М У Д Р Ы Й   Г Н О М
Мудрым никто не родился, а научился.
 

Главная   Мой профиль Выход           Понедельник, 19.11.2018, 21:38
» УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С МУДРЫМ ГНОМОМ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ И МЕРОПРИЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
» ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
» МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
» ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
» ТЕХНОЛОГИЯ
» ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
» КОНТРОЛЬНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ
» МУДРЫЙ ГНОМ - УЧИТЕЛЯМ
» Категории раздела
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [94]
ПИСЬМО [13]
РУССКИЙ ЯЗЫК [40]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [18]
МАТЕМАТИКА [50]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [74]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [24]
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА [38]
ОБЖ [26]
МУЗЫКА [12]
РИСОВАНИЕ [59]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
ТЕХНОЛОГИЯ [12]
» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЭТИКА И ЭСТЕТИКА

Урок народоведения "Хвали зиму после Николина дня"
13.07.2014, 13:28

Тип занятия: комбинированный.

Цель занятия: раскрыть систему миропонимания по основным параметрам человеческой жизни: человек и его взаимопонимания с природой, человек и история его народа.

Задачи:

  • воспитание любви к своей земле, к своему народу;
  • приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
  • пробуждение интереса к старинным русским приметам;
  • мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;
  • развитие творческих способностей каждого ребёнка;
  • воспитание экологической культуры младших школьников.

Методы и методические приёмы:

беседа, использование художественного слова (стихотворение, загадки), карточки с индивидуальным заданием, кроссворд, вопросы, наглядный материал – картинки, карточки с опорными словами, рассказ по результатам наблюдения.

Литература для учителя:

М.Ю.Новицкая "Введение в народоведение”

Литература для учащихся:

М.Ю.Новицкая "Введение в народоведение”

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово учителя.
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Подготовка к восприятию.
  5. Физкульминутка.
  6. Изучение нового материала.
  7. Практическая работа в группах.
  8. Коллективная работа.
  9. Итог урока.

 Содержание занятия

I. Организационный момент.

Добрый день! Всем удачи, здоровья и радости в наступающем Новом году. Мы начинаем наше занятие (вращать глобус).

II. Вводное слово учителя.

Живёт среди тысячи других планет наша маленькая и добрая планета Земля. Живёт по особому. Вращается она вокруг солнца и своей собственной оси и благодаря этой особенности происходит смена дня и ночи, меняют друг друга и времена года.

Наша древняя и удивительная Земля дарит жизнь во всём её многообразии народам разных национальностей. Мы знакомимся с жизнью русского народа, его праздниками, обычаями от старины до сегодняшних дней. Ведь каждый образованный человек должен знать историю, истоки, духовное и культурное наследие своего народа. Наш курс называется Народоведение – ведать, т.е. изучать свой народ, чем и как жили наши предки: бабушки и дедушки, и их бабушки и дедушки. Русский народ во все времена обладал тонким и прозорливым умом. Поэтому наши предки умели наблюдать примечать, что особенное в природе и в жизни. Так рождались приметы и дошли они до наших дней. Эти праздники рождались из жизни. С некоторыми из них мы уже познакомились.

III .Повторение пройденного материала.

- Какие праздники, ребята, узнали вы на занятиях Народоведения?

(Михайлов день, Воздвижение, Покров день, Синичкин праздник, день Кузьмы и Демьяна, Юрьев день (день Георгия Победоносца).

-Какие приметы сопровождали эти народные праздники?

  • 19 сентября - Михайлов день. Похолодание. Лист на дереве не держится. Начало листопада.
  • 27 сентября – Воздвижение. В этот день медведь залегает в берлогу. Змеи впадают в спячку.
  • 12 октября - Синичкин праздник. К этому дню прилетают птицы-зимники – щеглы, снегири, сойки, чечётки, свиристели, синицы.
  • 14 октября - Покров день. Не покрыл Покров, не покроет и Рождество.
  • 14 ноября - день Кузьмы и Демьяна. Куют Кузьма и Демьян лёд на земле и на водах.
  • 9 декабря - Юрьев день (день Георгия Победоносца). До этого дня необходимо было раздать все долги.

IV. Подготовка к восприятию.

Сейчас послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится, а может кто-то назовет автора этого стихотворения.

Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на ветвях дубов
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз.

(ответы детей)

- Кто любит зиму? Чем она вам нравится?

С сегодняшнего занятия мы с вами начнём говорить о зимних народных праздниках.

-С какого месяца начинается зима?

-Как в народе называют этот месяц? (студень, стужайло, снежань)

V. Физкультминутка.

Сейчас мы с вами отдохнем.

