Цели:
- Познакомить учащихся с историей зеркала,
раскрыть смысл понятий «мода», «вкус».
- Развивать устную речь школьников, творческое
мышление.
- Воспитывать эстетический вкус, аккуратность.
Оборудование: зеркало, часы с секундной
стрелкой, жетончики, таблички с надписью станций.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами
будет волшебный урок. Мы побываем в 3-х сказочных
странах. А в каких, вы узнаете позднее. Тема урока
будет связана с обычным предметом домашнего
обихода, которым вы пользуетесь каждый день.
Чтобы узнать, что это за предмет и чтобы попасть в
первую волшебную страну, вы должны отгадать
загадки:
- Я молча смотрю на всех.
И смотрят все на меня.
Веселые видят смех,
С печальными плачу я.
Глубокое, как река,
Я дома на вашей стене. (Зеркало) - Увидит старик старика,
Ребенок ребенка во мне. (Зеркало) - Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)
- Молодцы! Вы отлично справились с моим первым
заданием. И тема нашего урока?..(Читаем хором с
доски «Свет мой зеркальце, скажи…!»).
- Все вы читали «Сказку о мертвой царевне и семи
богатырях». Помните, в этой сказке у злой
мачехи-царицы было волшебное зеркало:
Ей в приданое дано было зеркальце одно.
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело…
- О чем же рассказывало зеркальце? Да, оно всем
говорило правду, какой человек смотрится в него,
как он выглядит.
- Сказка сказкой, а главное в том, что зеркало
отвечает человеку на интересующий вопрос:
«Красив ли я?»
- Первая наша страна – Историческая. (На
доске появляется соответствующая табличка)
- Помните мультфильм о крошке-еноте, когда он
подошел к ручью и, увидев собственное отражение,
очень испугался? Несомненно, первым зеркалом
человеку послужила…Что? (Вода). Потом люди
увидели свое отражение на отполированном
металле – так появились первые зеркала. Они
появились в III тысячелетии до нашей эры, но они
быстро тускнели на воздухе и искажали
изображение. Потом появилось стекло, и пластину
полированного металла скрепляли со стеклянной. А
в XVI веке на стекло стали наносить специальный
сплав, в который входила ртуть. Так зеркала
приобрели вид близкий к современному. Но есть в
современном мире и такие зеркала, которые
искажают изображение. Какие это зеркала? (Кривые).
Где вы с ними встречаетесь? (В цирке, парке).
- Ребята, в каждой волшебной стране вам нужно
будет сделать какое-либо задание. Для этого мы с
вами разделимся на команды. И за каждый
правильный ответ команда будет получать
жетончики. Вы придумали название своим командам?
1-я команда: «Винни-Пух».
2-я команда: «Чебурашка».
- Задание 1-ой команде: объясните пословицу «С
лица воду не пить», 2-ой команде пословица:
«Встречают по одежке, провожают по уму».
- А теперь мы с вами отправимся в следующую
страну, но, чтобы попасть в эту страну, каждая
команда должна отгадать загадки.
1-ой команде:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
2-ой команде:
Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу прыгала –
Всю грязь повыгнала. (Зубная щетка)
- Молодцы, правильно отгадали, эти предметы нам
очень пригодятся во 2-ой волшебной стране – «Чистюлькино».
(Выставляется соответствующая табличка).
- Ребята, в этой стране есть три города: Утро,
День, Вечер. А как вы думаете, что за страна такая
– Чистюлькино, какие в этой стране жители и что
они нам могут интересного рассказать? Мне
кажется, в этой стране вы никогда не заблудитесь.
Все вы прекрасно знаете, что делают утром, днем и
вечером, чтобы выглядеть всегда чистым и
аккуратным. Что для этого делаете вы утром? (Умываемся,
чистим зубы, причесываемся, одеваемся). Днем? (Поправляем
волосы, моем руки перед едой и после еды и т.д.) Вечером?
(Умываемся, чистим зубы). Я так и думала, что вы
все знаете, потому что выглядите всегда чистыми и
аккуратными. Быть такими мы обязаны не только для
себя, ведь мы живем среди других людей.
Неопрятный человек проявляет неуважение к
окружающим. Приятно вам будет пожимать немытую
руку с грязью под ногтями или разговаривать с
человеком, от которого неприятно пахнет, так как
он не чистит зубы или не любит мыться?
- Задание команде «Винни-Пух»: Один человек из
команды садится за отдельный стол и, смотрясь в
зеркало, должен говорить слова: «Какие у меня
красивые и чистые уши!». Его задача: не смеяться.
- Задание команде «Чебурашка»: «Какая у меня
чистая и длинная шея!». (Выигрывает тот, кто
дольше продержится и не засмеется. Засекается
время).
И снова нужно отгадать загадки командам, чтобы
нас приняли жители 3 волшебной страны.
1-ой команде:
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
2-ой команде:
По полотняной стране, по реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. (Утюг)
- Молодцы, ребята, вот мы и попали в новую страну «Модники
и модницы». (Выставляется соответствующая
табличка).
- А что такое мода? (Выслушиваю ответы). В
современном мире модой называют «культуру
одежды». А как вы думаете, для чего нужна одежда?
- Во-первых, человек стал одеваться, чтобы
оградить себя от действия стихии – холода, жары,
солнца, воды;
- во-вторых, раньше одежда рассказывала о
своем хозяине (богат ли он, общественное
положение и т.д.);
- в-третьих, она украшает человека.
Человек всегда старался выглядеть как можно
лучше. Древние люди обматывали вокруг тела
звериные шкуры, а на шею вешали ожерелье из
разноцветных камешков. Все, что попадалось
человеку под руку, шло в дело – кора деревьев,
перья птиц. Однако сейчас в современном мире
костюм идущего по улице человека не всегда
откроет нам, кто этот человек, кем он работает. Но
зато расскажет о другом: есть ли у него вкус,
высок ли уровень его культуры. Вы согласны со
мной? Итак, одежда играет большую роль в нашей
жизни.
А что необходимо делать для того, чтобы
выглядеть всегда хорошо одетым? (Выслушиваются
ответы). Во-первых, чтобы быть всегда хорошо
одетым, нужно иметь вкус. А что такое вкус? (Умение
правильно подобрать одежду). Все предметы
одежды должны сочетаться. Представьте себе
девочку в зеленой юбке, желтой блузке, красной
косынке. Нравится вам ее костюм? А в чем ее ошибка?
Во-вторых, не может быть красивым то, что
может нанести ущерб здоровью. Например,
девочки-школьницы очень рано начинают ходить в
туфлях на высоких каблуках, что приводит к
серьезным нарушениям осанки.
Запомните, что причудливая и вычурная одежда
говорит о нескромном желании выделиться, а
тусклая и невыразительная – о пренебрежении к
себе и окружающим. Модно и со вкусом одет только
тот, чья одежда соответствует возрасту,
особенностям внешности, времени года, и, конечно,
обстановке. Нелепо выглядит мальчик, который
пришел в театр в спортивном костюме. Или девочка,
которая, подражая взрослой женщине, навесила на
себя бесчисленное количество украшений.
Послушайте смешной стишок про такую модницу:
Бусы,
Ленты,
Банты,
Блестки,
Золоченые стрекозки…
Удивляется народ:
Что за елка в Новый год?
Ветерок подул несмело –
Что-то вдруг зашелестело,
Звякнуло, постукало…
Может, это пугало?
Вы ошиблись:
Это – Надя
В праздничном
Своем наряде.
Задумайтесь, какой у вас образ? Спортивный или
романтический? Вкус проявляется в умении носить
одежду. Красивым делают человека не дорогие вещи
и украшения, а чистота и опрятность.
По назначению одежду можно разделить на 3 вида:
Домашняя, в которой мы ходим дома. Какой она
должна быть? (Чистой, аккуратной, удобной);
Рабочая. Это та одежда, в которой ваши
родители ходят на работу, а вы ходите в школу. А
какой она должна быть? Она должна быть красивой,
удобной, практичной.
Парадная, которую вы надеваете на
праздники, в гости и т.д. Какая это одежда?
(Нарядные платья и костюмы, белая рубашка).
Молодцы, все правильно! А что еще необходимо для
того, чтобы выглядеть красиво? (Чистые волосы,
красивая прическа, красивая походка, мимика и
жесты)
Чаще заглядывайте в зеркало, оно подскажет вам,
как выглядеть красиво.
А сейчас у меня к вам самый трудный вопрос: «Кто
такой красивый человек»? Я вам даю 2 минуты на
обдумывание, а вы посовещаетесь в командах и
опишите, каким должен быть, по-вашему мнению,
красивый человек.
Молодцы, мне очень понравилось путешествовать
с вами. Я думаю, что вы очень внимательно слушали
меня и своих одноклассников и все новое, что вы
узнали, вам пригодится в жизни.
А теперь подведем итоги. Вам понравилось
путешествие? В каких волшебных странах мы с вами
были? В какой из них вам больше понравилось? Для
чего нам нужно зеркало? Почему все должны в него
смотреться?
Давайте поздравим команду победительницу!
(Аплодисменты)
До свидания! Урок окончен. |