logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать, как выглядит учебник по литературному чтению и условные обозначения; ориентироваться в условных обозначениях, находить их на страницах учебника, правильно толковать; ориентироваться в разделах и рубриках учебника, знать, где находится «Словарь».

Метапредметные:

регулятивные: понимать, что такое цели изучения раздела (темы) и где в учебнике они зафиксированы (шмуцтитул), осознавать, что такое учебная задача урока;

познавательные: анализировать структуру учебника, создавать модель структуры одного из разделов учебника;

коммуникативные: знать ранее изученные правила работы в группе, использовать их в своей практической деятельности.

Личностные: осознавать ценность учебной книги для своего образования, бережно относиться к ней, демонстрировать умения правильно листать страницы, убирать книгу в портфель и доставать из портфеля, пользоваться закладкой, выбирать обложку для учебника.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 1 класс» в 2 частях,  пособие «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс», по одному чистому листу бумаги формата А-4 для каждого ученика, цветные карандаши (или фломастеры), простой карандаш и линейка, клей или степлер, образцы обложек для учебников, образцы закладок.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.

Знакомство с новым учебным предметом и учебником «Литературное чтение».

Ребята, сегодня мы с вами начинаем знакомиться с новым учебным предметом, который называется так же, как учебник, — литературное чтение. Рассмотрите, какие учебные пособия вы видите на стенде. Назовите их. (Учебник «Литературное чтение. 1 класс», части 1 и 2, учебное пособие «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс».)

Правильно, ребята, мы с вами до конца этого учебного года будем изучать учебник «Литературное чтение» и работать в специальной тетради, которая называется «Рабочая тетрадь». Рассмотрите сначала учебник,  задумайтесь, почему так называется наш новый учебный предмет и что мы будем на нём изучать? (Дети листают учебники и делают выводы.)

А теперь перелистайте «Рабочую тетрадь», рассмотрите внимательно, что в ней есть и чему, по вашему мнению, мы будем по ней учиться. (Дети рассматривают пособие и делают выводы.)

Как вы думаете, почему так важно изучать литературу? (Благодаря литературе мы узнаём много нового, интересного, можем прочитать о том, чего никогда не видели своими глазами, а также мы совершенствуем свои умения читать правильно, выразительно и пр.)

Правильно, ребята. Но ещё благодаря литературе мы будем учиться рассуждать о том, почему герои произведений, попадая в разные ситуации, ведут себя по-разному, мы будем учиться слышать автора произведения, понимать его точку зрения, задумываться над сложными вопросами, которые он задаёт в своих произведениях. А ещё мы будем учиться понимать художественное слово, а это одна из самых трудных задач на уроках литературного чтения.

Прослушивание стихов о книгах.

А теперь послушайте стихотворение С. Михалкова «Как бы жили мы без книг?». Какую ценность представляют собой книги для ребёнка, по мнению автора?

Как бы жили мы без книг?

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?..

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

Ребята, о книгах, о том какую они имеют ценность для человека, рассказывают пословицы и поговорки, созданные русским народом в давние времена. Прочитайте их и подумайте над смыслом каждой из них.

Сама молчит, а сто друзей научить может.

С книгой поведёшься — ума наберёшься.

Золото добывают из земли, а знания — из книг.

У Земли спутник — Луна, а у человека — книга.

Выводы учащихся о ценности книг и литературы как учебного предмета.

Итак, для чего мы будем изучать литературу, какую ценность она для нас представляет?

Формулирование учебной задачи урока учителем.

Ну, а сегодня, ребята, основной задачей урока будет знакомство с новым учебником, «Рабочей тетрадью», изучение их устройства. Это поможет нам легко находить нужные рубрики и разделы, ориентироваться в условных обозначениях. Также будем учиться бережно относиться к учебнику и «Рабочей тетради», правильно их открывать, листать страницы, пользоваться закладками, выбирать обложки. (Кратко задачи можно зафиксировать на доске или на слайде.) Всё, что я назвала, ребята, — это учебные задачи урока. Вот как много мы должны освоить на первом уроке!

Изучение структуры  и содержания учебника.

Знакомство с авторами учебника.

Ребята, откройте с. 2 части 1 учебника «Литературное чтение. 1 класс». Здесь под красной чертой расположены фамилии авторов учебника, прочитайте их.

Видите, как много людей трудились над тем, чтобы вам было интересно учиться, чтобы вы полюбили литературу и стали настоящими читателями.

