М У Д Р Ы Й   Г Н О М
Мудрым никто не родился, а научился.
 

Главная   Мой профиль Выход           Суббота, 16.12.2017, 19:44
» УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С МУДРЫМ ГНОМОМ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ И МЕРОПРИЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
» ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
» МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
» ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
» ТЕХНОЛОГИЯ
» ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
» КОНТРОЛЬНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ
» МУДРЫЙ ГНОМ - УЧИТЕЛЯМ
» Категории раздела
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [94]
ПИСЬМО [13]
РУССКИЙ ЯЗЫК [40]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [18]
МАТЕМАТИКА [50]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [74]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [24]
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА [38]
ОБЖ [26]
МУЗЫКА [12]
РИСОВАНИЕ [59]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
ТЕХНОЛОГИЯ [12]
» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Урок чтения с элементами интегрирования
30.05.2016, 10:42

Цели урока:

  1. Через слово и музыку формировать у детей поэтический вкус и образное мышление.
  2. Умение целенаправленно вслушиваться в мелодию, определять ее характер, развивать музыкальный слух.
  3. Тренировать творческое воображение.
  4. Формировать умение использовать различные средства выразительной устной речи.

Оборудование:

  1. Картина Шишкина "Зима”.
  2. Музыкальные пьесы П.И.Чайковского из цикла "Времена года” (грамзапись).
  3. Таблички со словами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок, более объемный и сложный, чем всегда. Мы проводим урок чтения, на котором будем слушать музыкальные произведения и анализировать их. Сегодня на уроке музыка поможет глубже проникнуть в содержание стихотворений и выразительно прочитать их.

Отгадайте загадку:

Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.

Дети. Зима.

Учитель. Правильно, это зима. Закроем глаза и шепотом произнесем это слово: ЗИМА… Какое чувство возникло?

Дети. Стало холодно и грустно…

– А мне стало радостно, я люблю зиму.

Учитель. Ребята, давайте отправимся в путешествие в зимний лес. Закройте глаза. Кто из вас что-нибудь увидит или услышит в лесу, поделиться своими впечатлениями.

(Звучит музыкальная пьеса "Декабрь” П.И.Чайковского из цикла "Времена года”).

– Куда мы попали?

Дети. Мы попали в зимний лес.

Учитель. Каким представили лес?

Дети. Лес неподвижный, сонный, загадочный, белый.

Учитель. А кто хозяйка загадочного леса?

Дети. Зима.

Учитель. Как можно ее назвать?

Дети. Зима-волшебница, морозная, снежная.

Учитель. А что вы услышали?

Дети. Ветер.

Учитель. Что делает ветер в лесу?

Дети. Баюкает, дует, шумит, завывает.

III. Сообщение темы урока.

Мы в музыке услышали звуки леса и представили зимний лес, а поэзия нам поможет не только услышать, но и увидеть зимний лес. Итак, тема нашего урока: Зимний лес в изображении Федора Ивановича Тютчева и Сергея Александровича Есенина в стихотворениях "Чародейкою Зимою…” и "Пороша”.

IV. Зимний лес у Тютчева и Есенина.

Учитель. Повторите про себя стихотворение " Чародейкою Зимою…”

Мы прочитаем это стихотворение вслух по строфам.

Начинай … Продолжи…

О чем это стихотворение?

Дети. Это стихотворение о зимнем лесе.

Учитель. С каким настроением оно написано?

Дети. Поэт восхищается красотой зимнего леса.

Учитель. Слышится ли тебе музыка? Какая: спокойная или веселая?

В нашей музыкальной минутке мы узнали, кто хозяйка леса?

Дети. Зима.

Учитель. Как названа Зима?

Дети. Чародейкою.

Учитель. Найдите синоним к слову чародейка?

Дети. Волшебница, колдунья.

Учитель. Она властвует в лесу. Что она сделала с лесом? Найдите строчки.

Дети.

"Околдован, лес стоит”.
"Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой”.

Учитель. Какие слова подтверждают жизнь леса?

Дети.

"И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован”.

Учитель. Зимний лес спит крепким сном. Он находится в состоянии покоя.

"И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит”.

