logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные:  безошибочно и выразительно читать летопись по ролям, передавая с помощью интонации чувства  главного героя произведения (рассказчика), ориентироваться в тексте летописи, быстро находить нужные эпизоды.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; составлять план работы по решению учебной задачи урока, оценивать себя и свои достижения на уроке.

Познавательные: сравнивать сюжет летописи «И вспомнил Олег коня своего» с сюжетом стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», находить общее и различное, делать выводы и обобщения на основе сравнения, соотносить слова солдатской песни «Как ныне сбирается вещий Олег» с текстом летописи и стихотворением А.С. Пушкина.

Коммуникативные: доходчиво объяснять свою точку зрения, описывать внешний вид князя Олега.

Личностные: проявлять интерес и любознательность к истории создания художественных произведений.

Ресурсы и оборудование: учебник «Литературное чтение» (4 класс) авторов Л. Ф. Климановой и др., компьютер, экран или интерактивная доска, оценочные листы, аудиозаписи стихотворения «Песнь о вещем Олеге» и солдатской песни «Как ныне сбирается вещий Олег».

Ход урока

Проверка домашнего задания

Проверить чтение по ролям можно двумя способами: первый способ – группы читают текст по ролям друг другу, причём одна группа первую часть текста до слов «Когда прошло четыре лета…», другая группа – вторую часть текста со слов «Когда прошло четыре лета…»; второй способ – выборочная проверка (предлагается одной группе прочитать первую часть летописи, следующей группе – вторую часть летописи, так повторить 2-3 раза, чтобы большее количество учащихся смогли показать свои способности читать выразительно).Затем спросить школьников, как они ответили на вопросы после текста. Какой вопрос им показался наиболее интересным, а какой наиболее трудным. Так же можно проверить задания из «Рабочей тетради», если были такие учащиеся, которые захотели их выполнить.

Актуализация знаний учащихся

Что нового мы узнали о князе Олеге на предыдущем уроке? Расскажите как можно более подробно об этом.

Какие элементы художественности мы отметили на предыдущем уроке в изучаемой летописи.

Ребята, сегодня мы продолжим работу в этом направлении. Подумайте, почему я снова хочу обратить ваше внимание на стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Как вы думаете, если предметом нашего изучения на уроке будет стихотворение А.С. Пушкина и текст летописи, то какой будет учебная задача урока? Выскажете свои предположения.

Формулирование учебной задачи

Ребята догадаются, что обычно при изучении двух произведений, они их сравнивают, поэтому учебная задача урока может звучать так: будем сравнивать два произведения, находить общее и различное. Учитель может добавить, что в конце урока она предложит для сравнения со стихотворением и текстом летописи музыкальное произведение. И это будет ещё одним открытием  сегодняшнего урока.

Прослушивание стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в аудиозаписи.

Перед прослушиванием школьникам необходимо раздать текст стихотворения и дать задание, чтобы дети понимали, с какой целью они слушают данное произведение. Задание может звучать так:

Сейчас вы прослушаете стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» полностью. В тексте помечайте места, которые вам непонятны, а также то, что вы уже знаете из текста летописи.

Рассказ учителя об истории создания стихотворения и комментарии к тексту стихотворения

Что было непонятным в тексте стихотворения? Попробуем понять, о чём идёт речь. Учитель комментирует непонятные слова и эпизоды текста стихотворения.

 Как возникло стихотворение Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

 Пушкин любил рассказы о русской старине, знал и летописные предания, читал сочинения ученых-историков. Летописное предание о гибели древнерусского князя Олега – хотя и немного страшное, но поэтичное – Пушкин передал в этих стихах, которые назвал "песнью". Ведь когда-то в старину такие сказания – о воинах, о битвах, о встречах с чудесами – рассказывались нараспев на княжеских пирах.

Сравнение текстов

 Найдите в тексте стихотворения А.С. Пушкина то, что роднит его с летописью. Что общего в сюжетах?