А может быть, с кем-то из авторов мы уже встречались и немного знакомы? Где вы уже видели эти фамилии? (В «Азбуке».)

Хорошо, заметьте, что количество авторов в учебнике по литературному чтению увеличилось, значит, понадобилось много усилий, чтобы вас научить грамотно читать. Среди авторов учебника много учёных, людей, которые всю свою жизнь посвятили созданию учебников для маленьких школьников, поэтому мы должны быть благодарны им за такой титанический труд и, конечно, бережно относиться к учебникам.

Работа над условными обозначениями.

Вслед за фамилиями авторов вы найдёте надпись «Условные обозначения». Вам уже знакомо понятие «условные обозначения», давайте вспомним, что это такое. (Это значки, которые указывают, что нужно делать.)

Правильно. Посмотрите, как называется первый значок. Как вы будете выполнять его указание? (Второй, третий и четвёртый значки рассматриваются так же.)

Откройте часть 2 учебника «Литературное чтение. 1 класс». Посмотрите, изменились ли значки? (Нет, они остались прежними, значит, нам легко будет по ним ориентироваться и во второй части учебника.)

А теперь найдите на страницах учебника такие значки и назовите, где они встретились, на что указывают.

Работа над структурой учебника.

Ребята, сейчас перед нами стоит трудная задача — понять, как устроен учебник, какие в нём есть разделы и рубрики, для чего они включены в учебник. Откройте часть 1 учебника на с. 3, прочитайте заголовок. Как вы думаете, что может иметь такое название — раздел, рубрика, произведение или что-то другое? (Дети высказывают предположение.)

Правильно, это название раздела, или темы, как иногда говорят. А теперь откройте часть 1 учебника на с. 79. Какой заголовок дан здесь? Прочитайте, какие темы входят в содержание учебника. На каких страницах они расположены? Найдите их в учебнике. О чём, по вашему мнению, пойдёт речь в каждом разделе?

А теперь сравните страничку с заголовком «Жили-были буквы» и  страничку с заголовком «Сказки, загадки, небылицы». Что ещё, кроме названия раздела, есть на этих страницах?

Правильно, ребята, здесь ещё есть предложения, в которых отражены результаты изучения темы, т. е. цели, которые указывают, что мы узнаем при чтении произведений по данной теме и чему научимся. Это очень важно, так как если человек не знает, что он будет делать, не представляет свой результат, то ему трудно добиваться каких-либо успехов в учёбе, в профессии и в жизни. Поэтому авторы нам помогли и сформулировали то, что мы должны освоить, в разделе «Жили-были буквы» и в других разделах. Посмотрите начало разных разделов в обеих частях учебника. Везде ли заданы цели их изучения? (Дети листают учебники.)

Как быстро найти тот или иной раздел? Где можно увидеть, на какой странице начинается раздел? (В содержании.)

Откройте с. 79 части 2 учебника. Какой раздел учебника мы ещё не рассмотрели? («Словарь».)

Для чего даются словари в учебниках, в каких случаях мы можем к ним обратиться?

Изучение устройства учебника в совместной работе в группах.

А теперь каждая группа выберет для себя какой-то раздел для более детального изучения. Посмотрите, какие рубрики есть в разделе, который вы рассматриваете. (Дети ищут, а учитель может записать названия на доске или на слайде.)

Давайте сравним различные разделы по структуре. (Здесь школьники выявляют, что из раздела в раздел рубрики повторяются.)Попробуйте догадаться, для чего предназначены эти рубрики.

Моделирование структуры раздела учебника.

Сейчас мы с вами будем учиться моделировать. Кто знает, что значит слово «модель», кто в жизни уже встречался с этим словом, какие модели вам приходилось уже видеть? (Модели машин, самолётов, вертолётов, домов, модель Земли и пр.; можно показать несколько моделей: одну — рисованную, другую — схемообразную, третью — копию в миниатюре какого-нибудь предмета или объекта.)

Молодцы, а мы с вами будем моделировать (создавать модель) одного лишь раздела учебника, не целого учебника, а лишь раздела. А для этого нам надо знать, что есть в этом разделе. Также надо знать, что можно нарисовать (рисуночные модели), начертить (графические модели) модель и можно соорудить модель реального предмета, только в миниатюре.

У каждой группы есть листы белой бумаги, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, ножницы, клей (или степлер). Вы вместе со всеми ребятами из группы должны подумать, какую модель раздела учебника хочется сделать именно вам: нарисовать, начертить схему или сделать что-то похожее на книжку-малютку, где будет помещён только один раздел учебника.

