М У Д Р Ы Й   Г Н О М
Мудрым никто не родился, а научился.
 

Главная   Мой профиль Выход           Четверг, 17.08.2017, 07:00
» УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С МУДРЫМ ГНОМОМ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ И МЕРОПРИЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
» ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
» МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
» ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
» ТЕХНОЛОГИЯ
» ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
» КОНТРОЛЬНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ
» МУДРЫЙ ГНОМ - УЧИТЕЛЯМ
» Категории раздела
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [94]
ПИСЬМО [13]
РУССКИЙ ЯЗЫК [40]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [18]
МАТЕМАТИКА [50]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [74]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [24]
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА [38]
ОБЖ [26]
МУЗЫКА [12]
РИСОВАНИЕ [59]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
ТЕХНОЛОГИЯ [12]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Урок литературного чтения в 3 классе "М.Ю. Лермонтов. Осень"
20.10.2016, 11:38

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель: знакомство учащихся с биографией М.Ю.Лермонтова и его творчеством через стихотворение "Осень”.

Задачи:

  • дать первоначальные сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова;
  • познакомить со стихотворением "Осень” и помочь учащимся понять основную мысль этого произведения;
  • учить учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста, наблюдать за развитием чувств и переживаний лирического героя, наблюдать за словом, его многозначностью, красотой, незаменимостью; формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;
  • способствовать развитию у учащихся художественной речи, логического и образного мышления, памяти, внимания, воображения, творческих способностей, чувственно-эмоциональной сферы; расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас, прививать интерес к литературе.
  • воспитывать культуру чтения, речи, общения друг с другом, с книгой, учить видеть красоту окружающей природы и бережно относиться к ней.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, толковый словарь, иллюстрации к стихотворению, выставка книг, картины осени, карточки для словарной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Беседа о жизни и творчестве поэта. Работа по портрету.

Когда называют великих русских поэтов, сразу после А.С.Пушкина произносят имя Михаила Юрьевича Лермонтова. И, пожалуй, каждый знает эти строки:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..

Родился Лермонтов в 1814году в Москве и очень любил её. Поэт писал: "Москва – моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился”.

Дом, где в семье офицера родился будущий поэт, не сохранился, но место это известно. Память о поэте хранит другой дом, на котором установлена мемориальная доска с надписью: "Здесь в 1830-1832г.г. жил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов”. Сейчас там находится музей писателя.

У Михаила рано умерла мать, и его взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, которая очень любила внука и пыталась дать ему хорошее образование. У него были гувернёр – француз (толковый словарь: гувернёр – воспитатель детей, приглашённый в семью), бонна – немка (толковый словарь: бонна - воспитательница иностранка при маленьких детях), а позднее и преподаватель англичанин. С детства М.Ю.Лермонтов говорил по-немецки и по-французски.

Михаил был очень способным мальчиком, хорошо рисовал. Сохранились картины, написанные Лермонтовым, сохранились и его детские рисунки. Сам Михаил рассказывал, что с детских лет он "разлюбил игрушки и начал мечтать. В шесть лет я уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно – сладостное чувство волновало мою душу, когда полный месяц светил в окно на мою детскую кроватку…”.

Работа по портрету.

Посмотрите на портрет М.Ю.Лермонтова в детстве, написанный неизвестным художником. Что можете сказать?

- Каким вы себе представляете Лермонтова-ребёнка?

- Что в портрете заставляет обратить на себя особое внимание? (глаза, которые поражают и притягивают к себе)

Один из учеников знаменитого художника К.Брюллова, который часто встречал Лермонтова в детстве, писал о нём так: "…маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти с умными чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление…”

Посмотрите на автопортрет. Можно ли догадаться по одежде, в которой поэт изобразил себя, кем он был?

На левом плече – бурка, длинный мохнатый плащ из козьего меха. На правом плече виден офицерский эполет (толковый словарь: в царских и некоторых иностранных армиях: наплечные знаки различия офицеров, генералов, адмиралов - род блестящих парадных пагонов, заканчивающихся расшитым кругом-бахромой), рука сжимает рукоять сабли. Да, Лермонтов был офицером и служил в армии. Служить ему пришлось на Кавказе, который любил с детства. Его возила туда на лечение бабушка, потому что мальчик сильно болел. Во многих стихотворениях есть описание горных красот. Поэт ощущал себя сыном и Москвы, и Кавказа.

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына, ты меня благослови
И осени вершиной белоснежной.

Вот почему рядом с портретом поэта в вашем учебнике поместили фотографию Кавказских гор (показать на карте, глобусе).

Ниже мы видим здание Московского университета, где учился Лермонтов.

Музыкально одарённый поэт впоследствии сочинял музыку к собственным стихам. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано, любил играть в шахматы.

Писать стихи Михаил Юрьевич начал очень рано, и к 13годам он имел "Большую тетрадь в голубом бархатном переплёте”, в которой находились "разные сочинения”, принадлежавшие юному Лермонтову. В 14 лет он решает написать свою первую поэму "Черкесы”.

