительной? (Интонации)
– Какие интонации помогают нам выражать наши мысли, чувства, эмоции? (Восклицательные, вопросительные, повествовательные)
– А вот что об этом говорит «Толковый словарь русского языка»:
«Интонации – это повышение и понижение тона голоса при произношении. Это манера произношения, отражающая какие – либо чувства говорящего (удивление, ирония, грусть, веселье)». Звуки меняются, меняются интонации, меняется настроение. 
– А в музыке?

У2. А в музыке интонация – это зерно, из которого вырастает музыкальное произведение. Я вам наиграю интонацию, а вы мне скажете, какая музыка вырастет из неё? (Призывная, восклицательная, маршевая).

Звучит мелодия – 1. (соль-до)

– Не случайно на ней строится главная песня нашей страны – Гимн России.
– Послушаем ещё одну мелодию.

Звучит мелодия – 2 (ля-до-си) (спокойная, колыбельная).

– А Дмитрий Кабалевский сочинил для детей три пьесы и назвал их «Три подружки» – это «Резвушка», «Плакса», «Злюка». Я только наиграю, а вы расскажите о характерах подружек.

Звучат интонации – 3.

3. Беседа о незнакомых интонациях

– А теперь исполним знакомые композиции и постараемся очень выразительно  показать интонации. (Учащиеся, под аккомпанемент  учителя, исполняют две песни).

У1. Давайте понаблюдаем за сменой интонаций при чтении наших любимых  стихотворений. Ведь именно интонации помогают нам выразительно читать, глубже понимать произведение, его главную мысль, его тему. Интонации важнейший критерий выразительного чтения, поэтому надо подумать:
– каким темпом будешь читать?
– каковы должны быть сила голоса и громкость исполнения?

4. Выступления учащихся

Учащиеся исполняют стихотворения  А.Л. Барто, подобранные по теме «Портрет в произведениях».
Учителя наводящими вопросами подводят учащихся к правильной интерпретации произведений.

–  К творчеству, какого автора мы обратились? Давайте расскажем, что мы знаем об этой замечательной поэтессе.

Учащиеся  читают доклады.

5. Объяснение нового материала

– Творчество А.Л. Барто живёт с нами с самого раннего детства, её стихотворения близки нам, потому что с нами как будто разговаривает человек, который нас очень хорошо знает. Большинство стихов А.Л. Барто написано для детей и школьников.
Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать. Автор как бы  разговаривает с нами простым, бытовым языком, без лирических отступлений и описаний – но в рифму.
– Сейчас мы (благодаря Интернету) увидим и услышим запись интервью с Агнией Львовной.

Смотрим видеовставку.

– У вас на столах текст стихотворения А.Л. Барто «Болтунья». Подумайте,  с какими интонациями его надо читать, в каком темпе?

Учащиеся читают текст.

– Попробуйте исполнить его! (Учащиеся исполняют, пытаясь выделить скороговорку)

У2. У нас есть грамзапись, где это стихотворение читает автор. Послушайте!

Слушаем грамзапись.

– А вот Сергей Прокофьев… Знакомое имя? Чем знакомо? Он услышал это стихотворение «Болтунью» в исполнении автора и решил положить его на музыку. Что из этого получилось, мы сейчас увидим и услышим!

Смотрим видеовставку (вокальное исполнение музыки)

Понравилось? Выиграло произведение от музыки? А какой литературный приём использует композитор? (Скороговорку).
– Трудный вопрос! Какой голос исполняет песню? (Высокий, женский). Такой голос называется – сопрано. (Беседа о понравившихся фрагментах стихотворения, обсуждение, различные интерпретации).
– У нас для вас подарок – кроссворд! Но не обычный кроссворд, а на интерактивной доске. Это волшебная доска и волшебный карандаш на батарейке.

Даётся инструкция и краткая демонстрация работы на интерактивной доске. 

  1. Имя поэтессы, стихи которой мы сегодня читали. (Агния)
  2. Для кого предназначались стихи А.Л.Барто. (Ребята)
  3. Фамилия композитора, написавшего музыку к стихотворению «Болтунья». (ПРКФВ)
  4. Приём, использованный С.С. Прокофьевым. (Скороговорка)
  5. Имя героини стихотворения «Болтунья». (Лида)
  6. Цикл стихов А.Л.Барто для самых маленьких. (Игрушки)
  7. Для какого голоса Прокофьев написал «Болтунью». ( Сопрано)
  8. Кто выдумал, что «болтунья Лида». (Вовка)

6. Подведение итогов

– О чем мы сегодня говорили? Какие герои перед нами прошли? Чему они нас учат? Почему мы обратились к творчеству А.Л. Барто?
– В центре нашего внимания были шуточные стихотворения А. Л. Барто, посвященные детям. Мы постарались передать особые авторские интонации, ритмические рисунки, уловить настроение, созданное поэтессой.

Ребята читают стихотворения, подготовленные к уроку, делают  рисунки, рассматривают книжки.

Ученикам и гостям так понравился разговор о стихотворениях А.Л.Барто, что на следующий день после уроков мы собрались и продолжили наши литературные чтения, пригласив второклассников.

Категория: МУЗЫКА | Добавил: admin | Теги: учителю начальных классов, разработки уроков для младших класс, методсовет, конспекты уроков для начальных клас, план-конспект урока
Просмотров: 653 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ЗНАНИЯ ПО КРУПИЦАМ


» ШКОЛЬНИКАМ О КУЛЬТУРЕ РОССИИ
» МАСТЕРИМ С МУДРЫМ ГНОМОМ
» ЗАНИМАТИКА ОТ МУДРОГО ГНОМА
» ДЕТСКАЯ КОМНАТА
» Форма входа

» Поиск
"Мудрый Гном"
рекомендует









ПАН ПОЗНАВАЙКО
 
 Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2018 Рейтинг@Mail.ru