Цели:
- Подвести итог читательской деятельности
третьеклассников.
- Дать настрой на чтение книг летом.
Подготовка к уроку:
Учащимся предлагается принести свою самую
любимую книгу, которую они поставят на выставку.
Учитель готовит 7 крупных лепестков разного
цвета и вывешивает их на доску (цветной стороной
вниз) в виде цветка. Пока он – одного цвета.
Класс делится на 7 групп. Учитель сам
придумывает, как это сделать. (Например, всем
построиться по росту и рассчитаться на 1–7, а
можно вытянуть жетоны из 7 цветов, приготовив их
по количеству учеников в классе. Команды садятся
за отдельные столы.
Ход урока
I. Конкурс 1. "Волшебные краски”
Команды берут по одному лепестку с доски. Они
оказываются разного цвета.
Задание: вспомнить
как можно больше произведений, в названиях
которых упоминаются доставшийся им цвет и его
оттенки.
После того как команды готовы, они называют
произведения. Лепестки учитель крепит на доску
уже цветной стороной вверх. К концу первого
конкурса получится цветик-семицветик.
Красный
- С. Аксаков "Аленький цветочек”
- Х.К. Андерсен "Красные башмачки”
- Ш. Перро "Красная шапочка”
- Ю. Мориц "Малиновая кошка”
- Ю. Коваль "Алый”
Белый
- А Куприн "Белый пудель”
- Братья Гримм "Белая змея”
- З. Александрова "Белая черепаха”
- Б. Житков "Белый домик”
- Ю. Коваль "Белая лошадь”
- Е. Пермяк "Белая шубка”
Серый
- Д. Мамин-Сибиряк "Серая шейка”
- Б. Заходер "Серая Звездочка”
- И. Знедонис "Серая сказка”
- "Иван-царевич и Серый Волк”
Зеленый
- Н.А. Некрасов "Зеленый шум”
- П. Бажов "Зеленая кобылка”
- В. Бианки "Зеленый пруд”
- Саша Черный "Зеленые стихи”
- А. Волков "Волшебник изумрудного города”
Синий
- Братья Гримм "Синяя свечка”
- Ш. Перро "Синяя Борода”
- И. Знедонис "Синяя сказка”
- М. Метерлинк "Синяя птица”
Голубой
- П. Бажов "Голубая змейка”
- А. Гайдар "Голубая чашка”
- В. Железников "Голубая Катя”
- Г. Скребицкий "Голубой дворец”
- Н. Сладков "Голубой рак”
- Дж. Родари "Голубой светофор”, "Путешествие
Голубой Стрелы”
Желтый
- В. Волков "Желтый туман”
- А. Толстой "Золотой ключик, или Приключения
Буратино”
- А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке”
Конкурс 2. /Дети выбирают лепестки по
цвету. Учитель снимает лепесток и называет
конкурс./
"Загадки о сказочных героях”
Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь - ну так что ж...
Сказку заново прочтешь!
В этой книжке - именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. ("Муха-Цокотуха")
Скок-поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный... (Горбунок)
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется... ("Три поросенка”)
Унесла его лиса
За далекие леса.
Но придет на помощь кот,
Своего дружка спасет!
Открывай, лиса, мешок –
Ты свободен, петушок!
Петя, петя, петушок,
Золотой... (гребешок)
Она по полю пошла,
В поле денежку нашла,
Самовар себе купила
И гостей чайком поила.
Веселились все вокруг,
Но вмешался злой паук...
Пауков боится Муха,
Муха-... (Цокотуха)
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает:
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот...
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка? ("Дюймовочка”
Г.-Х. Андерсена)
Знают куколка Мальвина
И веселый Буратино:
Если враг со всех сторон,
Победит в бою неравном
Верный друг - надежный, славный,
Храбрый пудель... (Артемон)
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется... ("По щучьему велению”)
На ней жениться хочет
Слепой и жадный крот.
Мышь над ней хохочет,
А ласточка спасет!
Подскажи мне, Вовочка,
Кто это?.. (Дюймовочка).
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? ("Золотой ключик,
или Приключения Буратино”)
Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота...
Гномов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она... ("Белоснежка и семь гномов”)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой книжки... ("Маша и медведь”)
Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним сможешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый... (Карлсон)
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем...
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла! ("Кошкин дом”)
Конкурс 3. "Составь пословицы и поговорки”
Учитель – Расположите слова пословиц
и поговорок в правильном порядке
1. Один, семь, ответ, бед. (Семь бед – один
ответ.)
2. Несчастье, бросай, не, в, друга. (Не бросай
друга в несчастье.)
3. Глаза, души, зеркало. (Глаза – зеркало души.)
4. Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой
колос всегда нос кверху дерет.)
5. Голова, ног, ума, не, у, просит. (Голова у ног
ума не просит.)
6. Начало, половина, доброе, дела. (Доброе
начало – половина дела.)
7. Кошке, мышке, игрушки, слезки. (Кошке игрушки,
мышке слезки.)
/После того как команды назовут свои пословицы,
дается всем одна: кто быстрее "соберет”./
Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису,
ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы
кормят, лису хвост бережет.)
Конкурс 4 "Мифология”
1. Согласно легенде, этот музыкальный
инструмент изобрела древнегреческая богиня
Афина Паллада, которая бросила его, заметив, что
игра на нем обезображивает ее лицо. Он
представлял собой трубку из тростника с шестью
отверстиями и издавал резкий металлический звук,
характерный для современных медных музыкальных
инструментов и потому использовался в качестве
военного музыкального инструмента. В таком
первозданном виде он просуществовал до XVIII века,
когда уступил место инструменту с более нежным,
лирическим звучанием. Назовите его. (Флейта)
2. Согласно легенде, при постройке
древнегреческого города Фивы камни сами
складывались в городские стены, повинуясь игре
царя Амфиона на лире. А вот стенам другого
знаменитого города повезло гораздо меньше: они
рухнули при звуках труб осадивших его врагов. О
каком городе идет речь в вопросе? (Иерихон)
3. Геликон – это название не только
музыкального инструмента, но и знаменитой горы в
Греции. Олимп, как известно, был обителью высших
богов этой страны, а какие богини жили на
Геликоне? (Музы)
4. В римской мифологии – божество любви, символ
любовной страсти, сын Венеры. (Купидон)
5. В Древней Греции – олицетворение победы,
часто эпитет богини Афины. Богиня победы не
только в сражении, Нои спортивных состязаниях. В
римской мифологии этой богине соответствует
богиня Виктория. (Ника)
6. Пища олимпийских богов, поддерживающая их
бессмертие и вечную юность. Вкушать нектар и это
– значит, испытывать блаженство. (Амброзия)
7. По представлениям древних, это предсказание,
передававшееся жрецами от имени божества
вопрошавшим верующим. Так назывались и сами
прорицания, и место, где их давали. В современном
языке так называют мудрого, опытного человека,
мнению которого безгранично доверяют. Часто это
слово употребляют с иронией. (Оракул)
Конкурс 5. "Вам знаком цветок такой?”
Учитель - Узнайте произведения, из
которых я прочитаю отрывки (можно раздать
командам карточки с напечатанным текстом),
назовите автора.
1. "Сидит зверек – ветки обдирает, горькую кору
гложет. Теплого лета ждет. Ведь летом раздолье –
всякой еды вдоволь. Ешь не хочу! Хочешь – пожуй
сладкий клевер, кашку, хочешь – траву тимофеевку,
любой цветочек с медом откуси. Не лазай только к
нам в огород, не грызи капусту, не порть нашу
морковку!” (Е. Чарушин. Моя первая зоология.)
Загадка-подсказка
Косой бес поскакал в лес. (Заяц)
2. "И в жарких пустынях, и в лесах, и в холодной
тундре живут эти звери…
Зимой они собираются в стаи. Вожак в стае –
самый сильный и опытный зверь. Он выводит стаю на
добычу.” (Г. Снегирев. Звери наших лесов)
Загадка-подсказка
Серовато, зубовато –
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
3. "Топ-топ-топ! – слышится в ночной тиши…
Раздвигая носом росистые травы, бежит куда-то
ночной топотун. Нагнать его совсем не трудно. Он
тут же свернется шаром. Прикоснетесь к нему –
вмиг уколетесь! Весь утыкан острыми иголками.” (И.
Акимушкин. Жил-был Ежик)
Загадка-подсказка
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (Ежик)
4. Эти звери довольно часто встречаются в наших
лесах.
"- Да какие они, звери-то?
- Хорошенькие.
- Ну какие же они хорошенькие! Огромные, а ножки
тонкие, голова носатая, рога – как лопаты. Скорее
безобразные.” (М. Пришвин. Лоси)
Загадка-подсказка
Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
5. Эти звери живут на лесных речках.
"Писатели и зоологи называют этих грызунов
инженерами. И не зря… Возводить сложные
постройки в обычае у зверьков. Строят они норы,
хатки из ветвей и ила, возводят каналы и плотины.
Высота их плотины может быть больше четырех
метров, а длина - метров шестьсот!..
Внешность у зверька внушительная. В шубе ходит!
Дорогая шуба, теплая. Из-за нее-то, из-за шубы этой,
и выпала грызунам тяжелая доля. Везде уничтожали
их ради драгоценной шубы…” (И. Акимушкин
Жил-был бобр)
Загадка-подсказка
Водяные мастера,
Строим дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину (Бобр)
6. "Это дикая свинья. Он бродит по лесам,
похрюкивает. Дубовые желуди подбирает, своим
длинным рылом в земле роется, своими кривыми
клыками корни рвет, наверх выворачивает – ищет,
чего бы съесть…” (Е. Чарушин. Моя первая
зоология.) Кто это? (Кабан)
7. "Многие думают, будто пойти только в лес, где
много этих зверей, и так они вот и бросятся и
съедят тебя, и останутся от козлика ножки да
рожки. Так это неправда. Они, как и всякий зверь,
ходят по лесу с великой осторожностью и, зачуяв
человека, так удирают от него, что не только всего
зверя, а не увидишь даже и мелькнувшего
хвостика.” (М. Пришвин. Медведь) Кто это?
(Медведь)
Загадка-подсказка
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Конкурс 6 "Сказочный”
Учитель - В него превращались или были
заколдованы:
1. Великан-людоед из сказки Ш. Перро. (В льва,
мышь. "Кот в сапогах)
2. Красивый мальчик Якоб, герой сказки В. Гауфа. (В
карлика. "Карлик Нос”)
3. Одиннадцать братьев-принцев из сказки Г.Х.
Андерсена. (В лебедей. "Дикие лебеди”)
4. Лягушонок из сказки братьев Гримм. (В
королевича. "Король-лягушонок”)
5. Гадкий утенок. (В лебедя. Х.К. Андерсен.
"Гадкий утенок”)
6. Айога. (В гусыню. Нанайская сказка "Айога”)
7. Нильс. (С. Лагерлеф. "Чудесное путешествие
Нильса с дикими гусями”)
Конкурс 7 "Поиграем в слова”
1) Разгадывание кроссвордов
2) Чтение скороговорок. (Каждой команде
раздаются карточки.)
Шел Егорка по пригорку
И учил скороговорку.
Он учил скороговорку
Про Егорку и про горку.
За жужелицей уж бежал.
А жук от ужаса дрожал:
- Живу-живу, жужжу-жужжу,
Ужу на ужин угожу!
- Кто из вас самый внимательный? Как вы думаете,
откуда эти задания? (Журнал "Мурзилка”)
Подведение итогов |