Огромную роль в жизни Лермонтова сыграл преподаватель пансиона, в котором учился будущий поэт, Алексей Зиновьевич Зиновьев. Этот всесторонне образованный человек, педагог и литератор, дал своему одарённому ученику богатые сведения по истории и литературе, познакомил его с основными принципами стихосложения.

Погиб Лермонтов на Кавказе, но не от рук врага, а от предательского выстрела на дуэли своего однокашника Николая Мартынова, у подножья горы Машук.

Он был молод и полон творческих сил.

Поэзию Лермонтова можно сравнить с лунным сиянием. Печальная, щемящая сердце нота звучит в его поэзии. Может быть потому, что герои его стихов и поэм часто одиноки.

Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел сделать так много, что люди помнят его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу.

III. Чтение статьи учебника.

А сейчас вы прочитаете статью, помещённую у вас в учебнике (стр.142-143), и поделитесь тем, что ещё интересного узнали об этом человеке.

IV. Выставка книг

Давайте рассмотрим книги, помещённые здесь, и попытаемся определить о чём и для кого писал свои произведения М.Ю.Лермонтов.

V. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова, которое называется…, а как вы узнаете, если внимательно будите слушать мои вопросы и, работая в парах, правильно на них отвечать.

  • 1 буква – гласная, которая напоминает одну из цифр;
  • 2 буква – буква, которая обозначает согласный звук парный для звука [з];
  • 3 буква – гласная, которая может обозначать 2 звука, один из которых [э];
  • 4 буква – буква, с которой начинается одно из 4-х времени суток, и при этом обозначает согласный непарный, звонкий звук.
  • 5 буква – буква, которая не даёт звука и служит для обозначения мягкости согласных.

ОСЕНЬ

Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно, читать стихотворение, следить за настроением лирического героя, будем учиться наблюдать за словом, его красотой, многозначностью, незаменимостью, будем учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения и отстаивать её.

VI. Первичное чтение стихотворения (жужжащее)

Попытайтесь при чтении стихотворения представить картину описываемого. Может быть, вас что-то заставит задуматься, что-то удивит или заставит переживать. Постарайтесь прочитать так, как бы прочитал стихотворение сам Лермонтов.

VII. Словарная работа (карточки на доске, работа со словарём)

Какие непонятные для вас слова встретились в данном стихотворении?

ПОНИКШИ – от слова "никнуть”, т.е. опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным.

ПАХАРЬ – человек, который пашет землю, взрыхляет почву (иллюстрация).

ПОНЕВОЛЕ – вопреки желанию, не зависимо от него.

ТУСКЛЫЙ – малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, слабый, не яркий, безжизненный, невыразительный.

VIII. Чтение стихотворения детьми вслух.

Как вы думаете, кому лучше удалось передать мысли и гамму чувств Лермонтова при чтении стихотворения?

Кому удалось увидеть и прочувствовать красоту природы, которую видел поэт?

IX. Чтение стихотворения учителем.

Это стихотворение было написано Лермонтовым в 14лет. Сейчас я попробую с помощью голоса, интонации передать всю гамму чувств.

(чтение стихотворения учителем)

- Картины чего рисует Лермонтов в стихотворении "Осень”? (Картины тихо увядающей природы.)

- Что по вашему мнению хотел показать поэт, создавая это произведение?

- С каким лирическим героем мы встречаемся здесь?

- Как вы думаете, какие чувства переживал поэт, создавая эту картину природы?

- Люди какой профессии могут помочь нам легче представить картину описываемого при чтении стихотворения?

(художники-иллюстраторы - работники живописи, имеющие художественный вкус)

- Что на ваш взгляд можно изобразить на иллюстрации к данному произведению?

- Какие краски будут преобладать в вашей картине и почему?

(беседа по иллюстрациям)

Физминутка

X. Анализ произведения. (опора на картины, иллюстрации с изображением осени)

Сейчас мы будем читать это стихотворение по строфам, анализировать слова и выражения.

Найдите 1 строфу. Прочитайте её.

- Какие признаки осени здесь показаны? (пожелтели листья, летят, кружатся)

- Что чему противопоставляется? (жёлтый цвет - зелёному, радость листьев – унынию елей)

- Для чего на ваш взгляд Лермонтов это делает? (сопоставляются краски времён года и настроение природы)

- Чему рады листья?

- Что произошло с елями? (поникли)

- Что это значит?

- Почему они поникли?

- Как вы думаете, почему зелень показана "мрачной”? (жалко расставаться с листьями, которые были по соседству, вместе радовались солнышку, умывались дождём и перешёптывались под ветром)

Показан момент расставания между природой, а также человека с летней природой.

Найдите и прочитайте 2 строфу.

- Объясните смысл слов: "нависшая скала” (работа по иллюстрации);

"порою” (иногда);

"полуденные труды (полдень – середина дня, время высшего стояния солнца над горизонтом, 12 часов.

- О ком идёт речь в данных строках стихотворения?

- Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом? (нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие)

Найдите и прочитайте 3 строфу.

- О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье?

- Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных? (тоже приходится нелегко: и полакомиться сложнее и спрятаться негде, т.к. всё становится голым)

- Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких?

Мы следим за тем, как одно мгновение сменяется другим, как мрачный осенний вечер плавно переходит в ночь, когда тусклый месяц слабо освещает поле, покрытое туманом.

- Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой?

- А каким вы видите покой? (безлюдье, пустота, безрадостная тишина – вокруг какой-то тревожный покой)

Ребята, если внимательно вчитаться в данные строки, то можно заметить, что стихотворение прозрачное, воздушное. Кажется, что каждая строка живёт и дышит.

- Что происходит с листьями? (они медленно кружатся)

- А какие буквы этот момент подчёркивают? (подчёркивают гласные буквы И, А, которые хочется читать медленно и протяжно)

Ли-истья в поле пожелте-ели,

И кружа-атся и летя-ат.

- Какая гласная создаёт тревогу? (тревожно звучит О в рифмующихся словах:

скалОю, порОю, цветОв, трудОв, поневОле, пОле)

- И только последняя рифма спешИТ – серебрИТ создаёт впечатление законченности, хотя мы знаем, что конец этого произведения не сохранился.

XI. Вторичное чтение стихотворения

Теперь, когда мы так много поняли, заметили, давайте ещё раз выразительно прочитаем это стихотворение: неторопливо, не громко, спокойно, напевно, постараемся передать чувства автора и его любование природой.

Стихотворение Лермонтова "Осень” поначалу кажется печальным.

- Что мы ощущаем при чтении? (грусть и безнадёжность)

- А в каких словах мы это ощущаем? (поникши, мрачная зелень, месяц тускл, скрывается поневоле зверь)

Но, вчитываясь в стихотворение, вскоре понимаешь, что не грустное чувство удручённости хотел выразить автор, а совсем иное.

Да, лето закончилось. Но пришла пора отдыха, а не уныния.

- Кто нуждается в отдыхе?

В отдыхе нуждаются все: и звери, и люди, и деревья – вся природа. Пусть листья облетают с деревьев, но само кружение их в воздухе – прекрасно, а весной будут другие листья. Неуютно зверю. Но автор называет его отважным.

- Что значит "отважный зверь” по вашему мнению?

Он не пропадёт, поскольку обо всём позаботился летом и найдёт, куда скрыться.

- Кто кроме природы и зверей отдыхает?

Пахарь отдыхает от трудов в своём доме. И это не минутный летний отдых под скалой.

Нет в стихотворении безысходности. Поэт рассказывает о естественных изменениях в природе. Осень не будет длиться вечно. Все пойдёт своим чередом. Да и осень не так ужасна. Ночной осенний туман рассеивается днём, и что мы видим?

Мы видим яркие краски осени: желтизну листьев, подобных кусочкам летнего солнышка, зелень елей. Осень названа поэтом мрачной. Кажется, что ели недовольны тем, что не преобразились, как другие деревья, и завидуют их ярким краскам. Стихотворение вызывает удивление.

Юный поэт пишет обычную картину осенней природы, не погружаясь в безнадёжную тоску.

- Попытайтесь определить, чем восхищался Лермонтов, наблюдая за осенью?

Стихотворение, с которым мы сегодня познакомились, спокойное, интонация только повествовательная. Автор наблюдателен и точен.

XII. Д/з

1.Вам предоставляется возможность побывать в роли художника-оформителя и нарисовать образ осени, которую представили вы, читая это произведении.

2.Выучить или научиться выразительно читать это стихотворение.

3.Попытаться придумать своё четверостишье об осени (по желанию).

XIII. Итог. Оценивание.

- С каким произведением мы сегодня познакомились на уроке?

- Кто является его автором?

- Что интересного запомнили о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова?

- Как думаете, почему "осени” Лермонтов посвятил целое стихотворение?

- С каким настроением оно написано?

- Что хотел сказать нам автор своим стихотворением?

- Что вы ощутили или пережили, читая это произведение?

Важно уметь замечать красоту окружающей природы и успевать ей насладиться, уметь подмечать необычное в окружающем мире.

Ребята, берегите природу, заботьтесь о ней и не уничтожайте её. Природа - это источник красоты, доброты, познания, здоровья и благосостояния.

Категория: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ | Добавил: Олівець | Теги: учителю начальных классов, методсовет, разработки уроков для младших класс, конспекты уроков для начальных клас, план-конспект урока
Просмотров: 449 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» ЗНАНИЯ ПО КРУПИЦАМ


» ШКОЛЬНИКАМ О КУЛЬТУРЕ РОССИИ
» МАСТЕРИМ С МУДРЫМ ГНОМОМ
» ЗАНИМАТИКА ОТ МУДРОГО ГНОМА
» ДЕТСКАЯ КОМНАТА
» Форма входа

» Поиск
"Мудрый Гном"
рекомендует









ПАН ПОЗНАВАЙКО
 
 Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru