М У Д Р Ы Й   Г Н О М
Мудрым никто не родился, а научился.
 

Главная   Мой профиль Выход           Суббота, 21.04.2018, 01:01
» УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С МУДРЫМ ГНОМОМ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ И МЕРОПРИЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
» ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
» МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
» ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
» ТЕХНОЛОГИЯ
» ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
» КОНТРОЛЬНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ
» МУДРЫЙ ГНОМ - УЧИТЕЛЯМ
» Категории раздела
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [94]
ПИСЬМО [13]
РУССКИЙ ЯЗЫК [40]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [18]
МАТЕМАТИКА [50]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [74]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [24]
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА [38]
ОБЖ [26]
МУЗЫКА [12]
РИСОВАНИЕ [59]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
ТЕХНОЛОГИЯ [12]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЭТИКА И ЭСТЕТИКА

Конспект урока этики в начальной школе "Доброе слово – бальзам для души"
20.03.2016, 10:54

Цель:

  • Показать место слова в деле воспитания хорошего человека.
  • Расширить знания о вежливости, добрых словах и их применении в жизненных событиях.
  • Воспитание внимательности и уважения друг к другу, ответственности за произнесенные слова.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок.
Садитесь по удобнее – скорей начнем урок!
Сосредоточимся. Поможем себе настроиться.
Руки в замок на – стол.
Ноги перекрещиваются.
Голова опущена.
Послушайте свое сердце и хорошую музыку:

(Звучит песня "Розовый слон”.)

2. Завязка.

Я не случайно включила эту музыку. Вы ее узнали?

Звери смеются, шутят о нем: "Ай да красавчик, серый как дом!”

Они смеются, а слону грустно. Почему? Прочтем тему урока с доски:

"Доброе слово – бальзам для души…”

Это татарская пословица. В конце я поставила многоточие, т.к. она не окончена.

Разберем вначале первую ее часть, чтобы понять всю целиком. (На листочках детей словарик)

Бальзам – целительное средство (лекарство).

Значит: доброе слово – лекарство, а злое – рана для сердца.

3. Основная часть

Притча (древний поучительный рассказ меджлис – праздник пиршество). Прочтем древнюю притчу (один вслух, все сидят)

Однажды очень богатый и знатный купец собрал гостей на меджлис. Один из гостей предложил хозяину: "Весь город знает о том, что твой слуга является самым ловким и находчивым человеком. Ты пошли-ка его на базар и пусть он принесет оттуда самую прекрасную вещь в мире” Хозяин позвал к себе Эзопа.

"Ты слышал, Эзоп? – сказал он. – Вот тебе деньги, принеси из базара самую прекрасную вещь!”

Слуга ушел и вскоре с базара вернулся с нужной покупкой. В руках его был поднос, накрытый белой салфеткой. Когда подняли ее, то все увидели лежащий на нем язык.

"Эзоп, да это же простой язык!” – воскликнул ошарашенный хозяин. "А разве это – не самое прекрасное на свете? При помощи языка мы объясняемся в любви, говорим нежности, даем клятву, объявляем об установлении мира и согласия, произносим слово "Свобода” и восхищаемся…”

Через некоторое время уже другой гость предлагает хозяину:

"Пусть твой слуга опять идет на базар и принесет оттуда самую чудовищную вещь в мире”.

Во второй раз Эзоп идет на базар и приходит с тем же самым подносом. Подняв салфетку, хозяин нахмурился: "Эзоп, ты ведь опять принес простой язык!”… "А разве это – не самая чудовищная вещь на всем белом свете? При помощи его мы говорим слова ненависти, изменяем друзьям, объявляем о войнах и говорим слово "Раб” другим людям…”

Физкультминутка для глаз

Вопросы для обсуждения:

  1. о чем идет разговор в этой притче? (о способности языка сообщать и хорошие, и добрые вести …)
  2. как он сообщает все это? (посредством слов)
  3. какими бывают слова (хорошими, плохими)
  4. От каких людей можно услышать хорошие слова? ( добрых, образованных …)
  5. От каких людей можно услышать плохие слова? (злых, глупых …)
  6. Словом можно убить, словом можно спасти. Я вас просила порассуждать на эту тему самостоятельно. Что у вас получилось? (несколько ответов на оценку)
  7. Всегда ли можно говорить добрые , хорошие слова? Представьте, что вы рассержены, не в духе! (Даже в таких случаях умные люди не будут говорить злые слова: они лучше промолчат, или выскажутся вежливо, стараясь не обидеть другого человека)

Значит вежливые слова – синоним добрые слова?

Ситуация

В переполненный автобус вошла уже немолодая женщина. Она была очень нарядно одета, празднично причесана. Настроение – великолепное. Девочка сидящая на против встала и очень вежливо сказала ей:

– Садитесь, пожалуйста.

Нас в школе научили уступать место пожилым, больным людям. С лица женщины исчезла улыбка. На что она обиделась?

(Рассуждения детей.)

Язык как средство общения состоит не только из слов, но и из формы их произношения, т.е. интонации. Нередко приходится слышать :”А я вам ничего обидного не сказал!” А ведь обидеть можно и простыми, обычными словами. Зависит от того, как их произнести.

Тренинг

Попробуйте произнести обычную фразу с разной интонацией:

Иди сюда и спасибо ( с гневом, спокойно, с радостью и т.д.)

- Что случилось?

Слово стало иметь несколько разных подтекстов. Значит нужно следить за тем что ты говоришь, но и как ты говоришь

4. Заключение

– К сожалению во взаимоотношениях людей встречаются ссоры и ругань. Вспомните (иллюстрация к сказке Маленький принц”) в каком произведении, ранее читаемом, слова сыграли решающую роль в судьбе героев?

– Почему Мал. принц оставил любимую розу? (Она говорила ему колкостей., обидела его словами)

– Пострадали оба.

Прочитайте русскую пословицу с доски: "Из-за одного слова, да вечная ссора”. Как метко подмечено! А вы иногда не становитесь похожими на колючую розу?

Встаньте! Хором еще 3 пословицы. Как поняли смысл – оценка за полный умный ответ.

  1. Слово и ранит, слово и лечит!
  2. Доброе слово дом строит, а горькое – разрушает!
  3. Слово не воробей, вылетит, не поймаешь!

5. Рефлексия – под музыку

Посмотрите на этот прекрасный мир – какие слова вам нравятся? Поменяйтесь тетрадями, нарисуйте посередине страницы солнышко, а вместо лучиков напишите те слова, которые вы подарите соседу по парте. А теперь, уберем то, что осталось: любовь, ненависть, грубость, верность, дружба, измена, трусость, взаимопомощь, сочувствие, война, ложь, благородство, вежливость, предательство.

У нас осталось: Следовать этим словам мы будем стараться при общении друг с другом.

"Зря унываешь, нету беды, я то ведь знаю, розовый ты …”

6. Итог урока

Хором читаем наставление Каюма Насыйри (тат. мыслителя 19в.)

"О, сын мой, не произноси слов способных огорчить людей. Ты невзначай обронишь слово, а оно ранит, обидит кого-нибудь. Бойся причинить обиды”.

7. Релаксация

Сюрприз приготовила Алина. Стих Э.Асадова "Нежные слова”

Нежные слова

То ли мы сердцами остываем,
То ль забита прозой голова.
Только мы все же реже вспоминаем
Светлые и нежные слова.
Словно в эру плазмы и нейтронов,
В гордый век космических ворот
Нежные слога, как граммофоны,
Отжили и списаны в расход.
Только мы здесь, видимо, слукавили
Или что-то около того:
Вот слова же бранные оставили, -
Сберегли ведь все до одного!
Впрочем, сколько человек ни бегает
Средь житейских бурь и суеты,
Только сердце все равно потребует
Рано или поздно красоты
Не зря ж оно ему дается,
Как ты не толкай его во мглу,
А оно возьмет и повернется
Вновь, как компас, к ласке и теплу.
И уж коль действительно хотите,
Чтоб звенела счастьем голова,
Ничего то в сердце не таите,
Говорите, люди, говорите
Самые хорошие слова!
                            Э. Асадов

Домашнее задание

Попробуйте ответить на вопросы теста и оценить себя "Умеете ли вы общаться с людьми?” – побеседуем на следующем уроке.

"Умеете ли вы обращаться с людьми?”

Из тех вариантов ответов (а, б, в) выберите тот, который вам больше подходит.

1. В повседневной жизни вы обычно ведете себя следующим образом:

а) уравновешенно;
б) легкомысленно;
в) крайне жестко.

2. Как вы поступите, если без разрешения что-то возьмут с вашего стола?

а) отругаю;
б) потребую вернуть;
в) узнаю, чем еще можно помочь.

3. Как вы думаете, каким человеком вас считают одноклассники?

а) спокойным, независимым:
б) слишком самоуверенным;
в) дружелюбным.

4. Будите искать пути к примирению после конфликта с другом?

а) никогда;
б) смотря по обстоятельствам;
в) обязательно.

5. Как вы себя обычно ведете, если возникает сложная ситуация?

а) здраво;
б) теряю самообладание;
в) внутренне закипаю.

6. Что вы, как правило, предпринимаете, если дело совсем не ладится?

а) смиряюсь;
б) стараюсь найти ошибки;
в) ищу виновного.

7. Как вы поступите, если вам предложат ответственное задание?

а) конечно, соглашусь;
б) соглашусь, но с опаской;
в) откажусь - покой дороже.

8. Какое животное из предложенного вам ряда наиболее симпатично?

а) медведь;
б) тигр;
в) домашняя кошка.

9. Как вы поступите, если вашего друга кто-то обидит в школе?

а) позвоню его родителям;
б) поговорю с учителем;
в) посоветую дать сдачи.

10. Что вы испытываете, когда смотрите очень страшный фильм?

а) удовольствие;
б) страх;
в) скуку.

Категория: ЭТИКА И ЭСТЕТИКА | Добавил: admin | Теги: учителю начальных классов, методсовет, разработки уроков для младших класс, конспекты уроков для начальных клас, план-конспект урока
Просмотров: 453 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ЗНАНИЯ ПО КРУПИЦАМ


» ШКОЛЬНИКАМ О КУЛЬТУРЕ РОССИИ
» МАСТЕРИМ С МУДРЫМ ГНОМОМ

» ЗАНИМАТИКА ОТ МУДРОГО ГНОМА
» ДЕТСКАЯ КОМНАТА
» Форма входа

» Поиск
"Мудрый Гном"
рекомендует









ПАН ПОЗНАВАЙКО
 
 Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2018 Рейтинг@Mail.ru