  1. Дотроньтесь правой рукой до левого уха те, кто любит зиму.
  2. Двумя кончиками до кончика носа тем, кто любит кататься на санках.
  3. Закройте ладошкой левое ухо те, кто любит кататься на санках.
  4. Дотроньтесь до локтя соседа те, кто любит каникулы.

VI. Изучение нового материала.

19 декабря зима окончательно вступает в свои права. Этот день в народе называют – день святого Николая Чудотворца. Славятся Никольские морозы. Открывались на Николу зимние ярмарки и базары. Проходили весёлые пиры-братчины. Поминают святого с большой радостью.

Есть народная легенда о Николае и Касьяне. Раз в осеннюю пору у мужика воз в грязи увяз. Знамо, какие дороги у нас, а тут ещё случилось осенью – так и говорить нечего! Мимо идёт Касьян-угодник. Мужик не узнал его и давай просить: "Помоги, родимой, воз вытащить!” "Поди, ты, сказал ему Касьян-угодник, - есть мне, когда валандаться!”. Да и пошёл своей дорогою. Немного спустя, идёт тут же Николай-угодник. "Батюшка, - завопил опять мужик, - Батюшка! Помоги мне воз вытащить!” Никола-угодник и помог ему.

Вот пришли Касьян-угодник и Никола-Угодник к богу в рай. "Где ты был Касьян-угодник?” -спросил бог. "Я был на земле, - отвечал тот, - прилучилось мне идти мимо мужика, у которого воз завяз. Он попросил меня воз вытащить: да я не стал мазать райского платья”. "Ну, а где ты так выпачкался?” – спросил бог у Николая-угодника. "Я был на земле, шёл по той же дороге и помог мужику вытащить воз” - ответил Никола-угодник. "Слушай, Касьян, - сказал тогда бог, - не помог ты мужику. За то, будут тебе через три года служить молебны. А тебе, Никола-угодник, за то, что помог мужику воз вытащить, будут служить молебны два раза в год”. С тех пор так и сделалось. Николу два раза в год чествуют, а Касьяна – один раз в четыре года. Ведь есть праздник Николы – зимнего, а ещё Николы – весеннего, его празднуют 22 мая.

Предание рассказывает, что получив родительское наследство, Николай-угодник раздаёт его нуждающимся: особенно популярна история о впавшем в нищету отце трёх дочерей. И вот Николай-угодник в новогоднюю ночь подбрасывает в окно три узелка с золотом – на предание каждой. С того времени Николай фигурирует, как неведомый благодетель. И возник обычай подкладывать в новогоднюю ночь подарки детям от лица Деда Мороза.

Как и любой народный праздник, день Николая Чудотворца, Николы - зимнего он сопровождается народными приметами.

VII. Практическая работа в группах.

-Сейчас вы по своему желанию объединитесь в группы по 5 человек. Я вам предлагаю "собрать” зимние приметы, которые рассыпались. Окончание работы вы будете сигнализировать поднятием рук, взяв друг друга за руки. (Учащиеся работают в группах за партами).

  • 1 группа. Снега - зима без хлеба без лето (Зима без снега – лето без хлеба).
  • 2 группа. Снежная - лето – зима дождливое ( Зима снежная – лето дождливое ).
  • 3 группа. Снег - теплее выпадет станет (Выпадет снег – станет теплее).
  • 4 группа. Из столбом - трубы к морозу дым (Дым из трубы столбом – к морозу).

Ребята объясняют свой выбор.

VIII. Коллективная работа.

А в завершении нашего разговора я предлагаю вам разгадать простой кроссворд, в первой вертикальной колонке которого спряталось время года, о котором мы сегодня говорили. Подумайте… (коллективная работа).



 

Задания к словам по горизонтали:

  1. Белый иней на почве по утрам поздней осенью после холодной ночи. (Заморозки)
  2. Белая присыпка на почве, на кустах и на деревьях в морозный день. (Иней)
  3. Снежная позёмка с ветром и снегом. (Метель)
  4. Очень большая льдина в Антарктиде. (Айсберг)

( Ключевое слово в первой вертикальной колонке – "зима”).

IX. Что нового и интересного вы узнали сегодня на нашем занятии?

Категория: ЭТИКА И ЭСТЕТИКА | Добавил: admin | Теги: учителю начальных классов, разработки уроков для младших класс, методсовет, конспекты уроков для начальных клас, план-конспект урока
Просмотров: 821 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ЗНАНИЯ ПО КРУПИЦАМ


» ШКОЛЬНИКАМ О КУЛЬТУРЕ РОССИИ
» МАСТЕРИМ С МУДРЫМ ГНОМОМ

» ЗАНИМАТИКА ОТ МУДРОГО ГНОМА
» ДЕТСКАЯ КОМНАТА
» Форма входа

» Поиск
"Мудрый Гном"
рекомендует









ПАН ПОЗНАВАЙКО
 
 Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2018 Рейтинг@Mail.ru