А теперь давайте определим, что их отличает друг от друга.

Найдите в тексте стихотворения строки, которые помогать представить князя Олега. Каким он вам представляется?

Как вы думаете, в каком из произведений – в летописи или стихотворении Пушкина - образ князя Олега наиболее живописен? Почему? (Пушкин много работал над текстом стихотворения, художественно обрабатывал события, переданные в летописи, подбирал рифмы, а летописец лишь стремился передать факты, хотя сообщал их с чувством).

Устное словесное рисование. Работа в парах.

 Ребята, прочитав летопись, посмотрев иллюстрации, прослушав отрывок из стихотворения А.С. Пушкина, посмотрев мультфильм «Детство Ратибора», вы многое узнали о жизни людей того времени, о воинах той эпохи. Вы знаете, как были воины одеты, какое носили оружие. В летописях не описывается внешность Олега, лишь из стихотворения Пушкина мы узнаём, что Олег был белокур, как и многие славяне. Сейчас перед вами стоит трудная задача – описать словами князя Олега, то, как вы его представили. Опишите, как выглядел Олег, во что был одет, какое было у него оружие (небольшой план можно записать на доске).

При описании не забудьте соблюдать определённые правила: не пересказывать, а рисовать словом, как художник рисует красками; используйте выразительные средства языка – сравнения, эпитеты; используйте глаголы только в настоящем времени, описывая только то, что в эту минуту себе представляете. Также не забудьте передавать свои чувства и своё отношение к тому, о чём говорите.

Теперь попробуйте в паре с товарищем набросать основные фразы, которые лягут в основу описания.

Затем дети рассказывают друг другу, дают рекомендации. После этого учитель выборочно (лучше по желанию) просит представить описание Олега всему классу. Учащиеся слушают и заносят своё мнение в оценочный лист:

Качественная характеристика описания

Шкала

оценивания

«!» – очень хорошо

«?» – недостаточно хорошо

« - » - не удалось

Логичность, последовательность

Образный язык (использует сравнения и эпитеты, синонимы и пр.)

Использует цвет при описании

Рисует картину в настоящем времени

Передаёт чувства и своё отношение к тому, о чём говорит

Сравнение текста стихотворения и летописи с текстом солдатской песни «Как ныне сбирается вещий Олег» в исполнении хора СПБ подворья Валаамского монастыря

Сейчас, ребята, я вам предложу для прослушивания солдатскую песню, которую исполняли солдаты, служившие в царской армии, затем в белой гвардии, а теперь и современные солдаты поют эту песню.

Попробуйте сравнить текст песни с тем, что вы уже читали о князе Олеге. Что общего и что отличает песню от летописи и стихотворения?

Как вы думаете, почему в основу солдатской песни было положено стихотворение Пушкина? (строки стихотворения воодушевляли воинов на подвиги, а торжественная и маршеобразная музыка ещё больше этому помогала. Подвиги Олега, принесшие ему славу в своём Отечестве, были и остаются примером для воинов во все времена).

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение летописи. Найти в Интернет информацию о солдатской песне (авторы, год создания, исполнители и пр.). составить об этом сообщение. Прослушать дома с родителями солдатскую песню в исполнении казачьего хора, обменяться впечатлениями и записать их в тетрадь по литературному чтению.

Подведение итогов урока, рефлексия, самооценка

Что сегодня особенно удивило в уроке? Какие сделали для себя открытия?

О чём ещё хотелось бы узнать по теме «Летописи»?

Оцените результаты своей работы на уроке с помощью следующих утверждений по шкале оценивания («+», « - », «?»):

Я знаю, чем схожи и чем различаются стихотворение Пушкина и текст летописи, могу рассказать об этом ____.

Я могу описать князя Олега, используя приёмы художественной выразительности ____.

Я могу сравнить текст песни «Как ныне сбирается вещий Олег» с текстом стихотворения Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и летописью «И вспомнил Олег коня своего» ___.

 

Поиск

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.