Но прежде чем вы начнёте трудиться, давайте вспомним правила работы в группах.  Как правильно сотрудничать друг с другом, как обращаться, как слушать друзей, как предлагать свои идеи? (Школьники обсуждают правила, знакомые им с уроков обучения грамоте.)

Теперь давайте вспомним, как правильно пользоваться инструментами, чтобы не нанести вред здоровью своему и своих товарищей. Какой инструмент самый опасный у вас на парте? Как правильно передавать ножницы товарищу?

Итак, мы всё повторили, можно ещё задать вопросы, что-то уточнить, и приступайте к работе.

Анализ результатов работы.

Группы закончили свою работу, выберите того, кто будет представлять разработанную вами модель и рассказывать о ней. (Если школьники уже умеют оценивать результаты с помощью разноцветных фишек, то можно предложить им оценить работу каждой группы и прокомментировать каждую модель с точки зрения положительных моментов и недостатков.)

Работа по формированию бережного отношения к учебнику и «Рабочей тетради».

Актуализирующая беседа.

Вспомните ещё раз, какую ценность для нас представляют книги. А учебные книги представляют для людей какую-либо ценность?

Чтобы книги долго хранились и люди долго могли пользоваться ими, как необходимо к ним относиться?

Что значит беречь и бережно относиться? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия?

Практическая работа.

Давайте покажем, как правильно нужно перелистывать страницы учебника и «Рабочей тетради». Послушаем, какой ряд это делает тише.

А как правильно убирать в портфель «Рабочую тетрадь» и учебник, как правильно доставать? Покажите, пожалуйста. Послушаем, какой ряд это делает тише, аккуратнее.

Кто из вас догадается, что нужно сделать с учебником и «Рабочей тетрадью», чтобы обложка не испачкалась, не помялась? (Надеть дополнительную обложку.)

Какие виды обложек вы знаете?

А что нужно сделать, чтобы быстро найти ту или иную страницу в учебнике, чтобы не перелистывать все страницы и не искать долго страницу, на которой остановился? (Сделать закладку.)

Какие виды закладок вы знаете?

Выбор наиболее подходящих обложек и закладок для учебника и тетради в совместной работе в группах.

Сейчас каждая группа получит один вид обложки и одну закладку. Ваша задача — доказать, подходит такая обложка и закладка к учебнику или тетради, если да, то почему, а если нет, то тоже объяснить, почему.

Сейчас каждая группа выскажет свои предположения, а остальные дополнят и поправят, если это необходимо.

Молодцы, я надеюсь, что вы будете аккуратно относиться у своим учебникам и «Рабочей тетради», а дома обязательно подберёте для них обложки и закладки.

Подведение итогов урока, рефлексия.

С каким новым учебным предметом и учебником мы сегодня познакомились?

Что ещё нового узнали на уроке?

Чему научились?

Какие выводы сделали из своей практической работы с учебником и тетрадью? О чём всегда нужно помнить?

Что особенно понравилось на уроке? Возникло ли у вас желание учиться по новым учебникам? Почему?

Обсудите дома с родителями, какую обложку вам хотелось бы надеть на свой новый учебник.

Также подумайте и над вариантом закладки для учебника «Литературное чтение». Постарайтесь свой выбор обосновать.

Рекомендации для занятий в семье.

Так как работа на уроке была посвящена осмыслению всех элементов учебной книги и прояснению назначения каждого элемента, а также воспитанию бережного отношения к учебнику, то родители могут дома закрепить с детьми все знания и умения, полученные на уроке. Повторите с ребёнком, какие элементы книги он знает, какую роль выполняет каждый элемент учебника, почему нужно бережно относиться к учебным книгам. Далее хорошо бы предложить ребёнку придумать какой-то свой оригинальный вариант обложки к учебнику, а также вариант закладки. Прежде чем помочь ребёнку выбрать обложку, спросите, к каким выводам относительно выбора обложки и закладки дети пришли в классе и почему. Далее обсудите, какую обложку хотелось бы надеть на учебник и тетрадь, а какая в большей степени подойдёт. Также поговорите с ребёнком о том, что дорогая обложка — не значит хорошая и подходящая, что выбирать обложку нужно, исходя из материальных возможностей семьи. А ещё обложку можно сделать своими руками, но такую, чтобы она не была слишком тяжёлой для корочек. Обложку можно красиво подписать, раскрасить и т. д. Такую же работу можно проделать и по отношению к закладке.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.