За неподвижностью леса угадывается его чудная жизнь. Покой не вечен, вновь наступит весна и лес оживет. Может в волшебном сне ему видится прекрасная весна.

Слышны ли звуки в этом зимнем лесу? Докажите словами стихотворения.

Дети. "В нем ничто не затрепещет”.

Учитель. Зимний лес у Тютчева безмолвен, неподвижен, словно лишен жизни. Посмотрите внимательно на картину, которую нарисовал знаменитый русский художник Шишкин. Что на ней изображено? Как бы вы назвали эту картину?  Да, можно назвать именно так, как вы предложили. Шишкин назвал свое полотно "Зима”. Похож ли этот лес, на тот, который увидел Тютчев? Чем он похож?

Игровая пауза "День и ночь”.

– А теперь давайте прокатимся по зимнему лесу с Сергеем Есениным. Прочитаем стихотворение "Пороша” "цепочкой”. Каким видим зимний лес у Есенина? Прочитайте.

Дети.

"Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна”.

Учитель. У Тютчева, какой лес?

Дети.

"Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит”.

Учитель. Как у Есенина, так у Тютчева лес загадочный, заколдованный волшебницей зимою. Как нарядила Зима лес у Есенина?

Дети.

"Словно белою косынкой
Подвязалася сосна”
"Валит снег и стелет шаль”.

Учитель. У Тютчева, чем нарядился лес?

Дети. "И под снежной бахромою”.

Учитель. Какими словами Есенин передал шум зимнего леса? Какой вид искусства изображает мир звуками? Если же обратиться к музыке, можно заметить, что состояние зимней природы меняется в течение дня. Послушаем фрагмент музыкальной пьесы П.И. Чайковского "Январь” из цикла "Времена года”. Определите характер музыки:

  • медленная, нежная, плавная, мягкая;
  • таинственная, напряженная;
  • спокойная, нежная, плавная.

Сначала зимний лес тихий, потом появляется легкий ветерок и быстро стихает, опять лес стал неподвижным. Чайковский обладал даром воспевать в звуках природу, его музыка прекрасна.

V. Подготовка к выразительному чтению.

Учитель. Как бы вы прочитали эту фразу: " Тишина, даже ветка не хрустнет”.

Дети. Тихо, чтобы не нарушить тишину леса.

Учитель. А как произнесем эту строку: " Дремлет лес под сказку сна”.

Дети. Медленно, ведь лес спит.

Учитель. Сейчас немного отдохнем и подышим.

1-2-3-4-5 – вдох, 1-2-3-4-5 – выдох

1-2-3 – вдох, 1-2-3 – задержка, 1-2-3 – выдох

1-2-3-4-5 – вдох, 1-2-3-4-5 – выдох.

Каждый из вас попробует самостоятельно подготовиться к "выразительному” чтению понравившегося стихотворения.

Конкурс на лучшее чтение стихотворения.

Кто из гостей желает поучаствовать в конкурсе?

VI. Подведение итогов.

Наше путешествие по зимнему лесу подошло к концу. Музыка, какого композитора прозвучала на уроке? Глубже пережить, ярче представить то, о чем нам написали поэты, помогла нам музыка. Стихи, каких поэтов вы читали? Какие чувства возникли в вашей душе на уроке? За то, что вы старались и хорошо работали, спасибо!

Оформление доски.

Зимний лес в изображении Ф.И.Тютчева и С.А.Есенина.зима
Лес

зима

ветер

 

картина

 

Медленная, нежная таинственная спокойная, плавная

Тишина, даже ветка не хрустнет.

Дремлет лес под сказку сна.

Категория: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ | Добавил: Ronaldo | Теги: учителю начальных классов, разработки уроков для младших класс, методсовет, конспекты уроков для начальных клас, план-конспект урока
Просмотров: 132 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ЗНАНИЯ ПО КРУПИЦАМ


» ШКОЛЬНИКАМ О КУЛЬТУРЕ РОССИИ
» МАСТЕРИМ С МУДРЫМ ГНОМОМ
» ЗАНИМАТИКА ОТ МУДРОГО ГНОМА
» ДЕТСКАЯ КОМНАТА
» Форма входа

» Поиск
"Мудрый Гном"
рекомендует









ПАН ПОЗНАВАЙКО
 
 Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru